Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:44, доклад
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия.
Урок музыки – урок
искусства. Это значит, что музыка
определяет все происходящее на занятиях:
характер общения учителя с учащимися,
методы, приемы донесения музыкального
материала, логику организации занятия.
Ведь и строится урок в опоре на закономерности
самой музыки.
Обновление содержания музыкального образования
может идти разными путями, но реальные
сдвиги будут зависеть от того, сумеет
ли учитель по-новому организовать художественно-педагогический
процесс на занятиях музыкой.
Сегодня почти каждый учитель знает: для
развивающего характера любого образования
необходимо, чтобы школьники усваивали
знания и умения в форме развернутой учебной
деятельности. Поэтому главной задачей
на уроке является занятость детей и отвечает
ли эта занятость понятию «деятельность»
или это простая «учебная работа»?
Учебная деятельность по отношению к формам
приобщения к музыке и к подлинным видам
музыкальной деятельности нужна и действенна
на уроках музыкального искусства.
Чтобы музыкальное образование стало
действительно развивающим, надо добиться,
чтобы деятельность школьников на уроках
музыкального искусства осуществлялась
как художественная по содержанию и учебная
по форме.
Такое становится возможным тогда, когда
школьники воспроизводят сами процесс
рождения музыки — самостоятельно осуществляют
творческий отбор выразительных средств,
интонаций, которые, по их мнению, лучше
и полнее раскрывают жизненное содержание
произведения, творческий замысел-автора
(и исполнителя).
Такое возможно и в том случае, если деятельность
ребенка в искусстве выводится на уровень
содержательных обобщении, т. е. философского
рассмотрения проблем жизни и искусства.
А для этого нужна проблематизация содержания
образования — выведение детского мышления
на уровень рассмотрения любого, даже
самого малого и незначительного музыкально-художественного
явления с позиций, которые мы называем
общечеловеческими ценностями.
Стремясь реализовать задачи успешного
обучения, урок музыки я строю на принципах
развивающего обучения.
Применяя на уроках искусства этот принцип,
решаю следующие задачи: личностно- ориентированный
подход, развитие творческих способностей
учащихся, повышение музыкально- творческой
активности, а для этого использую как
традиционные формы проведения уроков,
так и нетрадиционные.
А) Одна из главных проблем музыкальной
педагогики – как превратить урок музыки
в урок искусства. Один из путей решения
данной проблемы – эта разработка технологий,
использование методов, адекватных закономерностям
музыкального искусства. Потребность
в использовании на уроках музыки новых
технологий, особенно в средних и старших
классах, очевидна.
Во-первых, новые педагогические технологии
должны активизировать интерес к уроку
музыки и занятиям музыкой; во-вторых,
должны помочь учащимся определить свое
отношение к окружающему миру, людям, к
самому себе с позиций высокого искусства;
в третьих данные технологии должны помочь
музыкальному развитию школьников и становлению
эстетической культуры, формированию
способности наслаждаться высоко- художественным
музыкальным искусством; в- четвертых
использование новых подходов позволит
активизировать музыкальное самообразование
учащихся.
Сегодняшний урок музыки немыслим без
интеграции с другими видами искусства:
изобразительным искусством, литературой,
формами театрального искусства. Очень
важно на интегрированных уроках показать
взаимосвязь музыки и живописи.
Интегративное музыкально-эстетическое
воспитание учащихся на уроках музыки
происходит через вовлечение их в процесс
собственного художественного созидания,
социально значимого по сущности и направленного
на познание и освоение окружающего мира.
Именно в интеграционном пространстве
возможна творческая деятельность участников
образовательного процесса- учителя и
детей.
Главное для меня – человек, ученик, его
душевное состояние, духовный мир, интерес
ко всему окружающему.
Принося музыку на урок, вместе с учащимися
разбираясь в ее тонкостях, открывая и
удивляясь неизведанному, стараюсь пробудить
желание, пробудить себя; разбудить стремление
к познанию мира и себя через музыку.
