Изучение нотной грамоты на уроке музыки при помощи компьютерных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:09, контрольная работа

Краткое описание

Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка - есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение нотной грамоты на уроке музыки при помощи компьютерных средств.docx

— 167.19 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету

«Музыкальная информатика»

на тему: «Изучение нотной грамоты на уроке музыки при помощи компьютерных средств»

 

 

студентка 4 курса

факультета «Музыкальное искусство»

Скворок Д.В.

Руководитель: Орлова И. П.

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2012

Введение

Применение современных  компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью  использования современных технических  средств можно повысить мотивацию  ученика. В качестве основной цели использования  информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию  познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предмет музыки, как  никакой другой, располагает возможностями  для творчества, так как музыка - есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность  к творчеству, самореализации, совершенствованию.

В последние годы при изучении музыки все чаще используется компьютерная техника, поэтому мы можем значительно  обогатить методические возможности  занятия.

Выполнение функции обучения - наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении.

Задачи применения компьютера в обучении:

1.      обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2.      обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3.      повышение наглядности учебного процесса;

4.      поиск информации из самых широких источников;

5.      моделирование изучаемых процессов или явлений;

6.      организация коллективной и групповой работы.

По целям и задачам  обучающие компьютерные программы  делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками. Очень важно, чтобы ученик около компьютера не чувствовал зависимости от него, задавленности им. Он должен осознать и принять мысль, что управляет компьютером человек, контролируя процесс от начала до конца.

 

 

 

 

 

 

Изучение нотной грамоты на уроке музыки при помощи компьютерных средств

В музыкальном обучении, используемые технические средства, такие как: диафильм, диапозитив, учебные фильмы, кинопроектор, лингафон, магнитофон, проигрыватель – можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые. Кинофильмы без звука, диафильмы и диапозитивы – экранные средства. Запись звука на магнитную плёнку и его передача, грампластинка, радиовещание входили в звуковые средства 20 века. Звуковое кино, звуковой диапозитив и диафильмы, учебные телепередачи считали экранно-звуковым. Иначе, его называют и аудиовизуальным средством  и применялись до компьютеризации.

В настоящее время в  музыкальном обучении вместо технических  средств отдельная роль отводится  компьютеру. Компьютер – это техническое, дидактическое средство, позволяющее  усовершенствованию знаний, навыков, расширению и углублению практического мышления обучающихся в этом направлении.

Как и во всех сферах, в  музыкальном обучении наблюдается  положительная тенденция изучения теории и практических курсов посредством  современных компьютерных технологий.

Целью использования компьютера в музыкальном обучении является не замена обучения на оригинале, а  быстрое, практичное выполнение таких  задач как запись каждой мелодии  в современном стиле, её усовершенствование, перенос, воспроизведение, переработка, анализ, практическое использование  имитационной модели.

В обучении, направленном к  личности требуется самостоятельный  анализ теории и практической части  нового материала со стороны обучающего, необходимость возникновения воображения  в итоге доказанных в его сознании заключений. Для этого обучающийся  должен уметь продолжить обучение в  любом времени и пространстве за пределами аудитории. Компьютерные технологии всегда могут дать эту  возможность.

Так были созданы программы для обучения первоначальной музыкальной грамоте при помощи компьютера и контролирования приобретённых знаний в школе. При создании подобных программ предусматриваются две цели. Первая – иметь широкие знания о 88 белых и чёрных клавиш на фортепиано, расположении октав, знаков альтерации, длительность нот. Вторая цель – самостоятельный поиск информации  и закрепление приобретённых знаний через компьютер.

Все эти программы:

1) оказывают большую помощь при получении навыков чтения нот.

2) обуславливают обратную связь между полученными знаниями и результатом.

3) не требуют оценок приобретённых знаний со стороны постороннего человека (самостоятельная работа учащегося).

4) позволяют повышать свои навыки не только ученикам и студентам, но и учителям. Потому что, чем широк спектр приобретённых знаний, тем возрастает необходимость их повторения.

