Методика работы с ансамблем русских народных инструментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение методов работы с ансамблем русских народных инструментов.
Исходя из цели, ставим следующие задачи:
изучить и проанализировать литературу по данной теме;
рассмотреть методы работы с ансамблем русских народных инструментов;
изучить методы работы с ансамблем русских народных инструментов;
проанализировать методы работы с ансамблем русских народных инструментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Организационные основы работы с ансамблем русских народных инструментов……………………………………………………………………...5
1.1. Организация творческого коллектива……………………………….…..….5
1.2. Сущность и этапы репетиционного процесса……………………………....12
Глава II. Методические приемы работы руководителя с ансамблем русских народных инструментов………………………………………………………...18
2.1. Методика работы руководителя с детским коллективом…………………..18
2.2. Концертная деятельность ансамбля русских народных инструментов……26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список..………………………………………………..…….34

Вложенные файлы: 1 файл

Federalnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovat.docx

— 54.90 Кб (Скачать файл)

В работе с детьми необходимо учитывать психологические и  физиологические особенности, характерные для данного детского возраста. Например, для детей младшего школьного возраста (1-2) класс:

- несформированность, хрупкость всего организма и, как следствие, быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности;

- отсутствие навыков систематической,  целенаправленной умственной деятельности;

- цепкая память;

- небольшой объем произвольного внимания, преобладание непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активизации путём переключения на разные объекты;

- яркое образное воображение,  его конкретность;

- склонность к игре.

Неучитывание руководителем этих важнейших факторов ведёт к быстрой утомляемости детей, потере интереса к данному виду деятельности и, следовательно, снижению результативности обучения детей.

Работа по развитию исполнительских  навыков в детском коллективе включает в себя обще музыкальную подготовку, обучение игре на инструментах, занятия в ансамбле или оркестре. Под обще музыкальной подготовкой понимается изучение элементарной теории музыки, музыкальной литературы, занятия по развитию музыкальных данных участников коллектива.

Первоначальные сведения по элементарной теории музыки руководитель может сообщить сразу всей группе начинающих, используя обычную классную доску с начерченным нотным станом. Дальнейшее изучение теории можно продолжить частично на занятиях по спец инструменту и ансамблю. Руководитель знакомит участников с элементарной теорией музыки, последовательно располагая материал по темам.

Занятия целесообразно проводить  с инструментом в руках, закрепляя  пройденный материал игрой и записью  звуков на доске. Изображение звука на нотном стане начинающий музыкант должен связывать со слуховыми и физическими игровыми ощущениями.

Изучение музыкальной  литературы необходимо для расширения музыкально-эстетического кругозора  и формирования музыкального вкуса. Знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей происходит, главным образом, во время репетиционной работы над репертуаром, что требует от руководителя большой ответственности за подбор произведений. Даже чтение с листа ставит задачу не только отрабатывать отдельные элементы исполнительской техники, познакомить с творчеством какого-либо композитора или музыкальным произведением.

Творчество композитора, стили, жанры и отдельные музыкальные  произведения можно изучать, прослушивая  коллективно видеозаписи, передачи радио и телевидения с предварительными пояснениями руководителя. Участники должны уметь охватывать музыкальное произведение в целом, мысленно сопоставлять, сравнивать, узнавать определённые темы, образы. [4; 112 с.]

Самое серьёзное внимание нужно уделить развитию музыкального слуха участников коллектива, и в первую очередь таких его видов, как интонационный, внутренний, ритмический, а также музыкальной памяти. Для этого используются следующие формы занятий: сольфеджирование, слуховой анализ, диктанты.

Руководитель детского коллектива несёт полную ответственность за эстетическое воспитание, как своего коллектива, так и слушательской аудитории. Главную роль в этом играет репертуар. Репертуар должен быть тесно связан тесно всей системой учебно-воспитательной работы и спланирован на два-три года вперёд. Репертуар формирует музыкально-теоретические знания участников, совершенствует их исполнительские навыки, вырабатывает направленность художественно-исполнительской деятельности коллектива. От правильного выбора репертуара зависит мастерство и качество исполнения. При подборе произведений для ансамбля необходимо соблюдать известные принципы художественности, разнообразия, доступности Репертуар должен быть актуальным и современным.

По возможности, в детском  коллективе необходимо учитывать пожелания ребят и включать в репертуар сочинения, которые они хотели бы исполнить. Руководитель должен тактично корректировать и направлять высказываний в отношении репертуара, принимая во внимание не совсем сформировавшийся вкус детей и ограниченность их музыкально-исполнительского опыта. Он неназойливо рекомендует нужные произведения, тем самым, подводя к заранее намеченному им списку произведений. У детей создаётся впечатление, что произведения они выбирали сами.

