Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2014 в 09:17, реферат
Яркая самобытность стиля Грига кроется в своеобразии звучания народной норвежской музыки. “Я почерпнул богатые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство”.
1.Введение.
2.Жизненный и творческий путь:
2.1. Детство и годы учения;
2.2. Жизнь в Копенгагене;
2.3. Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в Кристиании;
2.4. Европейское признание Грига. Широкая концертная деятельность композитора;
2.5. Произведения второй половины 70-80-х годов;
2.6. Последний период творчества.
3.Характеристика творчества:
3.1. Общая характеристика;
3.2. Лирические пьесы;
3.3. Фортепианный концерт;
3.4. Романсы и песни;
3.5. “Пер Гюнт”.
3.2. Лирические пьесы.
“Лирические пьесы”
составляют большую часть
“Лирические пьесы”
можно назвать “музыкальным
Живые, непосредственные
зарисовки “с натуры” (“Птичка”,
“Бабочка”), отзвуки художественных
впечатлений (“Песня сторожа”, написанная
под впечатлением
Особенности стиля
“лирических пьес” так же
разнообразны, как и их содержание.
Очень многим пьесам
“Лирические пьесы” отличаются большой жанровой разнохарактерностью. Мы встречаем здесь элегию и ноктюрн, колыбельную и вальс, песню и ариетту. Очень часто Григ обращается к жанрам норвежской народной музыки (спрингданс, халлинг, гангар).
Художественную цельность
циклу “Лирических пьес”
Цикл открывается
светлой лирической “Ариеттой”.
Предельно простая, по-детски чистая
и наивная мелодия, лишь чуть
“взволнованная”
Ярким своеобразием
отличается “Вальс”. На фоне
типично вальсовой фигуры
“Норвежский танец”,
живой и задорный, воспроизводит
целую танцевальную сцену. В сменах
мелодико-ритмических фигур, регистровых
и динамических контрастах, словно
видны разные фигуры танца, разные
группы танцующих. Стремительно
“бегущая” мелодия, с четкими
метрическими повторами и
“Листок из
альбома” соединяет
Контрастная тема
средней части, напряженная, динамичная,
соединяющая активные, энергичные
интонации с элементами
В третьей тетради “Лирических пьес” доминируют светлые, поэтические образы природы: “Бабочка”, “Птичка”, “Весной”.
“Птичка”—пример редкостного дара Грига немногими штрихами создать точный и тонкий рисунок. Мелодия пьесы соткана из коротких “поющих” трелей и “скачущего” ритма. Фактура предельно скупа, прозрачна; преобладают яркие звенящие звучания верхнего регистра. Сумрачные тона средней части лишь ярче оттеняют ясность начального образа. “Порхающие” фигурки коды создают ощущение легкости, простора.
В пятой тетради
“Лирических пьес” появляются
новые стилистические черты. Григ
отходит от миниатюры, от камерных
звучаний. Масштабы развития, контрастность
образов, сочные тембровые краски
позволяют говорить об
“Гангар” (“Крестьянский марш”)—распространенный в Норвегии тип танца-шествия (gang—шаг). Это старинный парный танец спокойного и величавого, торжественного характера, размеренного движения. Картина его воспроизведена Григом так, что слушатель, кажется, видит приближение и удаление танцующих, своеобразную пластику движения.
“Гангар” строится на развитии и вариантных повторах одной темы. Тем интереснее отметить образную многогранность этой пьесы. Непрерывное, неторопливое развертывание мелодии отвечает характеру величавого плавного танца. Интонаций свирельных наигрышей, вплетающиеся в мелодию, долгий выдержанный бас (деталь народного инструментального стиля), жесткие гармонии (цепь больших септаккордов), порою звучащие грубовато, “нескладно” (как будто нестройный ансамбль деревенских музыкантов!),—все это сообщает пьесе пасторальность, сельский колорит. Но вот возникают новые образы: короткие властные сигналы и ответные фразы лирического характера. Интересно, что при образном изменении темы ее метроритмическая структура остается неизменной. С новым вариантом мелодии в репризе появляются новые образные грани. Светлое звучание в высоком регистре, ясная тоничность сообщают теме спокойно-созерцательный, торжественный характер. Плавно и постепенно, опевая каждый звук тональности, сохраняя “чистоту” до мажора, спускается мелодия. Сгущение регистровой окраски и усиление звука приводят светлую, прозрачную тему к суровому, сумрачному звучанию. Кажется, что этому шествию мелодии не будет конца. Но вот резким тональным сдвигом (C-dur—As-dur) вводится новый вариант: тема звучит величаво, торжественно, чеканно.