^ Метод моделирования художественно-
творческого процесса, представляет собой единую
систему не только последовательно развивающихся,
но и детерминированных творческих заданий,
раскрывающих связи искусства с окружающим
миром. Я считаю необходимым условием
на уроке создание активного выражения
себя в творчестве каждого ребенка, независимо
от индивидуальных его возможностей. Первое—
четко сформулированная учителем задача;
второй — постепенное, совместно с учащимися,
решение этой задачи; третий — окончательный
вывод, сделать который и произнести (всегда,
когда это возможно) должны сами учащиеся».
Для углубления понимания художественного
образа – поэтического, музыкального,
решая задачи осмысления понятий «прекрасного»,
«образа», я ввожу детей в мир мастера
путем ролевых игр. Например, составление
учащимися собственных сценариев на основе
биографических данных мастеров, интересных
событий, связанных с созданием того или
иного шедевра. Дети с удовольствием выбирают
полюбившийся им персонаж, готовят самостоятельно
образно- художественный текст, действуя
от имени этого персонажа. Найденный ими
материал по биографии, творчеству композитора
или художника собирается в папку. Такие
виды работ позволяют учащимся в процессе
общения с искусством почувствовать значимость
творческого начала и желание реализовать
собственный творческий потенциал.
^ Метод детского творчества дает возможность включать поисково-
художественную практику учащихся в их
познавательную деятельность.
Опыт работы показал, что очень результативным
творческим методом является изображение
музыки в рисунке. На уроках использую
игровые приемы объяснения новых понятий,
обмен впечатлениями о музыке в устной
и письменных формах, коллективно и индивидуально,
вокальное и инструментальное творческое
музицирование, выполнение заданий поискового
и творческого характера.
^ Игровые приемы объяснения новых понятий использую
на разных этапах изучения темы. С первых
уроков в 1 классе я говорю ребятам, что
музыка живая, в ней бьется сердце. Музыка
умеет говорить, у нее своя особенная речь,
которую надо понимать. Во втором классе
та же мысль находит воплощение на новом
уровне: как все живое, музыка рождается
из маленькой клеточки, зернышка, прорастает,
развивается, приобретает определенную
форму, ей присущую… А раз музыка живая,
к ней надо относиться, как к другу, надо
уметь ее услышать, почувствовать, пережить,
иначе она ничего не раскроет тебе.
В четвертом классе я часто цитирую «Маленького
принца» Экзюпери: «Самого главного глазами
не увидишь – зорко одно лишь сердце».
Эти прекрасные глубокие слова многое
дают ребятам в их осмыслении музыки и
жизни.
Атмосфера прекрасного, волшебного, сказочного
никогда не оставляет человека равнодушным,
в любом возрасте в нем есть тяга к чему-
то необычному, таинственному, романтичному.
От меня, личности учителя, от моего слова,
умения интересно преподнести материал,
зависит создание атмосферы увлеченности
на уроке.
Большую помощь в осуществлении развивающего
обучения и активизации интереса к уроку,
является обучение с использованиеминформационно- коммуникационных
технологий, электронного инструментария : синтезатора,
компьютера. Использую в процессе музыкально-
педагогической деятельности аранжировки
песен, прослушивание музыкальных произведений
с готовых аудионосителей (СД), просмотр
видеофрагментов.
В этом помогают разработанные программы,
которые рекомендованы к использованию
на уроке музыки, выход в Интернет. Энциклопедические
программы помогают найти сведения о композиторах
и их произведениях, информацию в «Словаре
музыкальных терминов». Ученики создают
творческие проекты о композиторах, исторических
направлениях в развитии музыкальной
культуры и т. д. Возможности компьютерных
средств обучения позволяют создать презентацию.
На уроках музыки и предмета «Искусство»
«МХК», я применяю электронные ресурсы
в виде материала на дисках к своему рассказу,
а также фрагменты из экранной культуры.
Особое место в художественной культуре
занимает кино, которое оказывает огромное
влияние не только на другие виды искусства,
но и на восприятие искусства вообще.
Одним из методов успешного обучения является групповая работа на уроках. Так, размышляя над построением
занятия в 8 классе по теме «Роль русской
народной песни в музыкальной драматургии
оперы М Мусоргского «Борис Годунов»,
ребята готовят в группе и индивидуально
материал исследования по этико-эстетическому
образу произведения, исторической справке
по творчеству и биографии изучаемого
композитора или художника.
