Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 12:57, реферат
Из поколения в поколение передавались и поэтическо-муз. традиции слагателей героико-славильных песнопений. Систе- матическое же обучение музыке (точнее - церковному пению) проходило как в учреждаемых при церквах и монастырях школах, где шла подготовка духовенства и нужных государству грамотных людей, так и непосредственно в храмовых хорах, которые были не только исполнительскими коллективами, но и певческими школами. В таких школах воспитывались церковные певцы и распевщики (см. Знаменный распев).
Музыкальное образование в в дореволюционной России и в СССР
Музыкальное образование в дореволюц.
России и в СССР. О М. о. в Др. Руси сохранилось
мало сведений. В педагогике, складывавшейся
в народе, наряду с пословицами, поговорками,
сказками и песнями важную роль играли и синкретич.
(включавшие и музыку) художеств. действа,
в к-рых отражалось смешение др.-языч. и
христианских обрядовых мотивов. В нар.
среде родился тип скомороха - профессионального
многостороннего "лицедея", умения
и навыки к-рого приобретались в процессе
семейного или цехового обучения. Из поколения
в поколение передавались и поэтическо-муз.
традиции слагателей героико-славильных
песнопений. Систе- матическое же обучение
музыке (точнее - церковному пению) проходило
как в учреждаемых при церквах и монастырях
школах, где шла подготовка духовенства
и нужных государству грамотных людей,
так и непосредственно в храмовых хорах,
которые были не только исполнительскими
коллективами, но и певческими школами.
В таких школах воспитывались церковные
певцы и распевщики (см. Знаменный распев).
В период феодального обособления русских
земель стольные города удельных княжеств
- Владимир, Новгород, Суздаль, Псков, Полоцк
и др.- становились центрами церк. хор.
культуры и здесь складывались свои местные
певч. школы, опиравшиеся на общие принципы
знаменного пения, но вносившие в него
те или иные своеобразные черты. Сохранились
сведения об одной из старейших и лучших
певч. школ 12 в., учреждённой Андреем Боголюбским
во Владимире. Несколько позже первенствующую
роль в церк. пении и в обучении этому иск-ву
стал играть Новгород, на долгие годы сохранивший
за собой ведущее положение. Новгородская
певч. школа подготовила выдающихся деятелей
муз. культуры того времени - исполнителей,
сочинителей музыки, теоретиков и педагогов.
В период организации централизованного
Рус. гос-ва во главе с Москвой нац. певч.
школа впитала достижения мн. местных
школ и более всего новгородской. Двух
новгородцев - братьев С. и В. Роговых, деятельность
к-рых относится к сер. 16 в., считают основоположниками
моск. школы церк. пения. Как педагог особой
славой пользовался Савва Рогов. Его знаменитые
ученики - Фёдор Крестьянин (позже известный
педагог) и Иван Нос были взяты Иваном
Грозным в качестве придв. мастеров пения
в Москву. Традиции новгородской школы
развивал и третий прославленный ученик
Рогова - Стефан Голыш, муз.-педагогич.
деятельность к-рого проходила в Приуралье
во владениях купцов Строгановых. Распространению
и развитию певч. культуры способствовало
постановление "Стоглавого собора"
(Москва, 1551), вменившее в обязанность священникам
и дьяконам создавать у себя на дому во
всех городах Моск. Руси школы для обучения
детей не только грамоте, но и "церковному
пению псалтырному". Учреждение этих
школ было призвано заменить обучение
у т.н. мастеров грамоты (дьячков и "мирских
людей", занимавшихся с отд. детьми чтением,
письмом, молитвами и пением) и расширить
сеть уч. заведений, существовавших в 14-15
вв. в нек-рых городах Др. Руси. Мастера
церк. пения, входившие в состав придв.
хора (создан в кон. 15 в.), нередко направлялись
в др. города, монастыри и церкви для поднятия
уровня хор. исполнительства. Простейшими
муз.-теоретич. пособиями служили певч.
азбуки (входили в разл. сб-ки 15-17 вв., см. Азбука музыкальная), в к-рых давался краткий свод и начертания
знаков крюкового письма. Утверждение
нового, много гол. стиля хор. пения (см. Партесное пение) и связанная с этим замена знаменного
письма 5-линейной нотацией во 2-й пол. 17
в. внесли коренные изменения в методы
обучения музыке. Систематич. свод правил
партесного пения дан в трактате Н. П. Дилецкого
"Мусикийская грамматика", предназначавшемся
для обучения певцов и композиторов. В
отличие от знаменных "азбук", основанных
на чисто эмпирич. принципе, труд Дилецкого
характерен рационалистич. направленностью,
стремлением не только излагать правила,
но и объяснять их. Особый тип уч. пособий,
пользовавшийся известным распространением
в кон. 17 в., представляют т.н. двоезнаменники,
содержавшие параллельное изложение напевов
в знаменной и 5-линейной нотации. К этому
типу принадлежит "Ключ разумения"
Тихона Макарьевского. С кон. 15 в., когда
в Моск. Русь стали приглашать иноземных
музыкантов, началось вовлечение рус.
