Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:08, доклад
Изучая концертмейстерское искусство, нужно помнить, что аккомпанемент, как часть музыкального произведения, является сложным комплексом выразительных средств, в котором содержится выразительность гармонической опоры, ее ритмической пульсации, мелодических образований, регистра, тембра и т.д.
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ |
Издавна бытует мнение о том, что научиться хорошо аккомпанировать невозможно: аккомпаниаторское умение - это "дар божий", "прирожденный талант" и т.д. Такое мнение существует обычно в случаях, когда то или иное практическое умение представляет собой чисто эмпирический навык, когда еще не разработаны методические пути его освоения. Я полностью согласен в данном случае с атором статьи о принципах концертмейстерского искусства в вокальной музыке преподателем детской школы искусств имени Д.Б.Кабалевского А.В. Носаль города Шахты Ростовской области и публикую данный материал для Вашего прочтения. КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ ИСКУССТВО. ПРИНЦИПЫ ИСКУССТВА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА. Ни в коем случае не умаляя
роль таланта и специфической
одаренности в Особенно ярко прослеживается принцип концертмейстерского искусства в вокальной музыке, - в единстве словесного текста, солирующего голоса и всего комплекса его сопровождения. Аккомпанемент вокальных произведений оказывается важным фактором, помогающим глубже в природу музыкального содержания. КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ ИСКУССТВО: МЕЛОДИЯ И АККОМПАНЕМЕНТ. В искусстве коцертмейстера Музыкальный образ складывается в результате интеграции выразительных средств, из которых каждое выполняет специфическую роль. Среди них мелодия в наибольшей степени связана с интонационным выражением личности. Под термином "выражение" подразумевается активное высказывание, излияние, речь. Наличие мелодической линии неуклонно вызывает представление о личности (субъекте высказывания), выявляющей себя в бесконечном разнообразии и богатстве интонаций. Воспроизводя голосом запомнившиеся моменты, попевки, мелодии, мы как бы повторяем их органичность. Мелодия есть основной критерий человечности: есть мелодия - присутствует Человек. Очень часто мелодическая характеристика присваивается образам природы, сказочно-фантастическим образам в музыке. В целях характеристики отрицательных персонажей или явлений композиторы к разрушению певучести и благозвучия мелодии, к резким интервалам, ломанному спазматическому ритму и т.д. Если в основе мелодии
лежит интонационное Изучая концертмейстерское искусство, нужно помнить, что аккомпанемент, как часть музыкального произведения, является сложным комплексом выразительных средств, в котором содержится выразительность гармонической опоры, ее ритмической пульсации, мелодических образований, регистра, тембра и т.д. Эта сложная организация представляет собой смысловое единство, требующее особого художественно-исполнительского решения. Благодаря взаимосвязи и выразительности тембра, регистра, динамики и других средств музыкальной выразительности достигается синтетическое единство, подчиненное главной цели - солирующему голосу. ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СРЕДСТВА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО ИСКУССТВА. Рассмотрение типичных форм аккомпанемента характерных для концертмейстерского искусства должно направить внимание исполнителя на ряд важных моментов:
Эти общие задачи следует
дополнить рассмотрением Если в инструментальной музыке тот или иной оттенок и его мера определяются знанием стиля и жанра, ощущением общих музыкальных закономерностей, темпераментом и вкусом исполнителя, то в музыке вокальной исполнение подчиняется также и более объективным и точным критериям логики. Момент понимания образа, метода его воплощения поэтом и композитором, роли того или иного исполнительского средства, особенностей технологии "вокальной речи" становится необходимой опорой художественности сопровождения и ансамблевого контакта. КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ ИСКУССТВО: АРТИКУЛЯЦИЯ. Понятием "артикуляция" - определяется абсолютная протянутость отдельных звуков в пределах обозначенной временной доли и характер их звуковедений. В штрихе legato звук заполняет всю временную долю и переходит в другой звук без перерыва звучания. В штрихе pizzicato , staccato и т.п. имеет место прерывистость звучания. Между тем тот или иной вид артикуляции определяется существенными, содержательными основаниями и имеет важнейшее значение для обрисовки реалистического конкретного образа. Основной вид мелодической артикуляции - пластически гибкая и связная линия legato, часто дополненная определением "contabile", совершенно очевидно восходит к принципу пения. Поэтому и мелодизация аккомпанемента, возникновение сопутствующих голосов вызывает образ сочувственных реплик. Тесная связь с декламационным
принципом оказывает Существенной стороной артикуляции является разнообразная трактовка лиг. Разная степень пропетости длинного звука, характер окончания лиги - более отрывистый или мягкий затухающий или активный - в связи со словесным текстом приобретает особую образную и эмоциональную выразительность. В отличие от инструментальной музыки, в вокальной - словесный текст, стихи являются отправной точкой для создания образа, красок в сопровождении. КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ ИСКУССТВО: АГОГИКА. Частым камнем преткновения в аккомпанементе является агогика вокального исполнения. В формальном отношении агогика представляет собой ускорение или замедление движения не приводящее к перемене среднего темпа. Здесь очень важна чуткость аккомпаниатора, умение пойти за вокалом, чувствовать "кожей" малейшие темповые отступления, а главное исполнять их со вкусом и в меру. Концертмейстеру не следует воспринимать агогические отступления солиста как неожиданность, случайность, произвол. Он должен понять их логичность и эмоционально-смысловую оправданность, воспринять и усвоить художественный образ и все тонкости и оттенки музыкальной речи персонажа. Концертмейстер должен помочь солисту вести фразу, предоставить ему удобную цезуру для дыхания, поддержать выразительность, пунктуации, содействовать артикуляции речи, подкрепить экспрессивные взлеты эмоций, объединять и разделять мысли-предложения и более крупные смысловые части в произведении. Эти принципы и составляют основную предпосылку ансамблевой синхронности в исполнении. КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ ИСКУССТВО: ДИНАМИКА. Динамика - одно из наиболее действенных средств индивидуальной интерпретации произведения. Необходимо рассматривать художественную роль сопровождения как совокупность "дополняющих обстоятельств", обладающих разной степенью активности. Три момента - поддержка, сопоставление, противоречие - образуют соответственно три степени смысловой связи: фон, диалог и конфликт. Этим обосновывается и конкретная мера соответствия аккомпанемента: пока сопровождение только фон, оно подчинено солирующему голосу (личностному образу) - служит ли оно фоном живописно-изобразительным или обрисовывает внутреннее состояние. При этом его динамический уровень не находится в параллельно-механическом соответствии с развитостью фактуры и определяется только художественным образом. Почти уравнивается с сольным голосом в плане динамики мелодизированный аккомпанемент, где возникают попевки, имитации голосоведения ступеней и важна особенно слаженность в ансамбле. Наконец, принцип противоречия, конфликта возникает из противопоставления индивиду чего-то превосходящего его по мощи: разбушевавшихся стихий, обрушивающих на человека свою силу, гиперболических олицетворений Судьбы, Войны, Смерти, а также массовых, коллективных образов. Таким образом, в зависимости от конкретной художественной функции, в сопровождении может быть использован весь диапазон силы звучания, от крайнего pianissimo до предельного forte. Рассмотренные важнейшие
исполнительские средства: агог И в заключении нужно еще раз отметить наиболее существенные и важные принципы аккомпанемента: ЧЕРТЫ ИСКУССТВА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА: ПРИНЦИПЫ АККОМПАНЕМЕНТА.
Содержательность и |
Информация о работе Концентмейстерское искусство в вокальной музыке