Каждый год происходят новые открытия
среди детей. Как известно, что нет неталантливых
детей, есть только неразбуженные дети,
и моя задача, как руководителя вокального
и хорового кружков, помочь каждому найти
самого себя через переживания и перевоплощения,
через образ роли.
Поэтому основная цель педагога как на
уроке, так и во внеклассной работе – воспитать
настоящего слушателя, понимающего музыку
и искусство вообще, активную творческую
личность, преобразующую окружающий мир.
Главное то, что метод моделирования художественно-творческого
процесса реализует востребованность
детского творчества, что является непременным
условием развивающего образования. Любая
форма приобщения к искусству должна носить
именно творческий характер в подлинном
смысле этого понятия, являться деятельностью
как таковой, а не работой по образцу.
Особенно эффективна в этом плане работа
над программой индивидуального развития
вокального исполнения для одаренных
школьников. Ученики, посещающие вокальный
и хоровой кружки, активнее на уроке при
анализе и сравнении музыкальных произведений,
обладают большим запасом терминов и аргументов,
показывают элементы актерского мастерства.
С большим удовольствием выступают в школьных
концертах , на сцене сельского Дома Культуры,
принимают участие в творческих вокальных
конкурсах (например- районный конкурс
юных вокалистов «Соловушка»), районных
фестивалях детского творческого. В рамках
НОУ «Лидер», которое работает в школе
4 года, творчески одаренные ученики занимаются
исследовательской работой.
Ребенок, который не может утвердиться
в точных науках, здесь себя чувствует
личностью, тем, что он дарит окружающим
радость.
Сегодня почти каждый учитель знает: для
развивающего характера любого образования
необходимо, чтобы школьники усваивали
знания и умения в форме развернутой учебной
деятельности.
Анализ успеваемости учащихся показал,
что выбранные мною методы результативны.
Учащиеся имеют интерес к предмету, нет
удовлетворительных оценок.
Итогом развивающего музыкального образования
должно стать представление учащихся
о деятельности музыканта – композитора,
исполнителя, слушателя в их триединстве
как о высоком проявлении человеческого
творческого потенциала, как о большом
интеллектуальном и эмоциональном труде
души, как о высшей потребности в преобразовании
человека.
^ Дебаты – эффективное средство обучения
и развития учащихся
Богданова Л. А.,
учитель истории и обществознания
МОУ «Щученская СОШ»
В условиях современной России перед учителями
стоит проблема не только заинтересовать
учеников, передать им знания, но и научить
пользоваться этими знаниями в жизни.
Одним из наиболее эффективных средств
решения этой проблемы являются дебаты.
Дебаты представляют собой не просто увлекательную
игру, но и эффективное средство развития
учащихся, формирования у них качеств,
способствующих эффективной деятельности
в условиях современного общества. Дебаты
помогают формированию критического мышления,
навыков системного анализа, собственной
позиции, искусства аргументации, иными
словами, тех качеств, которые так необходимы
каждому человеку в условиях становления
рыночной экономики и демократического
общества.
Всем известно, как русские люди (взрослые
и особенно дети) любят спорить. Но наши
обычные споры отличаются такими особенностями,
как:
Все это используется на многочисленных
телевизионных ток-шоу, где ошибочно
споры называют дебатами.
На уроках культуры общения дети узнают
о правилах ведения эффективного спора,
которые обеспечивают возможность установить
истину, добраться до решения вопроса
Дебаты, в отличие от спора «на установление
истины» и спора «на победу», рассматриваются
как публичное регламентированное обсуждение
какой-либо общественно значимой проблемы
(вызывающей всеобщий интерес, но не имеющей
на данный момент однозначного решения)
с целью формирования общественного мнения
по этой проблеме.
Цель дебатов - найти, проанализировать
и продемонстрировать оппонентам и аудитории
как можно больше разных аргументов в
поддержку своего тезиса.
Дебаты не призваны определить на месте,
кто прав и как решить проблему (это не
дискуссия), они должны дать возможность
участникам и слушателям получить некоторые
аргументы для дальнейшего обдумывания
и принятия решения в будущем.