знати в инстр. и вок. светское музицирование
и обучение игре на зарубежных инструментах.
В юго-зап. Руси, входившей в 16-17 вв. в состав
Польско-Литовского гос-ва, известное
значение в распространении М. о. имели
т.н. братские школы, учреждавшиеся религиозно-просветит.
организациями и служившие оплотом рус.,
укр. и белорус., населения против нац.
угнетения и обращения в католичество.
Вслед за Львовской школой (осн. в 1586) в
др. крупных городах было открыто ок. 20
братских школ. В этих передовых для своего
времени уч. заведениях (многие педагогич.
принципы этих школ получили позднее отражение
в "Великой дидактике" Я. А. Коменского)
обучали пению и предметам квадривиума,
куда входила и музыка. На базе слившихся
в 1632 Киевской братской школы (осн. в 1615)
и школы Киево-Печерской лавры (осн. в 1631)
было учреждено первое укр. высшее уч.
заведение - Киево-Могилянская коллегия
(с 1701 - академия), в к-рой наряду с др. предметами
изучалась и музыка. В Москве по образцу
Киевской коллегии в 1687 открылась Славяно-греко-лат.
академия, где также обучали церк. пению
и "семи свободным искусствам".
В 18 в. под воздействием реформ Петра I,
к-рые способствовали включению страны
в общий ход развития европ. цивилизации,
содержание и организация М. о. претерпели
существ. перемены. Освобождение муз. культуры
от церковной опеки, сужение роли культовой
музыки, всё расширявшееся светское музицирование
(воен. оркестры и хоры на улицах и площадях,
танц. и застольная музыка на "ассамблеях",
муз.-театр. представления, возникновение
конц. жизни) и, наконец, усиливавшаяся
тяга к любительскому музицированию в
дворянском обществе - всё это сказалось
на характере М. о. В нём выявляются неск.
тенденций: важнейшее значение начинает
приобретать муз. обучение в светских,
а не только в духовных образоват. ин-тах;
в жизнь разл. духовных уч. заведений проникает
светская инстр. музыка; М. о., особенно
во 2-й пол. 18 в., направлено не только на
нужды придв. и, частично, церк. обихода,
но и на удовлетворение запросов значительно
более широких обществ. кругов. Нужда в
музыкантах-практиках и потребность в
общем М.о. на протяжении 18 в. всё более
возрастали. Муз. обучение знати осуществлялось
гл. обр. приезжими придв. капельмейстерами,
концертмейстерами оркестров и клавиристами,
среди к-рых были крупные мастера. Подготовка
музыкантов-профессионалов проводилась
чаще всего в учебных учреждениях, которые
условно могут быть разделены на два типа.
Одни - ставили задачей подготовку музыкантов-профессионалов,
гл. обр. оркестрантов и певцов. Ещё в нач.
18 в. в Москве, а затем в Петербурге выписанные
из-за границы и служившие при дворе музыканты
воен. оркестров обучали игре на духовых
(медных и деревянных) и удар. инструментах
молодых людей, подбиравшихся из состава
придв. певчих. В 1740 при Придв. капелле
(переведена в Петербург в 1713), к-рая в течение
двух с лишним столетий воспитывала квалифицированных
хористов, хор. дирижёров, а в отд. случаях
и композиторов (Д. С. Бортнянский, М. С.
Березовский), были учреждены под рук.
дирижёра придв. оркестра И. Гюбнера классы
обучения игре на орк. инструментах. Ранее,
в 1738, на Украине в г. Глухове была открыта
школа пения и инстр. музыки (игра на скрипке,
гуслях и бандуре); здесь под рук. особого
регента давалось начальное М. о. в основном
будущим придв. певчим. Среди др. уч. заведений
- Петерб. театр. школа (осн. в 1738, но окончательно
сформировалась к 1783), в к-рой обучали не
только сценич., но и муз. иск-ву, и муз.
классы Академии художеств. открытые в
1760-х гг. и просуществовавшие неск. десятилетий
(среди воспитанников - комп. Б. И. Фомин).
О внимании, к-рое уделялось в 18 в. организации
проф. М. о., свидетельствуют правительств.
указы (неосуществлённые) об учреждении
Екатеринославской муз. академии.
В уч. заведениях иного типа важной стороной
воспитания дворянской, а частично и разночинной,
молодёжи становится общее М. о. Первой
светской школой, в программу к-рой с 1730-х
гг. входили систематич. занятия музыкой,
был Кадетский корпус (затем Сухопутный
шляхетский). В силу практич. необходимости
во многих из этих уч. заведений нередко
проходила подготовка и музыкантов-профессионалов.
К таким уч. заведениям должны быть отнесены
муз. классы, учреждённые в 1-й пол. 18 в.
в гимназии при Академии наук, во 2-й пол.
