Музыкальная культура Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:14, реферат

Краткое описание

История казахской музыки как наука складывалась в течение длительного времени. Новейшие исследования музыкальных инструментов,эпической,обрядской,лирической музыки прошедших веков сыграли решающую роль в воссоздании исторического пути развития музыкальной культуры казахского народа. В то же время нельзя отрицать огромного значения дореволюционных работ русских,иностранных этнографов и путешественников,в которых они касались вопросов казахской музыки. Их высказывания о казахских певцах,инструменталистах, о месте,занимаемом музыкой в жизни казахов, до сего времени не потеряли своего научного значения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 2.docx

— 21.68 Кб (Скачать файл)

  Западно – Казахстанский Государственный

университет им. М. Утемисова

 

 

 

     Реферат

по   «Русскому языку»

на тему:     «Музыкальная культура Республики Казахстан»

 

 

 

 

                 

 Выполнила:  студентка гр.ГМУ 09108 Нурбаева З

                                     Проверила: доцент Умарова Г.С.

 

 

 

 

 

 

                                                      Уральск 2012

                                                                 «...Двери в мир открыла песня для тебя. 
                                                                           Песня провожает в землю прах, скорбя. 
                                                                          Песня - вечный спутник радостей земли, 
                                                                          Так внимай ей чутко и цени, любя!»

                                                                                                                          Абай 

История казахской музыки как наука складывалась в течение  длительного времени. Новейшие исследования музыкальных инструментов,эпической,обрядской,лирической музыки прошедших веков сыграли решающую роль в воссоздании исторического пути развития музыкальной культуры казахского народа. В то же время нельзя отрицать  огромного значения дореволюционных работ русских,иностранных этнографов и путешественников,в которых они касались вопросов казахской музыки. Их высказывания о казахских певцах,инструменталистах, о месте,занимаемом музыкой в жизни казахов, до сего времени  не потеряли своего научного значения.

Достоверное представление  о хронологическом диапазоне  сущетсвования музыкального исскуства  современное музыкознание получает благодаря данным археологии,их которых  видно, что музыкальная культура на территории Средней Азии и Казахстана уходит своими корнями в отдаленнейшие  времена. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас древние наскальные изображения  танцующих и музицирующих человеческих фигур. Особенно много памятников материальной музыкальной культуры относится  к 1-тысячелетию до н.э.- ко времени существования древних государств. Это время выдвигает таких музыкальных теоретиков, как аль-Фараби,Ибн Сина,Сафи-эд-Дин,Абу-ал-Кадир,Абдурахман Джами. Возникшие в период становления казахского этноса крупные эпические сказания-жыр, исполнялись жырау (носителями эпической традиции), и были связаны изначально с отправлением ритуалов военной магии и культа предков. В народной памяти сохранилось более ста сказаний, в каждом из которых - тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кыл-кобыза - смычкового музыкального инструмента с двумя волосяными струнами или щипкового инструмента - домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героические и лирико-бытовые эпические сказания «Кобланды», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие-многие другие донесли до потомков в легендарной, мифологизированной формереальные исторические события доказахской и собственно казахской истории. Наиболее древним автором бытовавших в казахском  народе музыкальных произведений является Коркыт-ата, имя которого сохряналось в фольклоре многих тюркоязычных народов.  Казахская версия гласит, что имя Коркыт дано было не по случайной прихоти родителей. Когда Коркыт родился, люди, окружавшие его мать, увидеои не младенца, а какой то бесформенный мешок, по своим очертаниям не похожий на человека. Все испугались и, оставив бедную мать одну, разбежались. Мать, чувствуя сердцем, что она родила человека, а не какое то чудовище взяла в руки  безмолвный этот мешок и сдернула оболочку... появился маленький  человек, который стал издавать слабые звуки. Она начала кормить его, и ребенок громко заплакал. Только тогда в юрту стали возвращаться  перепуганные люди и попросили дать ребенку имя Коркыт, что значит «Испуг». Когда Коркыту исполнилось двадцать лет, он увидел сон. Какие то существа в белых одеяниях поведали, что жить ему только сорок лет. И тогда Коркыт решил искать бессмертие. Оседлав свою верблюдицу Желмая, он отправился в путь. В дороге Коркыт встретил людей, копавших землю. Они сообщили, что роют могилу умершему Коркыту. Поняв, что в этих местах ему не избежать  смерти,Коркыт отправился дальше. Побывал во всех «четырех сторонах света» и везде встречал поджедавшую его смерть. Вернувшись домой, Коркыт приносит в жертву свою любимую верблюдицу, стелет ковер на которому служит шкура жертвенного животного. Смерть подстерегала Коркыта, но он день и ночь продолжал играть на кобызе «Песню жизни» до тех пор, пока звучала эта песня, смерть не смела к нему подойти. Наконец нануренный, он заснул на миг,а смерть,приняв образ ядовитой змеи Кайрак- жылан ужалила его. Коркыт умер. А  музыка с тех пор победно борется со смертью там, где она звучит, смерь не властна. Вместе с кобызом, строение и названия частей которого олицетворяли свойственную шаманским представлениям 3-х-уровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижний миры), Коркыт оставил потомкам великое наследие - кобызовые кюи - «Коркыт», «Желмая»(Имя священной верблюдицы»), «Таргыл тана»(«Пегая телка»), «Елимай»(«О, моя родина»), «Ушардын улуы»(«Вой Ушар») и др. Часть из них имела звукоподражательный характер и передавала голоса живой природы, часть - представляла собой философские раздумья о смысле бытия, жизни и смерти. Но во всех произведениях легко уловимы на слух переходящие из одного кюя в другой и многократно повторяющиеся музыкальные мотивы - словно ожившие в звуках кобыза слова древней молитвы, заповеди, заклинания, обращенные к богу, духам, сверхъествественным силам. 
 
