Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:45, курсовая работа
В последующие годы Мессиан путешествует по разным странам, давая мастер-классы и выступая в качестве органиста. С 1966 — профессор класса композиции в Парижской консерватории. Среди его учеников — Пьер Булез, Жерар Гризе, Хенрик Гурецкий, Питер Донохоу, Эугениуш Кнапик, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Ивонна Лорио, Микис Теодоракис, Карлхайнц Штокхаузен и другие известные музыканты.
Введение…………………………………………………………………………….
Глава I. «Техника моего музыкального языка»…………………………………..
История создания и содержание……………………………………………...
Ритм в творчестве О.Мессиана……………………………………………….
Мелодия в творчестве О.Мессиана…………………………………………...
Аккордика и гармония в творчестве О.Мессиана…………………………...
Глава II. Ладовая система О.Мессиана……………………………………………
2.1 Основные положения…………………………………………………………..
2.2 Первый лад ограниченной транспозиции…………………………………….
2.3 Второй и третий лады ограниченной транспозиции…………………………
2.4 Четвертый, пятый, шестой и седьмой лады ограниченной транспозиции…
Заключение………………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………….
Первый лад делится на 6 групп, по 2 звука в каждой; он имеет две позиции (рис.18). Это - целотоновая гамма. Из-за своей характерности он почти совсем избегается Мессианом в употреблении, «если только он не скрыт в наложениях ладов, которые делают его неузнаваемым».
2.3. Второй и третий лады ограниченной транспозиции
Второй и третий лады
являются наиболее употребитеьными для
Мессиана, поскольку они имеют малое число
транспозиций (ограниченность — один
из характернейших атрибутов мессиановской
системы).
Лад 2 (рис.18) можно транспонировать
три раза, так же как уменьшенный септаккорд.
Он делится на 4 симметричные группы, каждая
из трех звуков.
Лад 3 (рис.18) имеет 4 позиции,
так же как увеличенное
Лады имеют как мелодическую, так
и гармоническую реализацию. Ладовые аккорды
могут состоять из любых звуков лада, однако
для каждого из ладов Мессиан определяет
наиболее «типичные» аккорды. Кроме основополагающего,
«центрального» аккорда, включающего
в себя все звуки лада, композитор избирает
определенную аккордовую структуру из
нескольких звуков, которую начинает перемещать
по ступеням данного лада (каждый голос
аккорда движется строго по ладовому звукоряду).
Таким образом выводятся «типичные» аккорды
лада; для лада 2, например, они следующие
(рис.19):
На рис.19: А - аккорд,
включающий все звуки лада (бифункциональное
наложение двух септаккордов); В — последовательность
ладовых аккордов, в которой чередуются
трезвучие с дополнительной увеличенной
квартой (в обращении квартсекстаккорда)
и доминантсептаккорд с дополнительной
секстой — в который раз все те же интервалы.
Для лада 3 эти аккорды иные (рис.20):
На рис.20: А — аккорд, включающий все звуки лада (=резонансному аккорду с дополнительным звуком es); В — последовательность ладовых аккордов— три типа структур (а, Ь, с).
Также из ладовых
аккордов Мессианом конструируются
и некоторые последовательности, образующие
подобия кадансов. Гармонические формулы
кадансов (совместно с мелодическими)
становятся стереотипными, характеризующими
каждый данный лад, и неоднократно используются
в разных сочинениях. Примеры двух формул
кадансов: первая (рис.21) – типичная формула
лада 2, вторая (рис.22) – лада 3:
Рис.21
Несмотря на то, что лады ограниченных транспозиций имеют мало точек соприкосновений с нашей ладогармонической системой, им не противопоказаны некоторые ее атрибуты и свойства. Мессиан рассматривает ладовые отклонения, модуляции, наложения ладов (полиладовость), а также формулирует отношение своих ладов к тональной и атональной музыке.
Ладовое отклонение
— это изменение транспозиции лада. Часто
встречается явление, при котором 1-й такт
написан в ладе 2 во второй транспозиции
(звукоряд от cis), а 2-й — в том же ладе 2,
но в первой транспозиции (звукоряд от
his = c). Ладовая модуляция — непосредственный
переход из одного лада в другой. На рис.23
и рис.24 представлены модуляции из лада
2 в лады 4 и 6:
Картина ладовой техники Мессиана дополняется полиладовостью. Наиболее сложные ладовые конструкции создаются прежде всего наложениями ладов. Как правило, каждый из сочетающихся ладов имеет свою собственную фактуру, свой мелодический и ритмический рисунок, индивидуальные динамические указания — полиладовость у Мессиана всегда подчеркивается, а не вуалируется.
2.4. Четвертый, пятый,
шестой и седьмой лады
Лады 4—7 (рис.18) имеют
по шесть транспозиций, как увеличенная
кварта, — их использование влечет за
собой большее разнообразие, поэтому эти
лады встречаются на практике гораздо
реже. Они делятся на две симметричные
группы. Именно эти четыре лада доводят
число «ладов ограниченной транспозиции»
до семи. Невозможно найти другие лады,
имеющие шесть транспозиций; все иные
комбинации, делящие октаву на две симметричные
группы, приведут: либо к началу звукорядов
ладов 4, 5, 6 и 7 от других ступеней, нежели
первая (что меняет порядок интервалов,
но не звуки и аккорды ладов); либо к образованию
арпеджио известных аккордов; либо к неполным
ладам 2.
Для четвертого лада характерны
различные квартовые сочетания, а все
звуки пятого лада образуют знакомый «аккорд
из кварт». Последовательность аккордов
может быть не только в виде параллельного
движения, образующего гармонические
секвенции. «Типичные» аккорды шестого
лада излагаются Мессианом в двухъярусном
противодвижении (рис.25):
Заключение
Все описанные и систематизированные
Оливье Мессианом в его научных трудах
«Техника моего музыкального языка» и
«Трактат о ритме» средства и приемы композиции:
особые ритмические структуры, методы
мелодического развития, собственная
теория ладов ограниченных транспозиций
– актуальны и имеют возможность применяться
в современной музыке.
Некоторые эти средства до Мессиана
уже были известны и практически осваивались
другими композиторами, но именно ему
удалось объединить их в одну цельную
систему и активно использовать в своих
сочинениях.
И все же, рассматривая системы
ритма, мелодики и гармонии Оливье Мессиана,
мы можем лишь более явственно увидеть
черты, роднящие его с традициями французской
музыки прошлых веков и с современным
музыкальным творчеством. Молодые французские
композиторы послевоенных лет развили
принципы композиционной техники Мессиана.
Они преодолели колористическую роскошь,
излучаемую даже его последними произведениями,
сделав свой язык более строгим и аскетичным.
Но они унаследовали его эмоциональный
дуализм - стремление отразить душевный
мир современного человека, постигающего
жизнь в сиюминутности событий дня и отвлечении
от ее конкретности.
Литература
1. Мессиан О. «Техника моего
музыкального языка». Пер.Ю.А.Шичалиной.
Москва, 1995 г.
2. Екимовский В.А. «Жизнь и творчество
Оливье Мессиана». Москва, 1987 г.
3. Куницкая Р.И. «О ритме и гармонии в творчестве
Оливье Мессиана». «Проблемы ритма и гармонии»,
вып. 50 ГМПИ им. Гнесиных.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/