18 в. - в Моск. ун-те (дворянской и разночинной
гимназиях и Благородном пансионе при
ун-те), в Смольном ин-те благородных девиц
и "мещанском отделении" при нём,
в Моск. и Петерб. воспитат. домах, в Казанской
гимназии, подведомственной Моск. ун-ту,
и в ряде гимназий др. губерний. Занятия
музыкой во многих из этих уч. заведений
стояли на большой высоте (ими руководили
видные музыканты, часто иностранцы). Так,
воспитанницы Смольного ин-та (сложившаяся
в нём система М. о. была перенесена затем
и в др. сословно-дворянские уч. заведения
аналогич. типа) обучались не только исполнительству
(игре на арфе, фп., пению), но и теории музыки,
а в ряде случаев - композиции. В дальнейшем
некоторых воспитанниц из обедневших
дворян стали готовить и к муз.-педагогич.
деятельности. В связи с тем, что во мн.
помещичьих усадьбах и гор. вельможных
домах организовывались крепостные хоры,
инстр. (в т.ч. и роговые) ансамбли и оркестры,
а также т-ры, возникла необходимость в
подготовке музыкантов из крепостных.
Она осуществлялась как в домашних условиях
(иностр. музыкантами, к-рых приглашали
в поместья), так и в спец. муз. школах для
крепостных, создававшихся в городах.
По-видимому, первые такие школы начали
функционировать с 1770-х гг. Здесь обучали
пению, игре на орк. и клавишных инструментах,
а также генерал-басу и сочинению музыки.
Иногда для того чтобы подготовить нужный
репертуар, крепостные музыканты направлялись
в такие школы целыми коллективами.
В педагогич. занятиях в последней четверти
18 в. (особенно после выхода из печати сб-ков
нар. песен В. Трутовского, 1776-95, и И. Прача,
1790) всё большую роль начинают играть рус.
нар. песня и танец (в оригинале, обработках
и транскрипциях). Распространение М. о.
в разл. слоях рус. общества создало необходимость
публикации практич. уч. пособий (сначала
переводных). Одним из первых руководств,
сыгравших важную роль в истории рус. М.
о., была "Клавирная школа, или Краткое
и основательное показание к согласию
и мелодии" Г. С. Лелейна (1773-74), к-рая
опиралась на клавирную практику, содержала
общие положения теории композиции и отличалась
известной просветит. широтой. В нач. 19
в. вышли переводы нек-рых др. муз. учебников
(напр., Л. Моцарта - "Основательное скрыпичное
училище", 1804; В. Манфредини - "Правила
гармонические и мелодические для обучения
всей музыке", перевод С. А. Дегтярева,
1805), а также отечественная школа для фп.
И. Прача (1815).
До 60-х гг. 19 в. в системе рус. проф. М. о.
не произошло никаких принципиальных
изменений, хотя нужда в музыкантах разных
специальностей возрастала и всё более
высокие требования предъявлялись к качеству
их подготовки. В театральных уч-щах Петербурга
и Москвы обучались не только драматические
актёры, но и певцы и оркестранты для оперных
т-ров, а в нач. 19 в. были учреждены "высшие"
музыкальные классы для особенно успевавших.
Эти уч. заведения, а также Придв. певч.
капелла были единственными правительств.
ин-тами, ставившими задачей подготовку
музыкантов-профессионалов. М. о. при капелле
расширилось: в кон. 1830-х гг. были открыты
классы игры на орк. инструментах, несколько
позже - классы фп. и сочинения. В нач. 2-й
четверти 19 в. муз. школы для крепостных
утратили прежнее значение и постепенно
прекратили существование. Большую роль
в распространении муз. культуры (частично
и в подготовке музыкантов-профессионалов)
по-прежнему играли средние и высшие уч.
заведения, в к-рых существовали муз. классы,
- гимназии, ун-ты (Московский, Петербургский,
Казанский, Харьковский), Горный ин-т, Уч-ще
правоведения, женские закрытые ин-ты.
В этих женских институтах, несмотря на
ряд недостатков в организации М.о., сложилась
система обучения (включавшая игру на
инструменте, ансамблевое музицирование,
сольфеджио, гармонию, педагогич. практику),
положенная впоследствии в основу уч.
плана консерваторий, а педагоги женских
ин-тов подготовили серьёзные труды по
вопросам муз. (гл. обр. фп.) педагогики.
Спец. частных муз. школ было очень мало
(одну из них открыл Д. Н. Кашин в 1840 в Москве),
и домашнее муз. обучение продолжало оставаться
весьма эффективным. Частные уроки давали
иностранцы, связавшие свою судьбу с рус.
муз. культурой (И. Геслер, Дж. Филд, А. Гензельт,
Л. Маурер, К. Шуберт, А. Виллуан), рус. композиторы
(А. Л. Гурилёв, А. Е. Варламов и др.), инструменталисты
и композиторы (А. О. Сихра, Д. Н. Кашин, Н.
