Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:22, доклад
Скоморохи и домра в XVI-XVII веках. В.В. Андреев и реконструированная им трёхструнная домра. Г. П. Любимов - создатель четырёхструнной домры. Исполнители-домристы 20-40 годов XX века. Домристы - лауреаты Всесоюзного смотра-конкурса исполнителей на народных инструментах (Москва, 1939 г.). Домра в системе музыкального образования. Видные исполнители 50-70 годов XX века: А. Симоненков, А. Александров, Р. Белов, Б.Михеев, В. Яковлев. А. А. Цыганков - исполнитель и композитор.
______________________________
Скоморохи и домра в XVI-XVII веках. В.В. Андреев и реконструированная им трёхструнная домра. Г. П. Любимов - создатель четырёхструнной домры. Исполнители-домристы 20-40 годов XX века. Домристы - лауреаты Всесоюзного смотра-конкурса исполнителей на народных инструментах (Москва, 1939 г.). Домра в системе музыкального образования. Видные исполнители 50-70 годов XX века: А. Симоненков, А. Александров, Р. Белов, Б.Михеев, В. Яковлев. А. А. Цыганков - исполнитель и композитор. Творческий портрет Т. И. Вольской. Всероссийские и Международные конкурсы исполнителей на народных инструментах и их влияние на формирование академической домровой школы. Домристы 80-90-х годов XX века: И.Ерохина, С. Лукин, М. Уляшкин. Развитие исполнительского мастерства на альтовой домре.
"Вопрос о бытовании
домры на Руси в прошлых
веках оставался долгое время
предметом споров и дискуссий,
в особенности после того, как
реконструированная Андреевым
Замечено разночтение в трудах учёных о происхождении инструмента, его предназначениях, способах игры. Например, В. И. Даль описывает домру следующим образом: "Домра […] азиятская балалайка, с проволочными струнами[…] едва ли это не коренное русское или славянское слово от "дуть", "дму" потому, что встарь это было духовое орудие, дудка" (Словарь живого великорусского языка). Н. И. Костомаров в "Очерках домашней жизни и нравов великорусского народа в XVII столетии" (СПб, 1887) отмечал, что среди скоморохов "одни играли на гудке, другие били в бубны, домры и накры", то есть причислял домру к ударным инструментам.
"К счастью, в некоторых старинных дворцовых записях первой половины XVII столетия сохранились свидетельства о домрачеях, т. е. игрецах на домрах, и о выдававшихся им деньгах на покупку домерных струн, из чего с полной несомненностью заключаем, что домра была инструмент струнный".
"Домра принадлежит
семейству так называемых
"Русская домра гораздо древнее, чем нередко полагали её исследователи. Ещё арабский путешественник X века, побывавший на Волге в 921 году, при описании погребального обряда у "русов" отмечал, что умершему ставили в могилу - наряду с пищей и питьём - также и "тунбур". В комментариях видного историка, академика И. Ю. Крачковского к этому тексту даётся следующая расшифровка: "Тунбур - струнный инструмент с круглым ящиком и длинной ручкой для струн" [...]. Финдейзен подчёркивает, что, во всяком случае, это был струнный инструмент, напоминавший арабу его родную лютню".
Таким образом, первые сведения об инструментах домрового типа, бытовавших у славянских племен ("русов"), относятся ко времени, предшествовавшему принятию христианства и татаро-монгольскому нашествию. Это в корне меняет наше представление о домре как инструменте, будто бы заимствованном у восточных народов в эпоху татаро-монгольского ига.
С другой стороны, по словам
К.Верткова, "предположение о
Как выглядела домра того времени? М.Имханицкий, изучая древние рукописные документы, обнаружил ряд рисунков, иллюстраций, где художники изобразили среди прочих русских инструментов домры. Например, в "Евангелии поучительном" 1524 года, в Псалтыри (1558-1573 годы) - миниатюра "Давид с музыкантами", в "Апокалипсисе" XVII века (1650-1680 годы) - окружение царя Давида, в Годуновской псалтыри 1591 года (Ипатьевский монастырь в Костроме) и т. д. На всех изображениях домра представляет из себя круглый кузов с небольшим грифом и разным количеством струн. Вот почему В. В. Андреев был прав в построении конструкции современной домры: он не отошел от народного образца.
