Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:08, контрольная работа
Профессионально важные качества музыканта-исполнителя являются одним из важнейших слагаемых мастерства интерпретатора. В музыкальной среде личность музыканта понимается через его способность дарить людям красоту, надежду, возвышать и облагораживать душу, делать ее чище, и прекрасней. Одним из важных критериев успешной исполнительской деятельности являются такие черты, как воля, внимание (сосредоточенность) и воображение.
Волей называют то особое свойство человека, которое помогает ему преодолевать различные затруднения и препятствия на пути к цели.
Личность интерпретатора
Профессионально важные качества музыканта-исполнителя являются одним из важнейших слагаемых мастерства интерпретатора. В музыкальной среде личность музыканта понимается через его способность дарить людям красоту, надежду, возвышать и облагораживать душу, делать ее чище, и прекрасней. Одним из важных критериев успешной исполнительской деятельности являются такие черты, как воля, внимание (сосредоточенность) и воображение.
Волей называют то особое свойство человека, которое помогает ему преодолевать различные затруднения и препятствия на пути к цели. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность. К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, выдержка. Целеустремленность проявляется в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Решительность – в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Настойчивость – выражается способностью доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Самостоятельность проявляется в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Привести примеры проявления этих качеств в интерпретации музыкального произведения.
Одним из влиятельных факторов художественного творчества является воображение как его основа и ядро. Художественное воображение воплощено непосредственно в художественных произведениях (это можно убрать). Музыкальное произведение существует в трех ипостасях, а именно: в виде записанных композитором нот, живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот, взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах деятельности – создании музыки, ее исполнения и восприятия – обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна полноценная музыкальная деятельность. Основным средством в передаче музыкального образа при работе с авторским текстом является техническое мастерство исполнителя, с помощью которого он находит нужный темп, ритм, динамику, агогику, тембр. Успех интерпретатора связан с тем, насколько хорошо он чувствует и понимает целостный образ музыкального произведения. Слушатель сможет понять то, что хотел выразить композитор посредством исполнителя, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут вызывать те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения. В художественном творчестве реализуется такая важнейшая особенность воображения как его значительная эмоциональность. Переживая различные чувственные настроения и воплощая их в художественные образы, музыкант заставляет зрителей, слушателей страдать, радоваться, переживать вместе с ним.
«Сосредоточенность – вечная тайна всякого совершенства» (Стефан Цвейг «Мендель – букинист»). Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы с произведением. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенного вида деятельности. Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.
Высоко ценили «культуру сосредоточения» (чье определение?) известные музыканты. Прославленный скрипач-педагог Л. С. Ауэр считал, что «если данное лицо не способно к <…> длительной сосредоточенности», то занятия игрой на скрипке являются для него «простой потерей времени» (Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Л., «Тритон», 1993, с. 12.). «Сосредоточенность – это первая буква в алфавите успеха», – заявляет Гофман (Гофман И. Цит. Соч., с. 130). В высказываниях ряда русских и иностранных пианистов и фортепианных педагогов конца XIX и первой половины XX столетий Маргариты Лонг, Андрея Стоянова, Артура Рубинштейна многократно подчеркивается, что «продуктивность всякой работы всецело зависит от сосредоточенности на ней внимания», что «внимание и концентрация мысли» есть «главное», «причина всякого успеха», «психологический фундамент успешной работы на фортепиано» [].
Музыкант-исполнитель, раскрывая содержание произведения вносит нечто свое, оригинальное, поэтому проникновение в замысел обусловлено творческой индивидуальностью, разной трактовкой исполнения одного и того же произведения адекватно авторскому замыслу. Музыкант-исполнитель, являясь посредником между композитором и слушателями, должен обладать специфическими личностными свойствами: способностью быть публичным, устанавливать контакт с залом, вызывать у слушателей эмоциональный подъем, вживаясь в мир образов, создаваемых разными композиторами.
В свою очередь, Л. А. Баренбойм отмечает, что «исполнитель должен обладать рядом важных качеств: творческой страстностью (иначе говоря, творческой способностью ярко, эмоционально, страстно воспринимать художественное произведение), сосредоточенностью, рельефным представлением («видением» или внутренним слышанием), гибким воображением, пылким и сильным желанием воплотить и передать воплощенное другим, творчески эстрадным самочувствием, высоким интеллектуальным уровнем, общей и специальной культурой, связанной со спецификой фортепианного исполнительства, техническим мастерством». (Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974, с.336)
Все выдающиеся деятели музыкального искусства сходятся в одном: лишь тогда интересен музыкант-исполнитель, когда он – личность. «Как бы хорошо исполнитель ни овладел мастерством, если сам он незначительный человек и ему самому нечего сказать слушателю, его воздействие будет ничтожно» (Гольденвейзер А. Об исполнительстве. – В кн. «Вопросы фортепианного исполнительства», вып. 1. – М., 1965, с. 62).
Информация о работе Личность интерпретатора музыкального произведения