Я. Афанасьев и др.), а в 50-е гг. молодые А.
Г. и Н. Г. Рубинштейны и М. А. Балакирев.
Занятия в домашних условиях обычно ограничивались
практикой игры на каком-либо инструменте
или пением; муз.-теоретич. и муз.-историч.
образования учащиеся, как правило, не
получали. Восполнить этот существ. пробел
лишь в весьма небольшой степени могли
публич. лекции, к-рые устраивались с кон.
1830-х гг. гл. обр. в Петербурге. Возникшие
в эти годы планы организации спец. муз.
уч. заведений свидетельствовали об острой
потребности в более широком, глубоком
и разностороннем М. о. Один из таких планов
принадлежал дирижёру моск. Большого т-ра
Ф. Шольцу, представившему в 1819 проект
учреждения в Москве Муз. консерватории.
Проект не был осуществлён, Шольцу удалось
лишь добиться в 1830, незадолго до смерти,
разрешения организовать у себя на дому
бесплатное преподавание генерал-баса
и композиции. Автором другого неосуществлённого
проекта был А. Г. Рубинштейн, предложивший
в 1852 открыть в Петербурге при Академии
художеств Муз. ин-т и разработавший структуру
этого учреждения.
К нач. 1860-х гг. рус. муз. культуре "грозил
разрыв между устремившейся к завоеванию
вершин искусства композиторской интеллигенцией
и весьма пестрыми, по своим вкусам, слушателями
из среды русской демократии" (Б. В. Асафьев,
"Их было трое...", сб. "Советская
музыка", вып. 2, 1944, с. 5-6). Помочь делу
могла лишь широкая подготовка отечеств.
исполнителей, педагогов и композиторов,
к-рые были бы способны поднять в дальнейшем
уровень рус. муз. жизни не только в Москве
и Петербурге, но и во всей стране. В этот
период начинается деятельность А. Г. Рубинштейна
и его сподвижников, поставивших целью
организовать под эгидой Рус. муз. об-ва
(открыто в 1859) первую рус. консерваторию.
Деятельность эта протекала в трудных
условиях: в столкновениях с придв. реакц.
кругами и в атмосфере острых споров с
теми, кто опасался "безнационального
академизма" создаваемого проф. уч.
заведения. Учреждённые при Рус. муз. об-ве
в 1860 муз. классы (пение, фп., скрипка, виолончель,
элементарная теория, хор. пение и практич.
сочинение) послужили основой для открытия
в 1862 Петерб. консерватории (до 1866 называлась
Муз. уч-щем) во главе с А. Г. Рубинштейном.
В том же году в противовес консерватории
М. А. Балакирев и Г. Я. Ломакин основали
в Петербурге Бесплатную муз. школу, одной
из гл. задач к-рой было дать общее М. о.
(элементарные муз.-теоретич. сведения,
умение петь в хоре и играть в оркестре
и др.) любителям музыки. В 1866, также на
базе организованных ранее (в 1860) муз. классов,
была учреждена Моск. консерватория, директором
к-рой стал инициатор её создания Н. Г.
Рубинштейн. Обе консерватории сыграли
огромную роль в становлении рус. проф.
М. о. и завоевали мировое признание прежде
всего потому, что обучение в них вели
выдающиеся музыканты: в Петербурге - А.
Г. Рубинштейн (среди его учеников первого
выпуска был П. И. Чайковский), Ф. О. Лешетицкий
(с 1862), Л. С. Ауэр (с 1868), Н. А. Римский-Корсаков
(с 1871), А. К. Лядов (с 1878), Ф. М. Блуменфельд
(с 1885), А. Н. Есипова (с 1893), А. К. Глазунов
(с 1899), Л. В. Николаев (с 1909) и др.; в Москве
- Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский (с 1866),
С. И. Танеев (с 1878), В. И. Сафонов (с 1885), А.
Н. Скрябин (с 1898), К. Н. Игумнов (с 1899), А.
Б. Гольденвейзер (с 1906), Н. К. Метнер (с 1909)
и др. На протяжении десятилетий структура
консерваторий, готовивших музыкантов
по всем специальностям, изменялась, но
постоянными оставались следующие их
особенности: разграничение на два отделения
- низшее (принимались учащиеся и в детском
возрасте) и высшее; "научные классы"
(служили для повышения общеобразоват.
уровня учащихся); присуждение учащимся,
к-рые прошли полный курс консерватории
и сдали спец. выпускные экзамены, диплома
"свободного художника" (до 1860-х гг.
это звание получали только выпускники
Академии художеств). Консерватории способствовали
формированию рус. исполнит. и композиторских
школ. Правда, отечеств. вок. школа сложилась
значительно раньше под непосредств. воздействием
М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, обучавших
отд. воспитанников не только общим принципам
муз. исполнения, но и певч. мастерству;
одним из тех, кто выпестовал композиторов
новой русской школы был М. А. Балакирев,
наставлявший молодых музыкантов в духе
заветов Глинки. Несравнимо более широкий
размах приобретает деятельность создателей
тех школ, к-рые сложились в консерваториях.
