Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:45, дипломная работа
Пение в хоре – средство общего музыкального развития учащихся. Одна из особенностей хорового пения – возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. И перед учителем стоит задача добиться от учащихся хорошего качественного исполнения. А качество исполнения зависит от многих факторов, одним из которых является работа над ритмическим ансамблем.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………..6
Ритмический ансамбль как средство хоровой выразительности………..6
Элементарные музыкальные инструменты: классификация и характеристика……………………………………………………………10
Глава 2. Практические основы использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем…………………………20
2.1. Методы и приемы освоения детьми шумовых музыкальных инструментов…………………………………………………………………….20
2.2. Работа над ритмическим ансамблем с использованием элементарных музыкальных инструментов ……………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….29
Приложение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………..……………
Наиболее ответственным моментом является инструментальное многоголосие при сопровождении песни. В дальнейшем ученики с помощью преподавателя могут определить, какие инструменты могут звучать в этой песне и какой ритмический рисунок следует на них исполнять. Если в результате получается несложный инструментальный аккомпанемент, то можно сразу распределить инструменты между ребятами. Либо учитель, учитывая все предложения детей, дома готовит несложную партитуру. Тем не менее участие всех без исключения учеников в классе в активном музицировании поднимает на высокий уровень значимость урока музыки, объединяет класс в единый музыкальный коллектив, способствует повышению уровня музыкальной культуры учащихся.
При прохождении сложного ритмически места ученик может проговорить в ритме текстовой фрагмент песни, а затем прохлопать его и простучать его ритм на инструменте, далее соединив все музыкальное предложение с игрой на инструменте.
Инструменты распределены между ребятами, которые освоили ритмический рисунок и готовы воспроизвести его с помощью музыкальных инструментов.
Сначала, каждый индивидуально воспроизводит свою партию, подыгрывает мелодии, которую педагог исполняет на фортепиано, потом проходит работа по парам, по группам инструментов. В зависимости от того, сколько человек задействовано в инструментальном ансамбле. Затем вызываются другие ребята. Они также вначале исполняют произведение поочередно, затем играют вместе.
Главные задачи – не играть громко, все участники музыкального исполнения должны слышать себя и своего соседа. Инструменты не должны заглушать хор, а хор должен хорошо проговаривать слова и выразительно петь. В роли дирижера выступает учитель, он кивком головы показывает начало произведения и помогает сохранению правильного, равномерного ритма и темпа, тем самым выстраивая ритмический ансамбль.
При создании в классе
дифференцированных групп возникает
потенциальная возможность
Достаточно убедительно о значимости инструментального музицирования младших школьников писал Ю.В. Юзбашян: «Инструментальное музицирование в начальной школе имеет огромное значение, способствуя активному развитию музыкальных способностей, закрепляя уже имеющиеся слуховые представления, прививая также исполнительские навыки. Коллективное музицирование в классе, хоровое пение в сопровождении инструментального ансамбля расширяет музыкальный кругозор и поле музыкальной деятельности ребят». [41, с. 63].
Наиболее полно и поэтически образно аспект музыкально-ритмического развития раскрыт Г.М. Цыпиным: «Экспрессивно-поэтическая «расшифровка» ритма при воспроизведении музыкального произведения, его «переживание» играющим – всем этим и создается наилучшая среда для воспитания музыкально-ритмического чувства. Именно с этой точки зрения исполнительская деятельность учащегося может рассматриваться как наиболее благоприятная для развития данной способности» [39, с.26].
Детские музыкальные
инструменты в работе с хором
над ритмическим ансамблем
Разнообразие музыкального
материала позволило планомерно
ввести различные ритмические
Уже в первой разучиваемой
песне для первоклассников «
В русской народной песне-танце «Ах, вы сени» игру на инструменте можно выстроить следующим образом: одна группа учащихся выделяет пульс двух долей с помощью треугольника, а другая – только первой с помощью бубна. Тем самым ярче будет подчеркиваться первая доля, что необходимо в последующем усвоить учащимся.
В песне-игре «Ищи» можно использовать маракасы с динамическим акцентированием исполняемых слогов «И-щи», в остальном же маракасы должны звучать чуть слышно, но ритмически четко, иначе разладится весть метроритмический баланс хора и инструменталистов. Сюда же можно ввести удары палочкой по тарелочке – на вторые доли, что внесет большее чувство ожидания.
