Детский фольклор (потешки, колыбельные песни, пестушки, прибаутки, шутки)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Содержание

Введение стр. 3
Особенности детского фольклора стр. 4 - 6
Колыбельные песни стр. 6 - 7
Поэзия пестования стр. 7
4.1 Пестушки стр. 7 - 8
4.2 Потешки стр. 8 - 11
4.3. Прибаутки, шутки стр. 11 - 13
Заключение стр. 14 - 15
Список литературы стр. 16
Словарь понятий, терминов и выражений стр. 17

Вложенные файлы: 1 файл

музыка контрольная.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Чаще других встречаются прибаутки про козу и сороку:

- Ты коза, коза, коза,                       Лубяные глаза,                    Где, коза, была?                         - Жеребят пасла.           - Где жеребята?           - В гору ушли…          Животные часто совершают несвойственные им действия, они поют, плачут, играют на музыкальных инструментах, занимаются хозяйственными делами. Нередко встречаются и фантастические образы.     Приписывание животным необычных свойств приводит к появлению нетрадиционных ситуаций:         Танцевала рыба с раком,         А петрушка - с пастернаком,         А цибуля - с чесноком,         Красна девка - с казаком,         А морковка не хотела,         Потому что не умела.         Содержание произведений определено М.Н. Мельниковым следующим образом: прибаутка «призвана маленький, замкнутый мирок ребенка превратить в «разомкнутый» и бесконечно разнообразный мир, подвести ребенка к пониманию социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий».      Классификация разновидностей предложена М.Н. Мельниковым. Он относит к прибауткам короткие песенки (без элемента комического):   Наша доченька в дому,         Что оладушек в меду,         Что оладушек в меду,         Сладко яблоко в саду.         Прибаутки второй группы названы исследователем прибаутками-шутками, таковыми он считает песенки, в которых говорится о нечистой силе, животных и насекомых, занятых повседневной работой:    Кикиморка на печке          Ширинку шьет,          Петух в сарафане          Овес толчет.           Курочка в сапожках          Избушку метет,          Блоха на пороге          Оботри ноги.

Исследователь также отмечает диалогические прибаутки, прибаутки-притчи, прибаутки-приговорки. Он видит сходство между ними в построении сюжета по вопросно-ответной схеме, тяготении к стихотворной организации текста (мерность строк, повторы, иногда рифма, ассонансы).    Содержание прибауток обусловило и их особенности: «динамично развивающийся сюжет, употребление формул («Как у бабушки козел», «Жили-были», «В некотором царстве»), ограниченный круг действующих лиц, простота фабулы, примитивность построения, незамысловатость словаря, четкость синтаксиса.       Можно также отметить использование риторических вопросов и обращений, обуславливающих особую манеру исполнения, повторы, приемы звукописи, смежную рифмовку. Часто «сказочки» создаются в стихотворной форме: Хорош, хорош дворец,          Соломенный крылец.          Живет старик да бабушка,         Паренек да девушка,          Коровушка с теленочком,         Лошадь с жеребеночком         Да семь овечушек.

 

5. Заключение

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.          Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".  Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.     Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Потешки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.        Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.          Фольклор материнства и детства является уникальным средством для передачи народной мудрости детям на начальном этапе их развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список использованной литературы:

 

1. Аникин В. П. Фольклор как коллективное  творчество народа. М., 1969 год.

2. Капица Ф. С. Русский детский  фольклор: Учебное пособие для  студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Калядич. – Флинта: Наука, 2002 год.

3. Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972 год.

4. Лойтер С. М., Неелов Н. М. Современный  школьный фольклор: Пособие-хрестоматия. – Петрозаводск, 1995 год.

5. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие / Сост. Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова; под ред. Ю. Г. Круглова. – М.: Высш. шк., 2003 год.

 

 

 

 


 



Информация о работе Детский фольклор (потешки, колыбельные песни, пестушки, прибаутки, шутки)