"При сопоставлении
всех найденных изображений
Итак, домра - представитель
многочисленного семейства
Литературные источники XVI-XVII веков убеждают нас, что у скоморохов домра была одним из самых распространенных и любимых инструментов. Более того, в Москве в XVII веке даже существовал целый "домерный ряд", где домра продавалась наряду с другими инструментами. Так, по свидетельству известного историка И. Е. Забелина, в 1634 году "в Домерном ряду куплено за 49 коп. шесть домер потешных, в хоромы царевен для потехи". "Наличие такого торгового ряда говорит ещё о том, что существовал не один кустарь-одиночка, изготовлявший и продававший домры, а целое торгово-производственное сообщество [...]".
Своим возрождением домра, прежде всего, обязана В.В.Андрееву, который задался целью ввести в состав балалаечного ансамбля другие народные инструменты.
"В 1896 году мне
были любезно доставлены г-жой
А.А.Мартыновой две балалайки
(обе с тремя струнами), приобретённые
ею в Вятской губернии в
Котельническом уезде и
" Новая домра мало
отклонялась от находки
Первые домристы: В.Т.Насонов, С.А.Мартынов - домра дискант, П.П.Каркин (Каркиянен) - альт; позднее - 1898 - Н. В. Чороков - пикколо, Д.М.Пыжеев - малая, С. Л. Попов - бас и т. д. Об исполнительском мастерстве тогдашних домристов судить трудно: нет свидетельств, но если проанализировать партитуры Андреева, Фомина, Насонова, то видно, что домры чаще всего дублировали балалайки, больше всего исполняли кантилену. По мнению Н.Г.Бекназарова и А.Н.Лачинова, первые домристы заложили основу современного искусства игры на домре - посадку, первые приёмы звукоизвлечения. Особая роль в этом принадлежит Петру Петровичу Каркину, который и осуществил в начале XX века первые издания пьес для домры (Б.Годар "Колыбельная", Д.Грациоли "Болеро", А. Симонетти "Романс" и др.).
Вскоре появились и солисты. "К 1909 году относится первое упоминание о сольном выступлении домриста. И хотя автор публикации (Музыка и пение. - 1909. - № 10) неодобрительно отозвался о выступлении исполнителя, вынесшего на суд слушателей свою "Фантазию для домры", факт сольной игры на инструменте зафиксирован. Через два года резонанс от выступлений домристов изменился в лучшую сторону. Например, в рецензии на выступление в Москве 3 февраля 1911 года домриста Прэделя читаем: "Его домра, по виду игрушка для забавы, трёхструнный инструмент (ординарного набора), положительно всё время держал слушателей в напряжённом состоянии. Здесь и торжественно-мистическое пение виолончели, и лёгкие быстрые арфообразные пассажи, какая трель!.. А эти трезвучия, эти аккорды, которым позавидовал бы любой гитарист… Из сыгранного в особенности осталось у нас в памяти "Румынская песня" с вариантами, затем его фантазия "Мечта". А впрочем, у г. Прэделя всё сильно. Крупный он артист". Играл Прэдель в ансамбле с гитаристом Берёзкиным. Отдельные солисты выступали в оркестровых программах (например, во время гастролей Великорусского оркестра в Париже "дуэт домр (круглых мандолин) также заслужил много одобрений".
К 1908 году относится появление разновидности домры - четырёхструнной квинтового строя . Авторами нового инструмента стали Г.П.Любимов и музыкальный мастер С.Ф.Буров.
Григорий Павлович Любимов (наст. Модест Николаевич Караулов) родился 26 января в Петербурге. Его отец - Николай Андреевич, учитель, из мелкопоместных дворян, - был одним из активных членов общества "Народная воля". Умер в тюрьме. В 1889 году семья переехала в Псков, где семилетний Модест слушал балалаечный оркестр В.В.Андреева. Под впечатлением от концерта Караулов создал в гимназии из своих сверстников балалаечный ансамбль. После гимназии - Москва, музыкально-драматическое училище, учёба в классах контрабаса у С.А.Кусевицкого и теории музыки у Г.Э.Конюса.
Денежные трудности заставляли подрабатывать слесарем, столяром, типографским рабочим. В 1904 году активно участвовал в революционной работе, а за события 1905 года был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь, откуда сбежал вместе с женой Н.В.Асеевой (пианисткой, ученицей А. Скрябина). После побега жил под псевдонимом Любимов в Москве, где устроился дирижёром оркестра к меценату А.И.Гучкову. Здесь и состоялось знакомство с С.Ф.Буровым.
1908 год - первая попытка
создания четырёхструнной
Информация о работе История домры и домровое исполнительство XVI-XX веков