Защита музыкально-исполнительской концепции М.А. Балакирев «Рыцарь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:47, дипломная работа

Краткое описание

Музыкально-исполнительская концепция:
Проект проводится в рамках профессиональной подготовки студентов 4 курса музыкального отделения. Материалы данного проекта позволяют будущим специалистам самостоятельно ориентироваться в музыкальных, исторических, теоретических сведениях; осуществлять поиск нужной информации в интернете; оценивать работы одногруппников и результаты собственной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

рыцарь.doc

— 555.50 Кб (Скачать файл)

 ГБОУ СПО «Волгоградский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

Учебный проект

Развитие  профессиональных компетенций

студентки 4 курса музыкального отделения

Ивановой Анастасии Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита  музыкально-исполнительской концепции

М.А. Балакирев «Рыцарь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2013

Содержание

 

  1. Краткая аннотация проекта:

Проект проводится в рамках профессиональной подготовки студентов 4 курса музыкального отделения. Материалы данного проекта позволяют  будущим специалистам самостоятельно ориентироваться в музыкальных, исторических, теоретических сведениях; осуществлять поиск нужной информации в интернете; оценивать работы одногруппников и результаты собственной деятельности.

  1. Тема:

Развитие профессиональных компетенций студентки 4 курса музыкального отделения Вытновой Анастасии Владимировны.

  1. Творческое название:

Защита музыкально-исполнительской  концепции М.А. Балакирев «Рыцарь».

  1. Цель:

Создать условия, направленные на формирование у студентов  компетенций в сфере самостоятельной  исследовательской деятельности, устойчивой мотивации к самообразованию и саморазвитию.

  1. Проблема:

Умение ясно, логично мыслить и доступно излагать музыкально-исполнительскую концепцию  хорового произведения, что позволит в дальнейшем повысить качество преподавания музыкальных дисциплин в общеобразовательных школах. Разработка и реализация исследовательских студенческих проектов, имеющих практическое значение.

  1. Гипотеза:

Использование различных художественных и технических  приемов хорового дирижирования, дирижерских  навыков при управлении детским вокально-хоровым коллективом.

  1. Основополагающий вопрос:

Нужно ли учителю  уметь доступно излагать музыкально-исполнительскую  концепцию хорового произведения?

  1. Проблемные вопросы:
  • Из каких аспектов состоит учебный проект?
  • Как логически выстроить последовательность работы над музыкально-исполнительской концепцией хорового произведения?
  • Какие существуют приемы работы над хоровым произведением?

 

 

 

  1. План работы.
  • Предварительный этап:

Перед началом  реализации проекта преподаватель  хорового дирижирования проводит консультацию со студентом 4 курса.

  • Начало работы над проектом:

С 6 семестра. Определяются основные моменты работы над выбранным  хоровым произведением.

  • Развитие проекта:

В течение 7 семестра происходит поиск информации и сбор материала по выбранному музыкальному произведению. Организуются практические занятия (проведение хоровых подходов по разучиванию).

  • Оформление результатов учебного проекта в письменном виде. Одновременно с этим готовится выступление студента на открытой защите.
  • Метод оценивания:

Рецензия проверяющей комиссии и выставление итоговой оценки по проекту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально-исполнительская  концепция:

  1. Музыкально-художественный аспект (музыкальный анализ).
  2. Музыкально-исполнительский аспект (какими средствами пения и дирижирования пользуется студент при разучивании хорового произведения).
  3. Музыкально-педагогический аспект (вокально-хоровая работа).

 

План анализа  хоровой партитуры

 

  1. Вступление
  2. Общие сведения об авторе музыки и текста

 

  1. Музыкально-теоретический анализ
  2. Жанр
  3. Форма и структура
  4. Анализ мелодии
  5. Анализ метро-ритмических особенностей
  6. Ладо-тональный план
  7. Анализ гармонического языка
  8. Фактура
  9. Роль аккомпанемента

 

  1. Вокально-хоровой анализ
  2. Тип и вид хора
  3. Диапазон хоровых партий
  4. Тесситурные условия партий
  5. Звукообразование
  6. Звуковедение
  7. Дыхание
  8. Ансамбль
  9. Дикция
  10. Строй
  11. Тембр

 

  1. Исполнительский анализ
  2. Темп
  3. Фразировка

 

  1. Заключение
  2. Значение произведения с точки зрения хорового исполнительства
  3. Задачи дирижера
  4. Список используемой литературы
  5.  
    1. Вступление

 

  1. Общие сведения об авторе музыки и текста.

 

Автор музыки - Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) – великий русский композитор, пианист, дирижер, глава и идейный вдохновитель кружка «Могучая кучка» (Новая русская музыкальная школа. В «Могучую кучку» входили Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи, Стасов), основатель Бесплатной музыкальной школы, которая была создана для приобщения простого населения к высшим музыкальным достижениям современности. Балакирев чутко уловил, что настала пора развивать свою национальную, глубоко народную музыку; а самобытное дарование Милия Алексеевича позволило ему проложить новые пути в музыке.

Вся творческая деятельность Балакирева была посвящена пропаганде национального музыкального искусства.