Согласно этим программам возрастает скорость усвоения знаний по общей музыкальной грамотности в школе. Информатизация войдёт в определённое русло, имеется возможность повторения усвоенного материала.

Нотную грамоту  учащиеся изучают на инструменте фортепиано. Потому что, вышеуказанные положительные возможности способствуют совершенствованию этого музыкального инструмента. До него созданный клавишный клавесин уступил фортепиано, где технические возможности исполнения на много широки и рождение динамической возможности дало быстрому распространению этого музыкального инструмента. В клавесине звуки издаются путём трения о спицы, а в фортепиано путём удара деревянных молотков.

Жизненные наблюдения показывают, первоначальное представление о  музыке у людей дают чёрные-белые  клавиши фортепиано. У некоторых  людей сама клавиатура вызывает особое чувство волнения. Эти моменты  в большинстве случаев бывают только в детстве. И многие ребята мечтают о своём фортепиано. Но иногда действительность и её условия  приводят к угасанию их интереса.

Навыки музыкального исполнения приобретаются у детей школ музыки и искусств, а также учащихся в общеобразовательной школе. Здесь, в основном, большое значение имеет знание нот, их расположение в октавах, их длительность и правописание.

Восприятие услышанных звуков даёт хороший результат посредством живого исполнения на музыкальном инструменте, а не слушанием мультимедиа.

Какое слушание, по мнению специалистов подвержено развитию? Анкетирование показало, что в процессе чтения нот у обучающихся вместе с взглядом с одной ноты на другую, происходит действие пальцев путём опоры на осязание пространства. Правильнее всего развить образовавшийся звук посредством точного исполнения темпа мелодии. В этом процессе помимо глаз и пальцев активное участие должны принять шея, левая и правая рука, плечи, поясница, а также ноги.

Чтение нот – сложный  процесс. На усвоение его уходит больше времени, чем на изучении кириллицы  или латинских букв.

Приведём примеры из жизни. Учащиеся ДМШ и ДШИ на уроках теории музыки и сольфеджио непрерывно пользуются изображением одной октавы в нотной тетради. Наблюдения показывают, что это функционирует основной формулой для учащихся на каждом занятии и по ней выполняются многие задания. В аудитории обычно стоит одно фортепиано, пользователей же достаточно много, что способствует использованию имитационной модели этого музыкального инструмента в компьютере.

Некоторые задания приходится выполнять дома, в условиях, где нет фортепиано. В этом большую помощь оказывает рекомендуемые программы изучения нот  посредством компьютера. Эти программы просты в использовании, отличаются понятностью направления от простого к более сложному, как для учителей, так и для учащихся. Потому, что они не требует больших затрат и могут быть установлены в любом учебном заведении и дома.

Далее приводится программное  содержание изучения музыкальных нот  для учащихся начального этапа при  помощи компьютера.

1. “Репетитор по нотной грамоте” http://jukofff.ru/ (рисунок 1) – совмещает функции обучения и контроля знаний, может применяться для самостоятельной работы на уроке, проведения контрольных работ и фронтального опроса.

Рисунок 1 – “Репетитор по нотной грамоте” http://jukofff.ru/

Используются задания из разделов “Клавиатура”, “Нотный стан” для проверки знаний по расположению нот на клавиатуре и на нотном стане. В репетиторе предусмотрена система подсчёта результатов и возможность их выведения на печать. Программа подводит общий итог баллов, выделяя правильные ответы.

2. “Нотный тренажёр”  NoteTrainer 1.0 (рисунок 2) – предназначен для формирования навыков параллельного распознавания нот на клавиатуре и в нотной записи. Произвольная нота из выбранного диапазона появляется на нотном стане, а пользователю нужно щелчком кнопки мыши правильно нажать клавишу на отображённой на экране клавиатуре пианино.