Основоположниками двух крупнейших рус.
композиторских школ стали: в Петербурге
- Н. А. Римский-Корсаков, в Москве - П. И.
Чайковский. Во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. количество
рус. муз. уч. заведений постепенно увеличивалось.
Местные отделения Рус. муз. об-ва открыли
муз. уч-ща в Киеве (1863), Казани (1864), Саратове
(1865), а позднее и в др. городах страны. Впоследствии
уч-ща в Саратове (1912), Киеве и Одессе (1913)
были реорганизованы в консерватории.
В 1865 учреждена гл. дирекция Рус. муз. об-ва,
к к-рой перешли "все обязанности и заботы
о развитии М.о. в России". Смысл организации
этой дирекции, к-рую возглавлял кто-либо
из членов царской семьи, заключался в
том, чтобы правительство, официально
не руководя муз. уч. заведениями, имело
возможность контролировать их дела и
вмешиваться в их работу с сословно-кастовых
позиций. В 1883 на npiB-ax консерватории было
открыто Муз.-драм. уч-ще при Моск. филармонич.
об-ве. В 1887 выступил А. Г. Рубинштейн с
проектом всеобщего детского муз. обучения,
предложив ввести в младших классах всех
ремесленных и нар. школ, классич. и реальных
гимназий, кадетских корпусов обязательные
хор. пение, сольфеджио и элементарную
теорию музыки. Этот утопический для тех
лет проект был осуществлен лишь в нек-рых
привилегированных уч. заведениях. Значит.
роль в развитии рус. М. о. сыграли многие
частные муз. школы, открытые в кон. 19 -
нач. 20 вв. в Петербурге (Муз.-драм. курсы
Е. П. Рапгофа, 1882; Муз. классы И. А. Глиссера,
1886; Спец. школа фп. игры и курсы пианистов-методологов
С. Ф. Шлезингера, 1887), Москве (муз. школы
В. Ю. Зограф-Плаксиной, 1891; сестёр Евг.
Ф., Елены Ф. Гнесиных, 1895; В. А. Селиванова,
1903), Киеве, Одессе, Харькове, Ростове-на-Дону,
Тбилиси и др. городах. Консерватории,
уч-ща и муз. школы дореволюц. России существовали
в основном за счёт относительно высокой
платы за обучение, и поэтому М. о. могли
получать лишь дети обеспеченных родителей
либо отдельные даровитые учащиеся, поддерживаемые
меценатами или, в виде исключения, освобождавшиеся
от оплаты за обучение. Для того чтобы
приобщить к муз. культуре более широкие
слои населения, прогрессивные музыканты
кон. 19 - нач. 20 вв., в известном смысле продолжая
традиции Бесплатной муз. школы, начали
создавать уч. заведения (нек-рые назывались
Нар. консерваториями), где можно было
получать М. о. бесплатно или за небольшую
плату. В Петербурге к числу таких школ
принадлежали: Общедоступные муз. классы
Педагогич. музея (осн. в 1881), служившие
базой для проведения исследований в области
детской муз. педагогики; Бесплатная детская
муз. школа им. Глинки, организованная
в 1906 по инициативе М. А. Балакирева и С.
М. Ляпунова; Нар. консерватория, открытию
к-рой в 1906 способствовали Н. А. Римский-Корсаков,
А. К. Лядов, А. В. Вержбилович и Л. С. Ауэр
(оканчивающим присваивалась квалификация
нар. учителей музыки и пения). Одним из
наиболее действенных и авторитетных
учреждений такого типа была Нар. консерватория
в Москве (осн. в 1906), в учреждении и деятельности
к-рой принимали участие виднейшие музыканты
- С. И. Танеев, Е. Э. Линёва, Б. Л. Яворский,
Н. Я. Брюсова и др.
Окт. революция повлекла за собой радикальные
перемены в организации и постановке М.
о. Руководство и материальную заботу
о муз. уч. заведениях взяло на себя гос-во
(Декрет Совета Нар. Комиссаров о передаче
всех уч. заведений в ведепие Нар. комиссариата
просвещения от 5 июля 1918), открыв путь
широкому распространению общего М. о.,
предоставив учащимся проф. уч. заведений
бесплатное обучение и стипендии. Благодаря
этому открылся доступ к образованию трудящейся
молодёжи, в т.ч. и представителям отсталых
в культурном отношении национальностей.
Среди правительств. мероприятий, способствовавших
привлечению в высшую муз. школу рабочих
и крестьян, были организация т.н. Единого
художеств. рабфака, передача его муз.
отдела (учреждён в 1923) в ведение Моск.
консерватории (1927) и открытие затем рабфаков
в Моск. (1929) и Ленингр. (1931) консерваториях.
