Изучение музыкального фольклора на уроках музыки в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. В искусстве мы можем отразить свое отношение к окружающей действительности. Но и сама жизнь человека, его деятельность, природа и предметный мир - все это также источник, эстетических переживаний ребенка. Искусство - одна из форм общественного сознания, отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства.

Содержание

Введение................................................................................................................. 3
1. Цель и задачи музыкального образования в начальной школе ..................... 6
2. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
как предпосылки их музыкального развития.................................................... 10
3. Музыкальный фольклор: понятие, жанры..................................................... 17
4. Формы и методы изучения музыкального фольклора на уроках музыки в
младших классах ................................................................................................. 24
Список литературы ..............

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

Жанры музыкального фольклора:

  1. Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
  2. Исторические песни. Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их художественное своеобразие остается недостаточно изученным. В дореволюционной науке их нередко признавали деградацией героического эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления). Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое значение. Это также художественно-историческое произведение о прошлом. Ее отношение к прошлому активно : в ней отражены исторические воззрения народа в еще большей мере, чем историческая память. Историческое содержание в песнях передается сказителями сознательно. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события, отношения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких исторических представлений о времени. Сознание исторической ценности передаваемого и своеобразные представления народа, а не только механическое запоминание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен.
  3. Песенная лирика  (народная лирическая песня). Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра. Например, женские песни семейной тематики, начиная со свадебных, как наиболее старые и традиционные помнятся лучше других. 18 века и несколько больше половины 19 века, прожили чуть больше столетий и совсем исчезли из народного репертуара после военной реформы.
  4. Удалые песни. Недолог был век и удалых песен. Возникшие как противодействие крепостному гнету, они были поддержаны вниманием передовых поэтов и вызвали множество откликов и подражаний в художественной литературе. Но они быстро забывались после реформы, уступив место новым произведениям и новым формам борьбы и протеста.
  5. Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.
  6. Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками.
  7. Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.
  8. Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например говорят в бане:

С гоголя – вода,

С младенца – худоба!

Укатися вся.

  1. Подблюдные песни. Данные песни использовались в гадании и свое название получили в связи с игрой, которой сопровождалось гадание. В блюдо каждый играющий клал свой предмет (обычно колечко), затем пелись «подблюдные» песни. Ведущий игру не глядя вынимал из блюда первое попавшее под руку кольцо. Содержание песни относили к тому, чье кольцо оказывалось вынутым. Образ подблюдной песни заключал в себе иносказание, намек, по которому судили о будущем. У песни был обязательный припев, который закреплял гадание.
  2. Свадебные песни. Они занимали самое важное место в составе свадебного обряда: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция – обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Своё назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.
  3. Величания – жанр песенного восхваления преимущественно жениха, невесты. Изначально функция величания в свадьбе соединялась с заклинательной магией: благополучие, счастье невесты и жениха, их родных представлялись реальными, уже наступившими. В поздних формах заклинательную магию в величаниях вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, бытового достатка вне связи с магией. В этих песнях создавались идеализированные образы девушки и парня, жениха и невесты.
  4. Причитания – лирические произведения, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, её родственников и подруг, других участников свадьбы. Изначально функция причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста представляла свой уход из семьи как действие, свершающееся против ее воли, чтобы избежать нежелательной мести покровителей очага. Но, возможно, что уже и в ту далекую пору плач явился в какой-то степени и прямым выражением подлинных чувств невесты в момент расставания с семьёй. Позднее причитания лишь отчасти следовали древнему ритуалу и по большей части стали прямым выражением чувств людей, которых кровно касалось драма разлуки с семьёй. Наиболее существенная стилевая особенность причитания – передача смятенных чувств человека. Слёзную тональность причитаний, строгую эпичность песен и торжественность величаний в свадьбе хорошо дополняли так называемые корильные песни – песни – шутки, часто пародии на величания.
  5. Корильные песни исполнялись в семье жениха и невесты после свершения всех основных действий свадебного «чина». Их функция чисто развлекательная и юмористическая. Цель исполнения корильных песен в обряде – высмеять его участников, укорить их, обругать за скупость, нежелание наградить певцов за исполнение песни.
  6. Заговоры и заклинания – прозаические произведения магического характера и практического назначения. Художественную природу жанра определяет, с одной стороны, связанная с анимизмом стихийная поэтизация древних верований, с другой – важное, с точки зрения простолюдина, практическое назначение заговорного слова. Отсюда в них отчетливые представления о действенном слове как слове точном и сильном. Древняя поэзия заговоров свидетельствует, что верования живут дольше той действительности, в которой они возникли.