В казахском кочевом  обществе имелась возможность освобождать от непосредственного производительного труда  народных профессионалов: жырау, жыршы акынов, анши, оленши, кобызши, кюйши которые по роду своей деятельности подняли различные функции. В каждом исторически сложившемся типе профиссионализме имелось свое деление на школы и стили. Точность соблюдения предписанных каждой школой  требований  определяла уровень профессионализации исполнителя, а желание по возможности сохранить в неприкосновенности и передать следующим поколениям лучшие достижения своих учителей породило удивительную долговечность памяти народа о музыкальных произведениях и их авторах. Кроме множества классических произведений Курмангазы,Даулеткерея, Таттимбета, Абая, Биржан сала, Ахана серэ,Мухита и многих других авторов, творивших в ХІХ в., до настоящего времени в памяти народа сохранились произведения и имена живших  много веков раньше-Коркыта,Казтугана жырау, Асана Кайгы, Бухара жырау и других.

Еще в 20-ых годах А.В.Затаевич отмечал своеобразие отдельных  художественных средств выражения  и их роль в казахской музыке: «Я на этот раз подробнее останавливаюсьна данной песне....потому, чтобы в лишний раз показать на примере,как часто  в музыкальной иллюстрации поэтического содержания психология казахов разнится хотя бы от русской, в смысле элементарного  различия между мажором и минором, как выразителями двух противоречивых настроений». Их многогранной деятельности мы обязаны тем, что не только у нас, но и в России, и далеко за ее пределами любители восточной музыки научились узнавать и понимать кюй-высший жанр традиционной классической музыки казахов,- а вместе с ним сущностные начала нашей культуры.

«Музыкальная культура и  ХХ век»- это  тот счастливый случай, когда академическое научное  издание представляет  собой увлекательную  книгу, от которой трудно оторваться. В 70-е и 80-е годы ХХ века, вопреки  политике русификации, агрессивно проводимой в Казахстане всей мощью тоталитарного  государтсва, в Алма-Атинской консерватории  зародилась и окрепла новая школа  казахского этномузыкознания,развитие которой в течение последней  трети ХХ века определяли научные  идеи и педагогическая деятельность  Б.Ж.Амановой и А.И.Мухамбетовой.

Только к 19 веку казахская  музыка освобождается от сковывающих  цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. Так, территория Западного Казахстана стала центральной зоной в развитии домбрового кюя токпе, а ареал Сары арки (Центральный Казахстан) - эпицентром профессиональной песни, юго-западный регион (Кармакчинский район) сохранил и развил богатейшие традиции эпического сказительства, а Жетысу - традиции айтыса - состязательного искусства акынов-импровизаторов. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая, Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской, но и мировой музыкальной культуры. Их творчество, отличающееся яркой индивидуальностью стиля, характерным образным строем и кругом музыкально-выразительных средств, составляет гордость, классику казахской музыкальной культуры. Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к «божественному таинству» - музыке, они при жизни пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания и притяжения. Лучшим из лучших народ присваивал высокие звания - салов и сере. В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской 
музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу, базирующуюся на письменном типе творчества. На основе органичного синтеза национального содержания и европейских форм в 30-40-е годы 20 столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства - «Кыз Жибек» Е. Брусиловского, «Абай» А. Жубанова, Л. Хамиди, «Биржан и Сара» М. Тулебаева. Их драматургической и музыкальной основой стали неисчерпаемые богатства казахского фольклора и устной профессиональной музыки .   На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функционирует мировая массовая музыка рок, эстрада, джаз) и религиозная музыка мировых концессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан - уйгуров, корейцев, немцев, дунган, русских, татар.

 

 

 

 

 

 

                                  Источники:


Информация о работе Музыкальная культура Республики Казахстан