В первые же послереволюц. годы определились
общие принципы, лёгшие в основу перестройки
М. о. Наиболее существенные из них: 1) провозглашение
обязательности всеобщего муз. обучения
(постановление Муз. отдела Наркомироса
о преподавании пения и музыки в единой
трудовой школе, не позже 19 окт. 1918) и признание
огромного значения общего М. о. как для
поднятия культуры народа, так и для выявления
музыкально способных людей, пригодных
к проф. занятию музыкой; 2) понимание необходимости
подготовить музыкантов, к-рые обладали
бы точно очерченной специализацией (исполнительской,
композиторской, педагогич., просветит.,
музыковедч.) и в то же время владели широким
кругом знаний по своей специальности,
по смежным предметам и обществ. дисциплинам;
3) осознание огромной роли производств.
практики в самом уч. заведении и за его
пределами (это привело к организации
оперных студий при консерваториях; первая
из них открыта в 1923 при Петрогр. консерватории);
4) установление требования, чтобы музыкант
любой профессии мог сочетать свою проф.
деятельность с просветительской. Для
становления системы сов. М. о. особо важную
роль сыграли организационные и методич.
поиски в период 1917-27. Решающее значение
для дальнейшего развития проф. М. о. имели
подписанный В. И. Лениным Декрет Совета
Нар. Комиссаров от 12 июля 1918 о переходе
Петрогр. и Моск. консерваторий "в ведение
Народного Комиссариата по просвещению
на равных со всеми высшими учебными заведениями
правах с уничтожением зависимости от
Русского музыкального общества", а
также последующие постановления того
же года, к-рые объявляли губернские и
гор. уч. заведения Рус. муз. об-ва государственными.
В конце первого и в самом начале второго
десятилетия 20 в. в центре внимания муз.
общественности - вопросы общего М. о. и
в связи с этим работа массово-просветит.
школ, открывавшихся в Петрограде, Москве
и др. городах. Школы носили разные наименования:
нар. муз. школы, школы муз. просвещения,
нар. консерватории, нар. курсы общего
муз. образования и др. В работе этих уч.
заведений, заложивших методич. основы
сов. общего М. о., принимали участие видные
музыканты: в Петрограде - Б. В. Асафьев,
M. H. Баринова, С. Л. Гинзбург, Н. Л. Гродзенская,
В. Г. Каратыгин, Л. В. Николаев, В. В. Софроницкий
и др.; в Москве - А. В. Александров, Н. Я.
Брюсова, А. Ф. Гедике, А. Д. Кастальский,
В. Н. Шацкая и др. На начальном этапе развития
сов. М. о. его организаторы столкнулись
с рядом трудностей. Корни одних уходили
в дореволюц. практику муз. обучения, когда
не была дифференцирована подготовка
будущих профессионалов и любителей, М.
о. не было разделено на ступени в зависимости
от возраста учащихся. Др. трудности были
вызваны возникновением, нередко стихийным,
(особенно в 1918-20), множества разноликих
муз. уч. заведений спец. и общего типа.
Они именовались школами, курсами, студиями,
кружками, техникумами и даже консерваториями
и ин-тами, не имели чёткого профиля и не
могли быть с достаточной определённостью
отнесены к начальным, средним или высшим
уч. заведениям. Параллелизм в работе этих
уч. учреждений стал тормозить развитие
М. о. Первая и ещё весьма несовершенная
попытка создать стройную систему М. о.
была предпринята в 1919 в "Основных положениях
о Государственном музыкальном университете"
(под этим названием подразумевалась вся
сеть школ спец. и общего М. о. - от начальных
до высших). Следуя мысли А. В. Луначарского
о том, что вся система общего образования,
от детского сада до ун-та, должна представлять
собой "одну школу, одну непрерывную
лестницу", составители "Основных
положений..." подразделили спец. муз.
уч. заведения на три ступени в соответствии
с уровнем муз. знаний и умений учащихся.
Однако они не смогли ни расчленить задачи
образования, воспитания и просвещения,
ни установить возрастные рамки обучения
на трёх ступенях "музыкального университета".
Дальнейшая работа по типизации муз. уч.
заведений и обновлению их программ, в
к-рой принимали участие виднейшие сов.
музыканты, связана с деятельностью Б.
Л. Яворского, с 1921 возглавившего Муз. отдел
Главного управления профессионального
образования. На последующую перестройку
М. о. серьёзное воздействие оказал его
доклад "О принципах построения учебных
планов и программ в профессиональной
музыкальной школе" (прочитан 2 мая 1921),
в к-ром, в частности, впервые в муз. педагогике
20 в. был с такой настойчивостью выдвинут
тезис: "элемент творчества должен войти
в программы всех курсов", проходимых
в уч. заведениях разных ступеней. Примерно
в 1922 наметилась характерная тенденция,
продолжавшая сказываться и в последующие
годы, - всё большее внимание уделяется
вопросам проф. М. о. и спец. дисциплинам
(игре на инструментах, пению). К этому
же времени относится и организация первых
специализированных средних муз. школ
- муз. техникумов, в 30-е гг. переименованных
в уч-ща. Ко 2-й пол. 20-х гг. сложилась определённая
структура М. о., сохранявшаяся ряд лет:
1) начальное М. о. в виде двух типов школ
- 4-летние 1-й ступени (для детей), работавшие
параллельно с трудовой школой и являвшиеся
либо самостоят. уч. заведениями, либо
первыми звеньями муз. техникумов, и курсы
общего М. о. для взрослых, имевшие только
муз.-просветит. задачи; 2) среднее проф.