Здесь лишь поверхностно рассмотрены некоторые жанры русского фольклора. Еще многие вопросы остались не освещенными. Однако даже это поверхностное изучение показывает какой громадный путь развития прошел русский фольклор. Он вошел в историю нашей страны как активный участник всей нашей жизни, каждого человека в отдельности, начиная с рождения до самой его смерти.

ВЫВОДЫ:

1. Термин folklore  переводится  с английского как «народная  мудрость». В произведениях устного  народного творчества воплотились  народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана  народная мудрость. Музыкальный  фольклор - это народные песни  и танцы, былины и инструментальные  наигрыши.

2. Известны такие жанры  музыкального фольклора, как русский  героический эпос (былины), исторические  песни, песенная лирика  (народная  лирическая песня), удалые песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, подблюдные песни, свадебные песни,  величания, причитания, корильные песни, заговоры и заклинания.

 

 

4. Формы и методы изучения музыкального фольклора  
на уроках музыки в младших классах

Основой при формировании эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.

Существенную роль в этом играет работа учителя музыки, включающего в содержание занятий с младшими школьниками фольклорные произведения.

При этом решаются такие задачи, как:

- Создание условий для становления гражданской позиции личности.

- Развитие национального самосознания личности, как проявление общечеловеческих ценностей.

- Включение учащегося в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт.

На занятиях проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение музыки, хореографии, истории фольклора и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому ребенку.

В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены педагогические принципы:

1. Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая  личность неповторима, каждый ребенок  – чудо.

2. Интерация различных  видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.

3. Широкое привлечение  игровых технологий, интереса, как  факторов педагогической свободы  обучения.

4. Принципы гуманизации, необходимости постоянного духовно-нравственного, этического совершенствования.

Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.

В процессе обучение осуществляются:

1. Знакомство с народно-обрядовой  культурой России.

2. Вокально-хоровое обучение.

3. Обучение элементам хореографии, основам народного танца.

Учебно-творческая программа рассчитана на 2 года обучения.

Освоение фольклорных произведений преимущественно происходит в форме игр. При этом дети обучаются навыкам самостоятельных действий в пении; самостоятельному подбору вариантов игр, танцевальных   движений;  приобщаются к песенному, музыкально-игровому творчеству.

Народные игры с пением и движением развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:

- Развитие творческой индивидуальности.

- Эмоциональное развитие.

- Воспитание эстетических, патриотических чувств.

- Развитие музыкальных способностей.

- Развитие духовной сферы.

- Развитие самостоятельности, физическое развитие.

Удачной формой обучения фольклору может послужить постановка музыкальной сказки «Теремок» по методике педагога-музыканта Н.А. Метлова3. Эта работа помогает активизировать творческую активность ребят.

На занятиях, посвященных устному народному творчеству, через пословицы, поговорки, сказки дети раскрывают для себя нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. По темам: «Труд», «Дружба» они подбирают пословицы, поговорки, составляют ребусы, кроссворды, придумывают мелодии колыбельных песен.

При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Эта творческая деятельность находит свое отражение в фольклорных праздниках. К примеру, один их них может носить название «Пошутим – посмеемся» (знакомство детей с обрядами осеннего цикла), что обогатит ребят знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Ребята используют эти знания и во время осеннего праздника «Жниво» (игры, песни, импровизация обрядов осенних календарных праздников). После изучения обрядов зимнего цикла дети с увлечением будут изготавливать «козу», которую потом «водить» с собой во время «колядования», разучивать игровые сценки, играя роли, перевоплощаться в героев, подбирать себе костюмы, петь колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике «Накануне Рождества» (рождественские игры, праздники, обряды, песни и гадания). Знакомясь с обрядами летнего цикла, дети готовятся к празднованию «Троицы»: плетут «венки», украшают разноцветными ленточками «дерево березку», знакомятся с обрядом «кумления». Готовясь к «Деревенским посиделкам», они подбирают частушки, поговорки, считалочки, небылицы, мальчики показывают свое мастерство в игре на ложках, девочки – в рукоделии.

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.

На занятиях по фольклору обязательно проводится вокально-хоровая работа. Знакомились с певческой установкой пения сидя, стоя, вырабатываются навык вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших попевок на 3-х звуках, вырабатывали мягкую атаку звука.

Из своего опыта я знаю, что процесс формирования певческих навыков зависит от индивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки, с которой они пришли в детское объединение, что влияет на характер становления навыков и качество результатов обучения.

Процесс формирования певческого голоса труден, т.к. младшие школьники еще не умеют анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая деятельность принимает особый характер управляемый, целенаправленный. Наиболее рациональным способом развития памяти является запоминание и частое повторение небольших заданий и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строится на развитии образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если ученики осознают свои ошибки и умеют отличать хороший результат от плохого.

Информация о работе Изучение музыкального фольклора на уроках музыки в младших классах