Механизмы использования информационных технологий на уроке музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:26, реферат

Краткое описание

Что для молодёжи современно и интересно? Прежде всего, информационно-компьютерные технологии. Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Но, следует заметить, что компьютер не должен быть использован только в качестве электронной доски для написания темы и тезисов урока с необходимыми графиками-иллюстрациями, а как инструмент для интерактивного образовательного действа, задача которого – не информирование, а освоение и присвоение знаний учениками, а цель – самостоятельность мышления и творчество ученика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3-6
Механизмы использования информационных технологий на уроке музыки……………………………………………………………………..7-10
Анализ компьютерных программ для работы на уроке музыки….11-19
Заключение…………………………………………………………………20-21
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

творческая работа.doc

— 3.23 Мб (Скачать файл)

На каком этапе урока это можно делать? На любом! При проверке пройденного материала, изложении новой темы, закреплении материала на уроке, проведении физкультминутки и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Итак, применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует (Приложение №1,2):

    1. личностному развитие учащихся;
    2. повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;
    3. росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
    4. изменению самооценки учащихся;
    5. воспитанию активности и самостоятельности;
    6. формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
    7. развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
    8. овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
    9. созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

 

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка. Все это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения это не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за учителем. По образному выражению Анатолия Гина: “Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад”[2].

Есть ещё одна опасность, о которой следует сказать в данной работе. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видеометода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.

Таким образом, чтобы сделать предмет “Музыка” интересным и привлекательным для учащихся, необходимо учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, возрастные особенности школьников, культурный уровень учащихся, используя при этом, современные принципы педагогической техники и информационные технологии.   Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к урокам музыки.

 

 

 

Список литературы

  1. Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973 г.
  2. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. / Вестник Моск. Ун-та. / Серия 14. Психология. – 1996. – №4. – С. 14–20.
  3. Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Народное образование, 1998.
  5. Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., “Мирос”, 1992 г.
  6. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.
  7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.
  8. Выготский Л.С. Психология искусства.
  9. Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.
  10. Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.
  11. Лыс Л.И. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей. г.Киев., “Музыкальная Украина” ., 1989г.
  12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996 г.
  13. Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.
  14. Шиянов Е.А., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., “Академия”, 2000 г.-

Приложение №1 Результативность педагогической деятельности

     Сводная таблица  успеваемости по предметам (МУЗЫКА, МХК, ИЗО ) за 2008-2009 учебный год.

    Сводная таблица  успеваемости по предметам (МУЗЫКА, МХК, ИЗО) за первое полугодие 2009-2010 учебного года.

 

 

 

 

 

Приложение №2

Результативность кружковой деятельности педагога.

 

 

 

Приложение №3

Конспект открытого урока в 4 классе.

ТАЙНЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

Класс: 4 класс  

Предмет: Музыка

Цель урока: 

Закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Используемое оборудование: 

·        Презентация;

·        Карточки-раскраски (для дом. задания);

·        Тексты песен;

·        Аудиозаписи:

- фрагменты- примеры  звучания инструментов симфонического  оркестра;

- фрагменты-примеры  звучания различных видов оркестра;

- Н.А. Римский-Корсаков. Тема из сюиты «Шехерезада»;

- Ж. Оффенбах. Кан-Кан;

- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;

- минусовая фонограмма песни Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».  

План урока:

1. Орг. момент. Музыкальное  приветствие.

2. Объявление темы и  задач урока.

3. Актуализация знаний  учащихся по теме урока.

4. Объяснение нового материала  с использованием презентации.

5. Закрепление знаний  и умений учащихся по пройденному  материалу.

6. Подведение итогов. Постановка  домашнего задания.

Ход урока:

Муз. приветствие: «Колокольчик».

Колокольчик нам поет,

Всех на музыку зовет.

Слышишь тонкий голосок?

Нам пора начать урок.

Динь-дон, динь-дон…

Здравствуйте!

Исполнение песни «Большой хоровод».

Объяснение нового материала.

(Слайд № 1)

У. - Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»

У. - Давайте вспомним, что такое оркестр вообще? 

Сообщение учеников:

 Древние греки  словом «орхестра» обозначали  площадку перед сценой на которой  выступали музыканты и танцоры.

В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах. 

У. - Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

 (Слайд № 2)

 У. - Ребята, оркестры по  своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие  музыкальные инструменты входят  в состав оркестра. И, конечно,  каждый оркестр имеет свои  выразительные, тембровые и динамические  возможности. 

 (Слайд № 3)

У. - А теперь небольшая «Звучащая викторина».

Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.

(Слайды № 4, 5, 6, 7, 8)

У. - Симфонический оркестр делится на четыре основные группы.

(Слайд №9)

У. - Струнно-смычковая группа инструментов.  Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.

У. –Группа  духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

У. – Эта  группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.  

У. -  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. - В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты. А теперь подробнее рассмотрим эти группы.

(Далее представляется  внешний вид и звучание инструментов  симфонического оркестра.)

1.     Струнно-смычковые инструменты:

 (Слайд № 10)

скрипка, альт, виолончель, контрабас.

2.     Деревянные духовые инструменты:

(Слайд № 11)

флейта, кларнет, гобой, фагот.

3.     Медные духовые инструменты:

 (Слайд № 12)

труба, тромбон, валторна, туба.

4.     Ударные инструменты:

 (Слайд № 13)

 треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.

5.     Клавишные и одиночные инструменты:  

(Слайд № 14)

фортепиано, орган, арфа, челеста.

У. – Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются?

 (Слайд № 15)

У. - А сейчас «Музыкальная минутка»:

 (Слайд № 16)

Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра.

Какой инструмент вы бы предпочли?

Передайте жестами «звучание» этого инструмента.

(Звучит запись произведения  Ж. Оффенбаха «Кан-Кан». Дети импровизируют  под музыку.) 

У. -  Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.

Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка:                         

 (Слайд № 17)

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это …

ДИРИЖЕР 

(Слайд № 18)

У. - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение.  От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и  темп исполнения произведения.

(Слайд № 19)

Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале…  Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты  видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод. 

У. -  Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

Информация о работе Механизмы использования информационных технологий на уроке музыки