М. о. - техникумы (исполнительские и инструкторско-педагогич.);
3) высшее - консерватории. В связи с реформой
М. о. в 1926 в Ленинграде был организован
Центр. муз. техникум, в работе к-рого отразились
новые творч. веяния и поиски в муз. педагогике,
оказавшие серьёзное воздействие на дальнейшее
развитие сов. М. о. Среди педагогов техникума
были выдающиеся ленингр. музыканты. В
истории высшего М. о. важной вехой явился
документ Нар. комиссариата просвещения,
подготовленный на основе докладов виднейших
деятелей советской музыкальной культуры
А. Б. Гольденвейзера, М. Ф. Гнесина, М. В.
Иванова-Борецкого, Л. В. Николаева, А. В.
Оссовского и др., - "Положения о Московской
и Ленинградской консерваториях" (1925).
В этом документе окончательно узаконивалась
принадлежность консерваторий к высшей
ступени М. о., устанавливалась их структура
(науч.-композиторский, исполнительский
и инструкторско-педагогич. ф-ты), определялся
профиль выпускаемых специалистов и сроки
обучения, учреждался институт аспирантов.
С сер. 20-х гг. в консерваториях стали обучать
и музыковедов (ранее, до революции, не
было учреждения, к-рое готовило бы таких
специалистов). Однако начало высшего
музыковедч. образования в Сов. стране
- 1920, когда в Петрограде при Ин-те истории
иск-в открылся ф-т истории музыки (просуществовал
до 1929 в виде Курсов для подготовки специалистов
по истории иск-в). К 1927 упорядочение общей
структуры сов. М. о. было в основном завершено,
хотя в дальнейшем она подвергалась изменениям.
Так, 4-летние муз. школы были преобразованы
в 7-летние (в 1933), при ряде консерваторий
учреждены муз. школы-десятилетки, расширена
факультетская система консерваторий
( с сер. 30-х гг.), организованы муз.-педагогич.
ин-ты (первым был открыт в 1944 Муз.-педагогич.
ин-т им. Гне-синых) и заочное обучение.
К сер. 70-х гг. система организации M. о.
в СССР складывается след. образом. Низшая
ступень - 7-летние детские муз. школы (дополнительный
8-й класс - для готовящихся к поступлению
в муз. уч-ще), цель к-рых дать общее М. о.
и выявить наиболее способных учащихся,
желающих получить спец. М. о. В число изучаемых
здесь дисциплин входят: игра на инструменте
(фп., смычковые, духовые, нар.), сольфеджио,
муз. грамота и теория, хор. пение и ансамбли.
К низшей ступени общего М. о. принадлежат
и вечерние школы для подростков и юношества.
К средней ступени М. о. относятся 4-летние
уч. заведения: муз. уч-ща, в к-рых готовят
музыкантов-профессионалов средней квалификации
(инструменталистов, певцов, хормейстеров,
теоретиков) для работы в оркестрах, хорах
и преподавания в детских муз. школах (наиболее
одарённые после окончания уч-ща поступают
по конкурсу в высшие уч. заведения); муз.-педагогич.
уч-ща, выпускающие учителей музыки для
общеобразоват. школ и муз. руководителей
детских садов. При нек-рых консерваториях
и ин-тах имеются 11-летние спец. муз. школы,
где учащиеся, готовясь к поступлению
в муз. вузы, получают низшее и среднее
М. о. и одноврем. проходят курс общеобразоват.
средней школы. Высшая ступень М. о. включает:
консерватории, муз.-педагогич. ин-ты и
ин-ты иск-в (с ф-том музыки); обучение в
них рассчитано на 5 лет. Здесь готовят
специалистов высшей квалификации - композиторов,
инструменталистов, певцов, симф., оперных
и хор. дирижёров, музыковедов и режиссёров
муз. т-ров. Высшей ступенью являются также
муз.-педагогич. ф-ты в педагогич. ин-тах;
здесь обучаются будущие учителя музыки
высшей квалификации (методисты) для общеобразоват.
школ и преподаватели муз.-педагогич. дисциплин
для педагогич. уч-щ. В большинстве муз.
уч-щ и вузов имеются вечерние и заочные
отделения, где учащиеся получают образование,
не прекращая трудовой деятельности. При
многих муз. вузах и н.-и. ин-тах организована
аспирантура (с 3-летним обучением на очном
и 4-летним на заочном отделениях), предназначенная
для подготовки науч. работников и педагогов
вузов по истории и теории музыки и исполнит.