 

Балакирев родился 21 декабря (2 января) 1837 г. в Нижнем Новгороде. Музыкальное образование Балакирева проходило стихийно. Огромное значение для формирования художественных вкусов будущего композитора имело его знакомство с народной песней, которая звучала у волжских пристаней и на улицах родного Нижнего Новгорода. Первые уроки игры на фортепьяно ему дала мать. Когда Милию исполнилось десять, она привезла его в Москву, где он учился у известного пианиста Дюбюка и Карла Эйзериха.

Осенью 1853 г. Балакирев стал вольнослушателем Казанского университета, однако уже через два года он оставил учебу и переехал в Петербург. Там в 1855 г. произошла его знаменательная встреча с М.И. Глинкой. Тогда же Балакирев успешно дебютировал в столице как композитор и пианист. В 60-х годах он организовал музыкальный кружок, известный под названием «Могучая кучка» или «балакиревский кружок».

В 1862 г. вместе с дирижером Ломакиным основал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу и стал ее руководителем.

В 1883-1894 гг. Балакирев  был главным дирижером Русского Музыкального общества и директором Придворной певческой капеллы.

 

Музыкальные взгляды  Балакирева сложились под влиянием Глинки. Балакирев считал, что первейший долг художника — отражать в музыке жизнь, думы и чувства народа. Необходимо вслушиваться в народную песню, собирать и лелеять ее, потому что в ней воплощено все, что пережито народом за его многовековую историю. Народная песня — неисчерпаемый источник вдохновения для композитора.

Балакирев был убежденным новатором. Он не признавал слепого  подражания классическим образцам. Он требовал от музыканта свободного полета фантазии, умения творить новые формы, отвечающие новизне содержания. 

Умер Балакирев 16 мая 1910 г. в Санкт-Петербурге.

 

Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного.

В симфонических  жанрах им создано 2 симфонии, несколько  увертюр, музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», «Русь».

Произведения  для хора с оркестром: кантата памяти Глинки

Для фортепиано он написал сонату си бемоль минор, 2 фортепианных концерта, блистательную фантазию «Исламей», а также ряд пьес в разных жанрах.

 

Особое место в творчестве Балакирева занимают романсы. В них композитор отразил всю гамму человеческих чувств – трагические переживания и минуты счастья – все, что составляет жизнь человека. Им создано более 30 романсов.

  • 3 забытых романса (1855 год) («Ты пленительной неги полна», «Звено», «Испанская песня»).
  • 20 романсов (1857-1865), среди которых «Обойми, поцалуй», «Баркарола», «Когда беззаботно», «Рыцарь» (К. Вильде), «Мне ли молоду», «Взошел на небо».
  • 10 романсов (1895-1896), среди которых «Сосна», «Ноктюрн».
  • Романсы 1903-1904 г., среди которых «Сон», Я пришел к тебе с приветом».
  • 2 посмертных романса (1909) – «Заря», «Утес».

 

Романс «Рыцарь» был  написан в 1858 году на слова Карла  Густавовича Вильде, ему же он и был посвящен Балакиревым.

 

Вильде Николай Евстафьевич (Карл Густавович фон Вильденау) (1832-1896) - актер, драматург.

В 1858 году он содержал Нижегородский театр. С 1863 года выступал на сцене московского Малого театра как один из ведущих актеров. Писал водевили и комедии, которые имели большой успех - "Молодежь", "В глуши", "Куколка". Вильде принадлежат тексты романсов М. А. Балакирева "Когда беззаботно, дитя, ты резвишься" (1858) и "Рыцарь" (1858).

 

За переложение романса «Рыцарь» для хорового исполнения брались многие музыканты. Переложение для 4-голосного смешанного хора сделано Андреем Дмитриевичем Кожевниковым (1933-2011) – выдающимся хоровым дирижером, профессором, народным артистом России, главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного хора.

Переложение для 3-голосного однородного женского хора сделано преподавателем дирижирования СБОУ СПО «ВПК» Рубцовой Г.В.

 

2. Музыкально-теоретический анализ

 

  1. Жанр.

 

В основе этого хорового произведения лежит вокальное произведение – романс «Рыцарь».

 

Романс (от исп. «romance» - «по-романски») - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания. Это камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсе, как и в песне, обязательна четкость тактов, квадратность, но тем не менее допускаются отступления в виде расширений и вставок.

 

Одной из жанровых разновидностей романса является баллада (другие разновидности – это элегия, баркарола). Романс «Рыцарь» - это баллада.

Баллада – это лирико-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или (в нашем случае) героического содержания.

 

  1. Форма и структура.

 

Произведение «Рыцарь» написано в сложной 3-частной форме с эпизодом, с динамизированной и расширенной репризой.

 

Первая часть (простая 2-частная форма).

 

Начинается инструментальным вступлением из 4 тактов. Представляет собой незавершенный период квадратного строения, который подготавливает к вступлению вокальной партии, создает соответствующее настроение.

 

Хоровая партия состоит  из 2 периодов. Каждая часть простой 2-частной формы этого раздела состоит из периода.

Информация о работе Защита музыкально-исполнительской концепции М.А. Балакирев «Рыцарь»