В песне Кабалевского «Карусель» можно использовать металлофон (в нисходящей фразе), треугольник (половинные длительности) и буковые палочки (две четвертные ноты в завершении каждой фразы).
Также для детей интересна песня Ю. Чичкова «Восемь поросят», в которой поется о том, что «для зверей открылась школа, и в осенний ранний час прозвенел звонок веселый, распахнулись двери в класс». В несложной партитуре есть оригинальное вступление, где звучание четырех колокольчиков, начиная с маленького, как бы накладываясь через каждые пол такта, «подхватывается» вступлением фортепиано и создается ритмическое ощущение заливистого и веселого школьного звонка.
Песню В.И. Иванникова «Самая хорошая» чаще всего аранжируют для инструментального ансамбля сами дети. На примере фразы «Нас качая в колыбели…» они чаще всего предлагают на бубне исполнять ритм слога ча, на румбе – ритм слогов ча и бе, на маракасах выделять в каждом такте четверть и восьмую (двумя маракасами), на треугольнике – слоги ча, ко, бе, а на кастаньетах чуть слышно исполнять ритм слогов «нас ка-ча…».
Играя песни, учащиеся осознанно начинают ощущать темп произведения, ритмически верно определять вступление своего инструмента и хора, острее чувствовать отклонения от темпа, все это благоприятно сказывается на работу хора, так как каждый его участник, по сути, является и инструментальным исполнителем.
Таким образом, работа над ритмическим ансамблем посредством использования элементарных музыкальных инструментов начинается с разучивания вокально-хорового произведения, прохождения сложных ритмических мест с помощью ритмодекламации, хлопков. А после усвоения детьми ритмической структуры произведения, можно переходить к инструментальному аккомпанированию данной песни с помощью детских музыкальных инструментов. Двигательная природа игры на элементарных музыкальных инструментах позволяет учащимся острее чувствовать темп и его изменения, ощущать ритмические структуры постепенно усложняя их, что положительно влияет на формирование ритмического ансамбля в вокально-хоровой практике. Как основу для использования шумовых инструментов можно использовать музыкальный материал программы начальной школы.
Заключение
Таким образом, данное исследование подтвердило актуальность выбранной проблемы, которая заключается в необходимости теоретически обосновать использование элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем в детском хоре и выявить пути их эффективного применения.
Задачи, поставленные в связи с выявлением условий работы над ритмическим хоровым ансамблем посредством использования детских музыкальных инструментов, решены: выявлены возможности ритмического ансамбля как средства хоровой и художественно-образной выразительности; классифицированы и охарактеризованы элементарные музыкальные инструменты; исследованы методы и приемы освоения детьми шумовых музыкальных инструментов; выявлены возможности использования элементарных музыкальных инструментов в работе над ритмическим ансамблем.
Ритмический ансамбль – это ансамбль, включающий в себя все моменты, связанные с темпом, метром, ритмом. Работа над этим видом ансамбля в вокально-хоровой практике тесно связана с воспитанием у школьников одновременного взятия дыхания и произношения текста, начала пения (вступления) и снятия звука (окончания).
Также использование шумовых инструментов является действенным средством для развития восприятия и метроритмического слуха и хоть оно и не требует особой подготовки и навыка, школьнику все равно нужно освоить инструмент, познакомиться с особенностями строения, звукоизвлечения, чтобы в дальнейшем, игра на инструменте никак не мешала работе над ритмическим ансамблем в детском хоре, а наоборот, являлась эффективным средством. На основе использования этих инструментов можно создать «шумовой оркестр», где ребенок становится активным участником ансамбля независимо от его способностей и умений. Благодаря этому оркестру дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. Основным методом является слуховой. Он требует от ученика серьезной слуховой подготовки и постоянного развития слуха.
В работе над ритмическим ансамблем
с помощью использования
Таким образом, синтез вокально-хоровой
работы и инструментального
Таким образом, цели нашего исследования достигнуты, а задачи решены.
Приложение
Элементарные музыкальные инструменты.
Бубен
Рис. 1
Бубенцы
Рис. 2
Кастаньеты
Рис.3
Маракасы
Рис.4
Румба (пандейра)
Рис. 5
Тамбурин
Рис. 6
Треугольник
Рис. 7
Трещотка
Рис. 8
Список литературы