иск-ва, муз. эстетике, методике преподавания
муз. дисциплин. Подготовка педагогов-композиторов
и педагогов-исполнителей для муз. вузов
проводится в организованной при ведущих
консерваториях и ин-тах ассистентуре-
стажировке (очный курс обучения 2, заочный
- 3 года). Распространение получили курсы
повышения квалификации педагогов муз.
школ, уч-щ и вузов при авторитетных средних
и высших муз. уч. заведениях. Много внимания
уделяется учреждению разного типа муз.
школ в нац. республиках. В РСФСР, Белоруссии
и на Украине, в республиках Прибалтики
и Закавказья, а также в Казахской, Киргизской,
Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР,
представлявших собой в дореволюц. время
отсталые районы, создана большая сеть
муз. уч. учреждений. По данным на 1975, в
СССР 5234 детские муз. школы, 231 муз. уч-ще,
10 уч-щ иск-в, 12 муз.-педагогич. уч-щ, 2 муз.
хореографич. уч-ща, 20 консерваторий, 8
ин-тов иск-в, 3 муз.-педагогич. ин-та, 48 муз.
ф-тов при педагогич. ин-тах. Достижения
М. о. в СССР обусловлены и тем, что педагогич.
работу в муз. вузах вели и ведут виднейшие
композиторы, исполнители, музыковеды
и методисты. С 1920-х гг. в сов. муз. вузах
началась серьёзная н.-и. и методич. работа,
к-рая привела к пересмотру на основе положений
марксизма-ленинизма содержания и методов
преподавания традиционных для дореволюц.
консерваторий муз.-теоретич. и муз.-историч.
предметов, а также к созданию новых уч.
дисциплин. В частности, были разработаны
спец. курсы истории и теории исполнительства,
а также методики обучения игре на разных
инструментах. Тесная связь педагогики
и науч. исследований способствовала созданию
значит. числа учебников и уч. пособий
по осн. дисциплинам, включённым в уч. планы
сов. муз. школ, уч-щ и вузов.
В других социалистич. странах, где М. о.
является государственным, его общая структура
(разделение муз. уч. заведений на 3 ступени
- начальную, среднюю и высшую) в общих
чертах сходна с принятой в СССР (правда,
в нек-рых из этих стран подготовка музыковедов
проходит не в муз. уч. заведениях, а в ун-тах).
Вместе с тем в каждой стране в организации
М. о. имеются нек-рые специфич. черты, обусловленные
особенностями её нац. культуры.
В ВНР, где M. о. опирается на единые методич.
принципы Б. Бартока и З. Кодая и где огромное
место на всех ступенях занимают изучение
венг. нар. музыки и прохождение курса
сольфеджио, основанного на относительной
сольмизации, схема построения образования
после 1966 такова: 7-летняя общеобразоват.
школа с муз. уклоном (и с факультативным
обучением игре на муз. инструментах) или
7-летняя муз. школа, в к-рой дети учатся,
одновременно посещая занятия в общеобразоват.
школе; следующая ступень - 4-летняя средняя
проф. школа (с общеобразоват. гимназией
при ней), а для тех, кто не собирается стать
музыкантами, - 5-летняя школа общего М.
о.; Высшая школа муз. иск-ва им. Ф. Листа
(Будапешт) с 5-годичным курсом обучения,
в к-рой проводится подготовка музыкантов
по всем специальностям, в т.ч. музыковедов
(в 1951 организована кафедра музыковедения)
и учителей музыки для нач. школ (на спец.
отделении; обучаются 3 года).
В ЧССР высшие муз. и муз.-педагогич. уч.
заведения имеются в Праге, Брно и Братиславе,
консерватории (средние муз. уч. заведения)
- и в ряде др. городов. Важную роль в муз.-педагогич.
жизни страны и в разработке методов муз.
обучения играют Чеш. и Словац. муз. об-ва,
объединяющие педагогов-музыкантов разных
специальностей.
В ГДР имеются высшие школы муз. иск-ва
в Берлине, Дрездене, Лейпциге и Веймаре;
школы в Берлине и Дрездене включают в
себя специализированную муз. школу, консерваторию
(среднее муз. уч. заведение) и собственно
высшее уч. заведение. При Высшей муз. школе
в Берлине до 1963 функционировал рабоче-крестьянский
ф-т.
В ПНР - 7 высших муз. уч. заведений - в Варшаве,
Гданьске, Катовицах, Кракове, Лодзи, Познани
и Вроцлаве. В них ведётся подготовка музыкантов
разл. профессий, в т.ч. и звукорежиссёров
(спец. ф-т Варшавской высшей муз. школы).
Специалистов по истории музыки, муз. эстетике
и этнографии готовит Варшавский ин-т
музыкознания.
Информация о работе Музыкальное образование в в дореволюционной России и в СССР