Обучение детей среднего дошкольного возраста игре на фортепиано

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель программы: сформировать правильный художественный вкус к музыкальной культуре. Развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонического), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.
Задачи:

1. Индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром.
2. Способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика курсовая.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

                    Департамент образования г.Москвы

                                         ГБОУ СПО

                Педагогический колледж №7 «Маросейка»

 

 

 

Курсовая работа

 

Обучение детей среднего дошкольного возраста

игре на фортепиано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

                                                               Специальность 050148

                                                           Педагогика Д.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила студентка 2 курса

                                                                          Бурлакова Анастасия Игоревна

                                Руководитель: Амбарцумова Нелли Викторовна

 

 

 

 

 

 

Москва -2013

Содержание

  1. Психолого-педагогические основы обучения детей среднего дошкольного возраста.
  2. Методы и приемы обучения.
  3.     2.1Обучение нотной грамоте
  4.     2.2Обучение восприятия ритма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Работая с учащимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает способности, музыкальное мышление, учит словесно охарактеризовывать исполняемые произведения. Часто в представлении ученика, пение связано с выразительностью музыкальной или речевой интонации, а игра на фортепиано воспринимается отдельно от вокального искусства. Используя вокально-хоровые навыки в классе фортепиано, педагог существенно сокращает путь к главной цели своих занятий - воспитанию юного музыканта.  
По окончании обучения, учащийся сумеет грамотно разбирать нотный текст. По нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится игре в ансамбле. Получит навык чтения с листа.  
В учебном процессе педагог учитывает индивидуальность каждого, пытаясь найти наиболее правильные методы работы. Независимо от степени одаренности учит понимать характер, форму, штрихи, стиль музыкальных произведений.  
Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой интерес проявляется к произведениям современных композиторов, джазовой музыке. Такое разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса различных по трудности вариантов программ.

Педагогу-музыканту нельзя забывать об ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности. Поэтому  важно воспитывать глубокое уважение к европейской, русской и российской культуре. Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера учащегося в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие способностей человека в различных областях, порой не связанных с музыкой.  
 
1. Развитие слуховой и зрительной памяти, т.к. процесс обучения связан с запоминанием нотного текста, слухового анализа своей игры, музыкальных терминов на итальянском языке, исполнения музыкальных произведений на память.  
2. Развитие эмоционального восприятия подкрепляется способностью мыслить вперед, переживая тот или иной музыкальный образ.  
3. Развитие координации обеих рук в результате одновременной игры, а также ног, используя прием педализации.  
4. Развитие мелкой моторики и крупной техники, что имеет связь с развитием речи у детей, способностью самовыражения в обществе.  
5. Психологическая устойчивость, связанная с публичными выступлениями. Умение владеть своими эмоциями в стрессовой ситуации.

 

Цель программы: сформировать правильный художественный вкус к музыкальной культуре. Развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонического), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.  
Задачи:  
 
1. Индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром.  
2. Способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.  
3. Научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения.  
4. Сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях.  
5. Приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений.  
6. Привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;  
7. Сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.

Актуальность 

Актуальность исследования темы обусловлена тем, что в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира именно образование – это фундамент для формирования всесторонне развитой, цельной личности. Распознать в юном возрасте способности и творческие наклонности ребенка, создать условия для их развития и обеспечить необходимую для этого образовательную основу – задачи современной системы образования. Значимую роль в достижении успеха в решении вышеуказанных задач имеет система дополнительного образования детей. Одним из направлений в развитии ребенка является привитие ему любви к искусству, в том числе музыкальному.  
Особое место в музыкальном образовании ребенка играет обучение игре на фортепиано. “Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое”, писал А. Рубинштейн. Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия. Освоение филигранной фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра.  
Посредством обучения в ребенке могут раскрываться и другие способности, которых ранее ни взрослые, ни ребенок в себе не замечали. Приобретение дополнительных навыков позволяет ребенку выделяться среди других детей, привлекать их заинтересованное внимание, а значит чувствовать интерес к себе со стороны окружающих, достигать успехов и получать признание, что также является значительным стимул в личностном развитии и преодолении сложностей и трудностей, которые могут возникнуть на жизненном пути.

 

 Психолого-педагогические  основы.

Дошкольный возраст - первоначальная ступень, на которой  происходит знакомство ребенка с  элементарными основами музыкального искусства. Основная задача музыкального руководителя - приобщить дошкольника к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать и воспитать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое. Главное в работе с начинающими, а тем более с 5-6 летними детьми, это заинтересовать ребёнка.

Основной вид деятельности дошкольников - игра, поэтому различные  развивающие занятия должны основываться на игре. В этом случае ребенок будет  с удовольствием заниматься, поскольку  основанное на игре занятие для него интересно и вызывает положительные эмоции. Если отделить занятие от игры и предложить его детям как отдельный вид деятельности, то такое занятие ими будет восприниматься отрицательно в силу специфики развития в этом возрасте:

  • Они не могут находиться в сосредоточенном состоянии длительное время
  • Имеют большую восприимчивость к окружающему миру и всему новому, проявляя любознательность
  • “Медленное” мышление, мышление в наглядных образах
  • Неустойчивое внимание и быстрое забывание того, что им недавно объяснялось
  • Подвижность
  • Подражание взрослым интересовать ребёнка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.\ А.П. Щапов – М.;Классика ХХ1 ,2002.
  2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.\ И. Гофман - М.; Классика ХХ1 , 2002.

Информация о работе Обучение детей среднего дошкольного возраста игре на фортепиано