Мотивация учащихся на уроках казахской музыкальной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 08:13, доклад

Краткое описание

В Послании Главы государства народу Казахстана ставится задача модернизации методик образования. Модернизация казахстанского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. В своей деятельности каждый современный учитель стремится расширять творческие возможности учащихся в направлении их универсализации как ключевого ориентира личностного развития. Огромную роль в этом играет мотивация активности учащихся.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества

Вложенные файлы: 1 файл

мотивация учащихся.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

ГККП «Детская школа искусств»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация учащихся на уроках казахской музыкальной литературы

 

 

 

 

Учитель 

Суходольская О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Житикара, 2015

 

 

 

 

 

 

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

 

 

     В Послании Главы государства народу Казахстана  ставится задача модернизации методик образования. Модернизация казахстанского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. В своей деятельности каждый современный учитель стремится  расширять творческие возможности учащихся в направлении их универсализации как ключевого ориентира личностного развития. Огромную роль в этом играет мотивация активности учащихся.

 Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

        Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности.

В своей педагогической практике мы учителя  Детской школы искусств используем разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества учебно-воспитательного процесса.

           Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес. Необходимо помнить о важной роли внеклассной форме работы с школьниками (совместные концерты учителей и учащихся, экскурсии, проведение тематических вечеров), а также работе с родителями (тематические родительские собрания, на которых знакомят с психологическими и физиологическими особенностями школьников в области музыкального воспитания и образования, раскрывают роль родителей в формировании учебной мотивации и пр.)

Бесспорно, что интерес обучаемых напрямую связан с уровнем и качеством приобретенных знаний, сформированности способов умственной деятельности. С другой стороны, не менее важным является отношение учащихся к учителю. Василий Ключевский заметил, что "чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь". На мой взгляд, в этом высказывании скрыта формула успеха педагога. Увлеченное преподавание, новизна учебного материала, практическое применение полученных знаний, доверительные отношения между педагогом и учащимися, педагогический такт и мастерство учителя являются основой формирования устойчивого интереса учащихся к учебной деятельности.

        Любому педагогу следует избегать однообразия и монотонности в учебном процессе и стремиться поддерживать необходимую напряженность процесса обучения. Общеизвестно, что во время однообразной деятельности снижется интерес и, как следствие, концентрация внимания школьников, тогда как разнообразнее учащиеся рассматривают как что-то приятное и происходит мобилизация сил.  У любой деятельности есть мотив. У познавательной деятельности мотивом является интерес к познавательному, значимость познавательного для субъекта. Следовательно, каждый ученик должен заинтересоваться предметом изучения, проблема должна быть для него интересной, значимой, требующей решения. Необходимо иметь в виду эмоциональность детей, неустойчивость произвольного внимания, быструю утомляемость и т.п., следовательно, по возможности использовать наглядные пособия, эмоционально вести урок, заинтересовывать ребят, предъявлять посильные проблемные задания, обеспечивать смену видов деятельности.

                Однажды один ученик сказал на уроке: "Мне тогда все понятно, когда интересно". Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что "интерес"(по И. Герберту)-это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки "хочу-могу-выполняю с интересом - лично значим каждому"( И. С. Якиманская ) , то мы опять увидим,  интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

В своей педагогической деятельности в повышении мотивации учащихся к предмету Казахская музыкальная литература я использую метод проектов.

Современный образовательный процесс в сфере дополнительного образования детей включает в себя интеграцию различных методов обучения. Проектная деятельность в ДШИ применяется не так давно и является новаторской. Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, является предмет Казахская музыкальная литература .

Казахская музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория музыки». На данных уроках происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы. Содержание учебного предмета направлено на усвоение национальных ценностей, воспитания патриотизма. А как повысить мотивацию учащихся на уроках казахской музыкальной литературы? Конечно же вовлечением их в проектную деятельность. Применение проектной деятельности на уроках Казахской музыкальной литературы способствует:

- повышению интереса к обучению  в ДШИ,

- развитию творческих способностей  учащихся;

- развитию личностных, метапредметных и предметных умений и навыков учащихся.

Использование метода проектов на уроках КМЛ помогает учащимся строить свою деятельность, моделировать социальные ситуации, искать решение проблем, задач, которые возникают в ходе работы над проектом. Применяя метод проектов на уроках Казахской музыкальной литературы в системе, у учащихся наблюдается положительная динамика развития, навыков и способов деятельности, а именно: познавательной, информационно- коммуникативной и рефлексивной деятельности.

На уровень подготовленности учащихся влияет и положительная мотивация к КМЛ, которая достигается благодаря проектной деятельности, которую ребята ведут с большим интересом. Учащийся ДШИ, работая над исследовательским проектом, решает свою, личностно значимую проблему, поэтому есть интерес. Проектная деятельность на уроке Казахской музыкальной литературы является тем фундаментальным умением, которое объединяет различные виды деятельности и повышает мотивацию учащихся к учебному предмету.

В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в каждом ребенке течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

 


Информация о работе Мотивация учащихся на уроках казахской музыкальной литературы