Большую роль в росте самосознания молодых музыкантов, да и в формировании оркестра как творческого коллектива в целом играет успешное концертное выступление. Детей радует общественное признание, у них появляется ощущение полезности своего дела, возникает и укрепляется чувство артистизма, растёт уверенность в собственных силах, стремление подняться ещё на одну ступеньку исполнительского мастерства.

После каждого выступления  коллектива необходимо сделать краткий  анализ игры, отметить достоинства  и недостатки исполнения, при этом дать возможность высказаться и самим ребятам, в тактичной форм с пожурить допустивших ошибки и отметить лучших.

К каждому участнику коллектива нужно найти правильный индивидуальный подход, для чего необходимо знать  детскую психологию, уметь, наблюдать и, конечно же, любить детей. Следует постоянно изучать особенности интеллекта, эмоции, воли, характера каждого члена коллектива. Одним руководитель помогает укрепить свою волю, стать более настойчивым в занятиях, другим лишний раз доходчиво объясняет теоретический материал, третьим разъясняет, преодолевать замкнутость, застенчивость.

Дисциплинированность, инициативность, заинтересованность в общей работе дирижер должен воспитывать в  детском коллективе с первого  же дня общение с ним. Необходимо быть точным и пунктуальным при проведении репетиций – нельзя допускать опозданий. К началу репетиций инструменты должны быть построены. Очень важно приучить юных музыкантов сразу же прекращать игру при соответствующем указании дирижера.

Руководитель должен познакомить участников с дирижерскими жестами, убедить их в необходимости внимательно следить за руками дирижера. Необходимо проводить такие упражнения: во время игры резко или постепенно прибавить темп, замедлить его, остановить игру совсем; усилить или убрать звучность, показать постепенное крещендо, диминуэндо. Эти упражнения практикуются, когда пьеса уже выучена и оркестранты знают свои партии. Во время репетиции можно предложить участникам определить, кто играет мелодию, а кто бас; из чего складывается аккомпанемент, есть ли подголоски, украшения; какая партия должна звучать громче, какая – тише и почему.

В целях повышения эффективности  работы, руководителю следует предлагать ребятам домашние задания:

- переписка нот своей  партии в свою тетрадь для  домашнего  изучения;

- подготовка сообщений  о композиторе, пьеса которого  изучается в оркестре;

- сочинение простой мелодии;

- подбор аккомпанемента  на знакомую мелодию и т.  д.

 Главная задача руководителя  детского коллектива – развивать  творческое мышление детей.

От профессиональных и  личных качеств руководителя» во многом зависит процесс учебной, творческой, воспитательной работы в  коллективе и его организация. Руководство  самодеятельным коллективом характеризуется  особой сложностью, требует знания психологии, педагогики, организаторского искусства, специальной музыкальной и дирижерской подготовки. Во взаимоотношениях коллектива и руководителя более активна роль последнего. Большое значение имеют такие его качества, как уверенность, в своих знаниях, непринужденность в общении, доброжелательность, готовность прийти на помощь, которые способствуют формированию в коллективе настоящей творческой атмосферы. Здесь руководитель выступает как педагог-психолог.

Руководитель планирует  перспективное развитие оркестра, его  художественную и концертную деятельность. И здесь на первый план выдвигается  профессиональная подготовка, деловая  «хватка» руководителя, знание им методики репетиционной, учебной, творческой работы с коллективом. В этом случае проявляются качества руководителя как педагога-организатора.

Руководитель самодеятельного  коллектива должен отвечать целому ряду требований, обусловленных спецификой его профессии. Эта специфика  определяется, с одной стороны, особенностями профессии дирижера, с другой – особенностями руководства самодеятельным коллективом.

Как и любой музыкант, дирижер должен обладать хорошим  слухом, чувством ритма, формы, музыкально-теоретическими знаниями. Кроме того, дирижер должен хорошо владеть одним или двумя оркестровыми инструментами и обязательно фортепиано. Выдающийся английский дирижер Генри Вуд называет такие необходимые для дирижера качества:

  • Дирижер должен обладать полным всеобъемлющим знанием музыки;
  • Он должен более, чек поверхностно знать все инструменты оркестра и, если возможно, владеть игрой на одном из струнных инструментов;
  • Он должен хорошо играть, ни фортепиано;
  • Он должен обладать и безупречным слухом, чувством ритма и исполнительским даром;
  • Он должен обладай, способностью к дирижерскому жесту;
  • Он должен уметь хорошо читать, с листа и обладать хорошей музыкальной памятью;
  • Он должен обладать крепким здоровьем, хорошим характером и большой дисциплинированностью.