Рисунок 2 – “Нотный тренажёр” NoteTrainer 1.0

Таким образом, учащиеся совершенствуют навык перенесения нотной записи на клавиатуру. В программе предусмотрены выбор и установка необходимого уровня сложности. Подсчет баллов предусматривает взаимоконтроль студентов.

3. “Note Zapper” (“Музыкальные аркады”) http://virartech.ru/ – может эффективно использоваться на раннем этапе обучения, стимулирует развитие основных навыков, таких как музыкальная грамотность, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память, чтение с листа. Процесс развития осуществляется последовательно и в комплексе, во взаимодействии одного навыка с другим, закрепление учебного материала происходит в игровой форме. Цель игры – “охота за нотами” – обучение чтению с листа. Результат достигается путем установления прямой связи между нотами на клавиатуре пианино и нотами на нотном стане. Когда ноты проплывают по экрану, учащийся должен их сбить нажатием правильной ноты на экранной клавиатуре. Программа имеет гибкие возможности установки режимов сложности заданий, позволяет легко определять уровень основных навыков с помощью очков (баллов), подводит общий итог, выделяя правильные ответы.

Интерактивный тренинг по совершенствованию навыков прочтения метро-ритмических обозначений и развитию метро-ритмического слуха осуществляется с использованием следующих музыкальных компьютерных программ.

1. “Репетитор по нотной  грамоте”, http://jukofff.ru/

В разделе нотный стан, задание  Н6, студенты отрабатывают навык прочтения длительностей, в разделе “Такт” – учатся читать ритмический рисунок такта, определяют его размер. Программа подводит общий итог баллов, выделяя правильные ответы.

2. “Musik Replay” (“Музыкальные аркады”) http://virartech.ru/

В разделе “Повтори ритм”  учащиеся, повторяя предложенный ритмический  рисунок, в соответствии с выбранным  уровнем сложности активно развивают  чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память. Программа подводит общий итог баллов.

Далее учащимся можно предложить провести экспертный (выходной) контроль по практическому применению полученных знаний по нотной грамотности. Например, предложить записать музыкальный фрагмент известной песни в программе “MuseScore 1.0” (рисунок 3) с помощью существующих в данном нотном редакторе музыкальных символов (нот, пауз, ритма, темпа и т.п.).

Рисунок 3 – программа  “MuseScore 1.0”

“MuseScore 1.0” ( www.musescore.org) – позволяет набрать необходимый нотный текст, прослушать получившийся музыкальный материал, на слух определить ошибки, если они были допущены, и исправить их, вывести нотный текст на печать. В дальнейшем учащиеся должны исполнить этот фрагмент на реальном инструменте.

Таким образом, построение урока с применением компьютерных технологий помогает выявить уровень знаний и возможностей каждого учащегося, благодаря системному подходу и пошаговому обучению. Учащийся выполняет задание в отрезок времени, соответствующий его индивидуальным возможностям, степени понимания, осмысления и запоминания. Учебная деятельность учащегося становится осознанной, его позиция на уроке перестаёт быть пассивной и не сводится лишь к восприятию информации. Формируются навыки самообучения и самоорганизации, включающие широкое применение различных форм контроля для проверки результатов обучения.

Применение интерактивных  компьютерных программ на уроке позволяет  сделать процесс обучения более  интересным, мотивированным и самостоятельным, что ведёт к повышению качества учебного материала, усилению образовательных  эффектов, реализации дифференцированного  подхода к учащимся с разными  способностями и уровнем готовности к обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе мы выяснили, что при изучении нотной грамоты  мы можем изучать её также доступно на компьютере, как и на бумаге. Так как зрительная информация и зрительные впечатления лежат в основе восприятия современного учащегося, логическое мышление которого формируется в значительной степени под влиянием компьютера и телевидения.

Мы выяснили, что с помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. Показали, что использование информационных технологий на уроках музыки вызывает активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. Именно этого и помогают добиться современные компьютерные технологии.

Информация о работе Изучение нотной грамоты на уроке музыки при помощи компьютерных средств