Для демократического общества публичные
дебаты очень важны, поскольку они:
Для многих людей слово «дебаты»
стало неразрывно связано с интересной
и познавательной интеллектуальной
игрой, представляющей собой особую
форму дискуссии, которая ведется по
определенным правилам.
^ Правила проведения дебатов. Выбирается проблема для дебатов, и на
подготовительном этапе участники разбиваются
на две группы. Каждая группа формулирует
свой тезис, который она будет защищать,
например, выбрана проблема: «Телевидение
- добро или зло?». Одна команда формулирует
тезис «Телевидение - это добро», другая
- «Телевидение - это зло».
Тезисы не обязательно должны быть взаимоисключающими.
Они могут просто раскрывать разные стороны
проблемы, например: «Телевидение вредно
для детей, но полезно для взрослых», «Телевидение
помогает умным, но вредит глупым» и т.д.
Важно, чтобы оба тезиса, сформулированные
группами для защиты в ходе дебатов, были
разными, раскрывали разные стороны избранной
для обсуждения проблемы.
Определив тезис, каждая группа поддержки
подбирает аргументы для его защиты, готовит
выступления для капитана и члена команды
и вопросы к оппонентам (то есть к другой
команде).
На последнем этапе подготовки определяются
члены команд, выбираются капитаны. Члены
команды окончательно выбирают аргументы,
распределяют их, обдумывают, что включить
в выступление капитана, а что - в выступление
члена команды, что вынести в заключительное
слово.
^ Правила для участников дебатов
2.В своем выступлении
3.Слушать, не перебивая. Не раздражаться,
сохранять приветливость.
4.Нельзя использовать фразы Я не согласен, Вы не правы,
Это неверно и подобные.
5.Не критиковать, вопросы задавать только
на прояснение. Благодарить за ответ на
каждый вопрос.
6.Аплодировать оппонентам.
7.После завершения дебатов все участники
жмут друг другу руки.
Мои ученики в прошлом году участвовали
в дебатах по проблеме «Всегда ли нужно
говорить правду».
- Сама пешком тащусь, не за что подъехать.
- А мобильный телефон?
- Если был я бы позвонила, чтоб меня встретили.
Он отстал. А, если бы она сказала правду,
лишилась бы и денег и телефона.
Использовали исторические события. Во
время великой Отечественной войны наши
солдаты, партизаны, разведчики, попадая
в плен, под страшными пытками не говорили
правды, чтобы не выдать своих.
Дебаты в учебном процессе могут использоваться
в следующих формах:
Существует программа «Дебаты»,
реализуемая с 1993 года Институтом «Открытое
общество».
В нашей школе дебаты активно используются
в 10-11 классах на уроках обществознания.
Например, по теме: «Технический прогресс
ведет к гибели цивилизации». Утверждающая
команда доказывала этот тезис, а отрицающая
сторона убеждала, что технический прогресс
не ведет к гибели цивилизации, а способствует
ее развитию «Может ли Россия быть хранительницей
ядерных отходов?» На уроках истории: «Петровские
реформы – прогрессивное явление в истории
России», «Декабристы: политическое безрассудство
или возможность перемен?» и другие.
^ Цели и задачи использования дебатов
в процессе обучения
Использование дебатов в учебном процессе
способствует созданию устойчивой мотивации
обучения, так как достигается личностная
значимость учебного материала для учащихся,
наличие элемента состязательности стимулирует
творческую, поисковую деятельность, а
также тщательную проработку основного
изучаемого материала; позволяет решать
следующие задачи:
Такая полуфункциональность свидетельствует
о неоспоримых достоинствах дебатов
и обязана структуре дебатов
как таковых.
Уважаемые коллеги! Используйте на своих
уроках дебаты. Они не только расширяют
общекультурный кругозор, развивают интеллектуальные
способности, исследовательские и организационные
навыки, творческие качества, коммуникативные
умения, ораторские способности, формируют
гражданскую позицию и навыки жизнедеятельности
в демократическом обществе, но и учат
учиться и совершенствоваться, не останавливаясь
на достигнутом.