Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 15:27, курсовая работа
Цель исследования: Изучить, проанализировать особенности музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.
Объект исследования: Процесс развития музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста в ходе проведения музыкально-игровой деятельности.
Введение
I.Теоретическая часть
I.1.Общая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
I.2. Характеристика музыкальных способностей: музыкальный слух и музыкальная память
I.3.Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности
II.Практическая часть
II. 1 Анализ программ по музыкальному воспитанию старших дошкольников с целью выявления роли музыкально-игровой деятельности
II.2 Музыкально-игровая деятельность под руководством воспитателя как средство развития музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста
II. 3 Методические рекомендации по развитию музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Литература
В разделе «Пение на музыкальных занятиях» акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н. А. Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».
Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.
Для исполнения оркестром Н. А. Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.
Было издано и методическое пособие Н. Ветлугиной «Музыкальное воспитание в детском саду». Пособие состоит из трех разделов, где последовательно освещаются следующие вопросы:
Очень показательным в пособии Н. Ветлугиной является наличие схемы «Планирование музыкального репертуара», где наглядно показано распределение учебного материала в одном квартале (с сентября по ноябрь). В схеме представлен материал, но не построение занятия, предполагается, что педагог самостоятельно выбирает то вариант, который ему больше подходит для того или иного периода обучения. В тоже время формы занятий ограничены только тремя видами: фронтальные, по подгруппам, индивидуальные, поскольку имеют строгую структуру – в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей: пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки.
Есть определенные недостатки, которые выявились в процессе реализации данной программы: нецелесообразность обучения абсолютной нотации, ограниченность музыкального репертуара для слушания музыки. Вероятно, поэтому данная программа в настоящее время используется мало, то ли считаясь «устаревшей», то ли под натиском новых более узко направленных современных программ.
В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, для педагогов существует возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и эстетического развития детей.
В ряде программ особое внимание уделено интеллектуальному, творческому, художественно-эстетическому воспитанию. Таковыми являются: «Росинка» (от 3 до 7 лет), «Красота — радость — творчество» (от 2 до 7 лет), «С кисточкой и музыкой в ладошке» (от 3 – 10 лет), «Синтез искусств в эстетическом воспитании», «В мире бального танца» (от 5 до 7 лет), «Путешествие в страну хореографию» (от 4 до 7 лет), «В мире музыкальной драматургии» (от 3 до 7 лет), «Волшебный мир театра» (от 5 до 7 лет), «Театр- творчество – дети».
Программы эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной, исправленная и дополненная вышла в 2002 году.
В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.
Содержание программы реализуется в следующих разделах:
Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.
Авторы подчеркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста» (с.4).
В разделе «Музыкальная деятельность» выписаны задачи музыкального образования и воспитания детей, которые включают:
В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах, в процессе обучения по данной программе.
К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок:
Заметим, что эти результаты вполне достижимы, в отличие от тех, которые определены в комплексной программе «Детство».
Что же касается предлагаемого авторами репертуара, то в целом четко прослеживается перекличка с разделом «Музыкальное воспитание» программы под редакцией М. Васильевой, где автором также является М. Зацепина.
Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей. К ним можно отнести такие программы, как «Оберег» (от 2 до 7лет), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, «Музыкальная народная культура» (от 4 до 10лет), «Горенка» (от 4 – 7лет).
Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы . Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:
В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще. О музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии. Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический. Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей» . Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений. Сама автор говорит о более 350 образцов! Целесообразно слушать больше, ведь чем богаче внутренний опыт, тем ярче и эмоциональный отклик ребенка. Чем легче ребенку выразить свои эмоции о музыке, тем сильнее он будет чувствовать потребность самовыражения через музыку.
II.2 Музыкально-игровая деятельность под руководством воспитателя как средство развития музыкального слуха и музыкальной памяти детей старшего дошкольного возраста
Результаты исследования уровня музыкального слуха и музыкальной памяти у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.
Ф.И ребёнка |
Музыкально- слуховые представления |
Тембровый слух |
Музыкальная память |
Итог |
1. Саша В. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2. Аня К. |
2 |
1 |
2 |
1,7 |
3. Артём К. |
3 |
1 |
3 |
2,3 |
4. Илья Ч. |
3 |
2 |
2 |
2,3 |
5. Вероника Т. |
3 |
3 |
3 |
3 |
6. Кирилл К. |
2 |
1 |
2 |
1,7 |
7. Женя Н. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8. Даша С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Итого: |
В – 5 С – 3 Н -0 |
3 2 3 |
4 4 0 |
3 3 2 |
Для выявления уровня развития тембрового слуха подгруппе детей было предложено послушать музыку в исполнении симфонического оркестра Брамс «Венгерский танец» и определить какие музыкальные инструменты дети услышат.