“Шествие гномов”
— один из великолепных
“Ноктюрн”—изумительный по тонкости лирический пейзаж. Блики природы выписаны здесь, кажется, с живописной ясностью, но ни одна “живописная” деталь не выпадает из общего, глубоко лиричного тона “картины”. “Ноктюрн” написан в динамической трехчастной форме. Основу первой части составляет лирическая мелодия. Устремленные вверх “разомкнутые” мелодические фразы, напряженность хроматизмов в гармонии, уводящей от ясных тяготений и устойчивости тоники, неожиданные мягкие и красочные тональные повороты — все это сообщает образу романтическую зыбкость, тонкость нюансов. Но вспомним начало мелодии: она вырастает из короткого наигрыша народного склада, словно доносящегося издали. Простой и понятный, вызывающий образные (пейзажные) ассоциации, он не включается в дальнейшее развитие мелодии, как бы оставаясь живым, “объективным” впечатлением. Так же естественно, продолжая лирический образ, возникают живописные образы: трели птиц, легкое дуновение ветерка. С мастерством колориста Григ сумел придать красочность, тембровую определенность каждой теме. Начальный наигрыш вызывает в представлении тембр рожка, лирический разлив мелодии—теплое звучание смычковых инструментов, светлые переливчатые трели—звонкий и чистый звук флейты. Так в фортепианную звучность привносятся черты оркестральности. В “Ноктюрне” можно проследить лаконичность григовского стиля. Здесь велико выразительное значение мельчайшей музыкальной детали: регистровые контрасты, смена размера от плавного, текучего к более легкому и подвижному, контрасты напряженного развития гармонии в начале, статики в “трельной” теме и красочных гармонических сопоставлений в середине (Piu mosso, нонаккорды в терцовом и тритоновом соотношении), образные контрасты и их музыкальная связь. Важны в “Ноктюрне” и пропорции в соотношении частей: средняя часть, легкая, воздушная, значительно сжата по сравнению с крайними частями. В репризе разлив лирики сильнее, ярче. Краткая и сильная кульминация темы звучит как выражение полного, восторженного чувства. Интересен конец “Ноктюрна”: интенсивное развитие мелодии переводится в сферу красочных созвучий (секвенция на длинной цепи хроматически нисходящих септаккордов). “Трельный” мотив неожиданно набегает тогда, когда слух ждет появления начального наигрыша. Уже лишенный гармонической красочности, с грустным повтором - “эхо” (на полтона ниже), он звучит, как далекий отзвук:
Среди “Лирических
пьес” последних опусов
Пьеса полна энергии, движения, яркой динамики—от приглушенных тонов, скупой прозрачной фактуры начала до звонкого ff, бравурных пассажей, широкого диапазона звучания. Пьеса написана в сложной трехчастной форме. Торжественным праздничным образам крайних частей противопоставлена нежная лирика средней. Ее мелодия, как бы спетая дуэтом (мелодия имитируется в октаву), строится на чувствительных романсных интонациях.
Свои контрасты есть
и в крайних разделах формы,
также трехчастных. Середина вызывает
в представлении танцевальную
сценку с противопоставлением
энергичного мужественного
Для Грига, композитора-лирика,
композитора-пианиста, “Лирические
пьесы” оказались естественной
формой высказывания. Именно поэтому
так полно, разнообразно раскрылась
в этих циклах тематика
3.3.Фотепианный концерт
Фортепианный концерт
Грига — одно из выдающихся
произведений этого жанра в
европейской музыке второй
Три части концерта
соответствуют традиционной
Романтический порыв
чувств, светлая лирика, утверждение
волевого начала — вот
Вторая часть концерта — небольшое, но психологически многогранное Adagio. Динамическая трехчастная форма его вытекает из развития основного образа—от сосредоточенной, с нотками драматизма лирики к открытому и полному выявлению яркого, сильного чувства.
В финале, написанном в форме рондо-сонаты, господствуют два образа. В первой теме — веселый энергичный халлинг—нашли свое завершение народно-жанровые эпизоды, как “жизненный фон”, оттенявшие драматическую линию первой части.