Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 09:05, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработка методических рекомендаций для проведения нетрадиционных форм уроков музыки в начальной школе.
Задачи:
Выявить отличия нетрадиционных форм проведения уроков от традиционных;
Проанализировать нетрадиционные формы проведения уроков музыки;
Дать методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм на уроках музыки.
Введение
В настоящее
время особую значимость в
современном обществе
В качестве действенного средства для эстетического развития учащихся в процессе музыкальной деятельности могут выступать нетрадиционные формы организации уроков музыки. Они обеспечивают необходимые психолого − дидактические условия, в которых возможно формирование активности, художественных способностей, творческого мышления, хорошего вкуса.
В процессе применения
нетрадиционных подходов к
Об использовании
нетрадиционных форм
Объект исследуемый в данной курсовой работе: процесс музыкального обучения в начальных классах.
Предмет: нетрадиционные формы уроков музыки.
Цель курсовой работы: разработка методических рекомендаций для проведения нетрадиционных форм уроков музыки в начальной школе.
Задачи:
Тема курсовой работы: «Нетрадиционные формы проведения уроков музыки в начальной школе»
В современных условиях развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке. [4]
Если нетрадиционная обучающая система Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова предполагает коренную «ломку» самого учителя, полного отказа от привычного, традиционного способа преподавания (что весьма проблематично для учителей немолодых), то система Н.Б.Истоминой намного гибче: во-первых, эта методика формирует и развивает все мыслительные операции классификацию, аналогию, обобщение; творческие способности учащихся; обеспечивает самостоятельность мышления детей в эмоционально благоприятной доверительной атмосфере.[7]
Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. [4]
Все самое важное в воспитательном процессе для ученика совершается на уроке. Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: «Урок − это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
Современный урок − это, прежде всего, урок, на котором учитель использует все возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.
Исходной научной идеей современного урока является представление об единстве обучения, воспитания и образования. Общей функцией современного урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, развивающую творческие способности. Cлишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, их необходимо сочетать с другими формами обучения, главное помнить: не форма определяет содержание, а содержание определяет форму урока.
Форма обучения может иметь различную внешнюю структуру в зависимости от задач и методов, используемых на уроке. Наиболее устойчивой и широко распространенной является классно-урочная система и основной формой обучения является урок.
Новаторская деятельность учителей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.
Когда учитель стремится сделать занятие эмоциональным, донести учебный материал до каждого учащегося, опираясь на непроизвольное внимание, а самих учащихся активизировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.
Именно нестандартные
формы проведения уроков
Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки − основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждый урок отличает своеобразие и неповторимость. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания учащихся.
Вот некоторые приемлемые нетрадиционные формы обучения на уроке музыке: интегрированные уроки: музыка − чтение, музыка − изо, музыка − труд, музыка − ритмика; а также: урок − путешествие, урок − экскурсия, КВН, урок − игра, урок − сказка, урок − концерт.
Таким образом, богатое разнообразие нетрадиционных форм организации учебного процесса дает возможность каждому учителю реализовать свои педагогические возможности, проявить творчество, фантазию, раскрыться самому и открыть для себя своих учеников с совсем новой, неизвестной стороны.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
Конечно, весь учебный процесс переводить на нетрадиционность не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.
При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные.
Признаки нетрадиционного урока:
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения;
Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой;
Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ;
Выполняются творческие задания;
Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения;
Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока;
Планируется урок заранее;
Определять чётко три дидактические задачи.
Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
Уроки “погружения”, Уроки-деловые игры, Уроки - пресс-конференции, Уроки-соревнования, Уроки типа КВН, Театрализованные уроки, Компьютерные уроки, Уроки с групповыми формами работы, Уроки взаимообучения учащихся, Уроки творчества, Уроки-аукционы, Уроки, которые ведут учащиеся, Уроки-зачеты, Уроки-сомнения, Уроки - творческие отсчеты, Уроки-формулы, Уроки-конкурсы, Бинарные уроки, Уроки-обобщения, Уроки-фантазии, Уроки-игры, Уроки-“суды”, Уроки поиска истины, Уроки-лекции “Парадоксы”, Уроки-концерты, Уроки-диалоги, Уроки “Следствие ведут знатоки”, Уроки - ролевые игры, Уроки-конференции, Интегрированные уроки, Уроки семинары, Уроки – “круговая тренировка”, Межпредметные урок, Уроки-экскурсии, Уроки-игры “Поле чудес”.
Каждый педагог должен постоянно искать способы оживления урока, стараться разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования: создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.
Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.
Такие формы проведения занятий снимают традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Методическое обоснование применения нетрадиционных форм на уроках музыки в начальной школе.
Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических условий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В настоящее время способность педагога решать педагогические задачи с привлечением интерактивных форм обучения, становится важной составляющей его профессионализма. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности учителя музыки.
Информация о работе Нетрадиционные формы проведения уроков музыки в начальной школе