Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:14, реферат
История казахской музыки как наука складывалась в течение длительного времени. Новейшие исследования музыкальных инструментов,эпической,обрядской,лирической музыки прошедших веков сыграли решающую роль в воссоздании исторического пути развития музыкальной культуры казахского народа. В то же время нельзя отрицать огромного значения дореволюционных работ русских,иностранных этнографов и путешественников,в которых они касались вопросов казахской музыки. Их высказывания о казахских певцах,инструменталистах, о месте,занимаемом музыкой в жизни казахов, до сего времени не потеряли своего научного значения.
Западно – Казахстанский Государственный
университет им. М. Утемисова
Реферат
по «Русскому языку»
на тему: «Музыкальная культура Республики Казахстан»
Выполнила: студентка гр.ГМУ 09108 Нурбаева З
Уральск 2012
История казахской музыки
как наука складывалась в течение
длительного времени. Новейшие исследования
музыкальных инструментов,эпической,
Достоверное представление
о хронологическом диапазоне
сущетсвования музыкального исскуства
современное музыкознание получает
благодаря данным археологии,их которых
видно, что музыкальная культура
на территории Средней Азии и Казахстана
уходит своими корнями в отдаленнейшие
времена. Об этом свидетельствуют дошедшие
до нас древние наскальные изображения
танцующих и музицирующих человеческих
фигур. Особенно много памятников материальной
музыкальной культуры относится
к 1-тысячелетию до н.э.- ко времени существования
древних государств. Это время выдвигает
таких музыкальных теоретиков, как аль-Фараби,Ибн
Сина,Сафи-эд-Дин,Абу-ал-Кадир,
В казахском кочевом обществе
имелась возможность освобождать от непосредственного
производительного труда народных
профессионалов: жырау, жыршы акынов,
анши, оленши, кобызши, кюйши которые
по роду своей деятельности подняли различные
функции. В каждом исторически сложившемся
типе профиссионализме имелось свое деление
на школы и стили. Точность соблюдения
предписанных каждой школой требований
определяла уровень профессионализации
исполнителя, а желание по возможности
сохранить в неприкосновенности и передать
следующим поколениям лучшие достижения
своих учителей породило удивительную
долговечность памяти народа о музыкальных
произведениях и их авторах. Кроме множества
классических произведений Курмангазы,Даулеткерея,
Таттимбета, Абая, Биржан сала, Ахана серэ,Мухита
и многих других авторов, творивших в ХІХ
в., до настоящего времени в памяти народа
сохранились произведения и имена живших
много веков раньше-Коркыта,Казтугана
жырау, Асана Кайгы, Бухара жырау и других.
Еще в 20-ых годах А.В.Затаевич
отмечал своеобразие отдельных
художественных средств выражения
и их роль в казахской музыке:
«Я на этот раз подробнее останавливаюсьна
данной песне....потому, чтобы в лишний
раз показать на примере,как часто
в музыкальной иллюстрации
«Музыкальная культура и ХХ век»- это тот счастливый случай, когда академическое научное издание представляет собой увлекательную книгу, от которой трудно оторваться. В 70-е и 80-е годы ХХ века, вопреки политике русификации, агрессивно проводимой в Казахстане всей мощью тоталитарного государтсва, в Алма-Атинской консерватории зародилась и окрепла новая школа казахского этномузыкознания,развитие которой в течение последней трети ХХ века определяли научные идеи и педагогическая деятельность Б.Ж.Амановой и А.И.Мухамбетовой.
Только к 19 веку казахская
музыка освобождается от сковывающих
цепей религии и обряда и начинает
развиваться как самоценное художественное
творчество. Этот период стал поистине
духовным ренессансом нации, давшим
расцвет основных музыкальных традиций
народа - инструментальной, песенной, акынской.
Так, территория Западного Казахстана
стала центральной зоной в развитии домбрового
кюя токпе, а ареал Сары арки (Центральный
Казахстан) - эпицентром профессиональной
песни, юго-западный регион (Кармакчинский
район) сохранил и развил богатейшие традиции
эпического сказительства, а Жетысу - традиции
айтыса - состязательного искусства акынов-импровизаторов.
Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета,
Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы,
Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая,
Кенена Азербаева вошли в историю не только
казахской, но и мировой музыкальной культуры.
Их творчество, отличающееся яркой индивидуальностью
стиля, характерным образным строем и
кругом музыкально-выразительных средств,
составляет гордость, классику казахской
музыкальной культуры. Создавая высокое
искусство и приобщая простых людей к
«божественному таинству» - музыке, они
при жизни пользовались большой любовью
и уважением в обществе и всегда находились
в центре всеобщего внимания и притяжения.
Лучшим из лучших народ присваивал высокие
звания - салов и сере. В 20 веке казахская
музыкальная культура обогащается новыми
формами музицирования и жанрами. За небольшой
в масштабах истории отрезок времени республика
освоила многоголосие и весь жанровый
арсенал классической европейской
музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный
концерт, кантату, ораторию, ансамблевые,
оркестровые и хоровые исполнительские
формы, создала новую профессиональную
композиторскую школу, базирующуюся на
письменном типе творчества. На основе
органичного синтеза национального содержания
и европейских форм в 30-40-е годы 20 столетия
были созданы классические произведения
казахского оперного искусства - «Кыз
Жибек» Е. Брусиловского, «Абай» А. Жубанова,
Л. Хамиди, «Биржан и Сара» М. Тулебаева.
Их драматургической и музыкальной основой
стали неисчерпаемые богатства казахского
фольклора и устной профессиональной
музыки . На современном этапе развития
в Казахстане сформировалась разветвленная
структура музыкальной культуры. Здесь
каждый может найти то, что ему по душе.
Наряду с исполнительским и композиторским
творчеством в европейских жанрах в республике
продолжают развиваться традиционные
формы музицирования, функционирует мировая
массовая музыка рок, эстрада, джаз) и религиозная
музыка мировых концессий, фольклор и
устные профессиональные традиции народов,
населяющих Казахстан - уйгуров, корейцев,
немцев, дунган, русских, татар.
Источники:
Информация о работе Музыкальная культура Республики Казахстан