Разумеется, не каждый дирижер  самодеятельного оркестра может  обладать всеми перечисленными качествами. Но его задача и постоянном стремлении вырабатывать их в себе, углублять и расширять общие и специальные знания, повышать свою культуру, совершенствовать технику дирижирования и т.д.

Художественная самодеятельность имеет не регламентированный характер своей деятельности. Если основная функция профессионального коллектива – распространять музыку как художественную продукцию, то в самодеятельности эта функция отходит на второй план, а на первом стоит воспитательная функция.

Художественная самодеятельность организует не трудовую, а любительскую деятельность.

Главной целью художественной самодеятельности является – всестороннее развитие участников коллектива.

В зависимости от этого  первейшей для дирижера самодеятельного  оркестра является его психолого-педагогическая подготовка. Дирижер выступает, прежде всего, как педагог, вводящий начинающих музыкантов в прекрасный, но сложный мир музыки. Его задача – приобщить к искусству любителей музыки, предоставить им для этого возможности, а наиболее одарённым – помочь стать профессиональными музыкантами. Поэтому ему необходимо знать законы психологии музыкального творчества и исполнительства, методику обучения игре на инструментах и теорию музыки, педагогику и основные принципы дидактики. Руководитель должен знать основные закономерности психического развития личности, возрастной психологии, законы развития творческих способностей и т.д.

Руководитель должен обладать качествами организатора: уметь собрать  участников в коллектив, объединить их общим интересом к музыке, умен, организовать занятия коллектива, поездки с концертам и т.д.

Создание творческой атмосферы  на репетиции и здорового морального климата в коллективе в целом  зависит от умения руководителя обращаться с  участниками, поддерживать или формировать в них хорошее расположение духа. Для этого руководителю необходимо воспитывать в себе  такие качества, как дисциплинированность, терпеливость. Ведь ему приходится иметь дело с людьми, чьи музыкальные способности могут быть очень слабыми. Многие из них не могут по первому требованию сыграть так, как этого хочет руководитель. Добиваться нужного исполнения приходиться постепенно, кропотливым трудом, используя разные методы, терпеливо и благожелательно отрабатывая каждый приём, каждое движение кисти, каждую фразу, каждую ноту.

В условиях самодеятельности неуместны резкость, окрик, наказание, бескомпромиссность. Относиться к оркестрантам следует, подчеркнут уважительно, мягко, с доверием, как к единомышленникам. Это вызывать у них желание  выполнить требования руководителя как можно лучше. Однако здесь существует опасность перейти черту, отделяющую товарищеские, дружеские отношения от «панибратских». Подлинное доверие и уважение нельзя заменить дешевым авторитетом, к которому ведут показной либерализм, нетребовательность. Строгость и взыскательность, терпеливость и тактичность, неуклонное следование намеченному плану, высокая принципиальность и вместе с тем гибкость в выборе средств воздействия на музыкантов- всё это способствует достижению больших творческих успехов.

Особое значение в общении с оркестрантами имеет знание профессиональных интересов и характера основного занятия каждого из них. Даже несколько вопросов, касающихся работы, быта, настроения участников, заданных перед репетицией, во время её перерыва, делают руководителя ближе музыкантам. Тогда ему легче будет найти нужный тон в общении, он никогда не получит отказа в помощи. Это верный путь влияния на участников творческого коллектива. Лишь органичное единство и соподчинение творческой и организаторской работы дают руководителю творческого коллектива возможность профессионально руководить им. [12; 84 с.]

 

 

2.2. КОНЦЕРТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНСАМБЛЯ РУССКИХ  НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

 

 

Концертное выступление  – ответственный момент в жизни  любого музыкального коллектива. Оно  является качественным показателем  всей организационной, учебно-творческой и воспитательной работы дирижера с  оркестром. По выступлению судят  о сильных и слабых сторонах оркестра: о творческом лице коллектива, о технических и художественных возможностях, о репертуаре, об умении «собраться» при выступлении, о дисциплине участников. Знание и учёт организационно-методических и педагогических принципов проведения концертного выступления оркестра являются одним из факторов успешной работы дирижера, неотъемлемой стороной его профессиональной подготовки.

Информация о работе Методика работы с ансамблем русских народных инструментов