Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:47, реферат
Целью реферата является изучение творчества отечественных и зарубежных композиторов в контексте заявленной темы.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
• собрать материал из разных литературных источников;
• ознакомиться с музыкальным наследием М.И.Глинки;
• изучить и проанализировать собранный материал;
Введение ----------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1-----------------------------------------------------------------------------------4
История оперы ---------------------------------------------------------------------------5
Строение оперы --------------------------------------------------------------------------6
Ансамбль в опере ------------------------------------------------------------------------9
Хор в опере ------------------------------------------------------------------------------ 10
Оркестр в опере ------------------------------------------------------------------------ 11
Певческие голоса ----------------------------------------------------------------------- 13
Глава 2 --------------------------------------------------------------------------------- 14
История создания оперы «Руслан и Людмила» -----------------------------------15
Содержание оперы --------------------------------------------------------------------- 17
Заключение ------------------------------------------------------------------------------ 21
Использованная литература ----------------------------------------------------------22
Картина 3. Тем временем Руслан уже далеко. Вот он оказывается на поле старой битвы. Все окутано туманом. Все поле усыпано костями. Руслан вопрошает: «О поле, поле, / Кто тебя усеял мертвыми костями?» Среди всех этих следов давней битвы Руслан ищет богатырский меч, который был бы по нему. Но все, что ему попадается, не то. Туман рассеивается. Вдали видна громадная Голова. Она обращается к Руслану: «Кто здесь блуждает?». Голова гонит пришельца, чтобы он не тревожил «тлеющих витязей сон непробудный». Но Руслан не думает уходить. Тогда Голова дует навстречу Руслану; поднимается буря. Витязь в гневе поражает Голову копьем. Голова отшатывается, и тогда обнаруживается меч, который она хранила. И вот Голова рассказывает историю этого меча. Когда-то их было два брата, великан и карлик (Черномор), вся сила которого заключена была в его бороде. В чудесном замке хранился волшебный меч-кладенец. Обоим братьям он грозил смертью. Каждый из братьев хотел сохранить меч у себя. Хитростью коварный карлик отрубил голову великану, и она улетела в эту пустыню и погребла под собой меч. Теперь «Меч сей чудесный / Злобе коварной/ Положит конец!» — восклицает Руслан, поняв, что злой карлик, Черномор, и есть его оскорбитель, о котором ему рассказал Финн. Все дальше уходит Руслан в поисках Людмилы.
Действие 3 Волшебный замок Наины. Она обещала Фарлафу избавить его от соперников. Сюда хитрая Наина решила завлечь витязей, ищущих Людмилу. Здесь она намеревается их погубить. Ее чаровницы заманили к себе Ратмира и не отпускают его, лишая воли, обольщая его песнями танцами и своей красотой. Наина уверяет витязей, что напрасно они ищут Людмилу.
Наина и девы
исчезают. Появляется Горислава, которую
покинул Ратмир. Она поет свою восхитительную
томную арию («Какие сладостные звуки
/ Ко мне неслись в тиши!»). Горислава тоскует
о своем возлюбленном Ратмире. Допев арию,
Горислава уходит. К замку приближается
сам Ратмир; он устал от долгого пути. Настает
черед его арии («И жар, и зной / Сменила
ночи тень»). Призывы и моленья Гориславы
тщетны: Ратмир обольщен коварными волшебными
девами. «Скорей сюда ко мне слетайте,
чудные девы мои!» — последние слова его
арии. Появляются девы Наины и своими плясками
— традиционный балетный номер в опере
— очаровывают Ратмира. Возвращается
Горислава. Она счастлива вновь видеть
Ратмира. Он же смотрит на нее и не видит:
ему докучают ее мечты, он хочет предаться
минутным наслаждениям. Девы окружают
Ратмира и заслоняют Гориславу. Они увлекают
его с собой. Тщетно пытается Горислава
предостеречь его от соблазна.
Приближается Руслан. Девы рады видеть
другого гостя, которого шлет к ним на
его погибель Наина. Горислава жалуется
Руслану на свою судьбу и молит его, чтобы
он вернул ей Ратмира. Руслан очарован
Гориславой, его «сердце ноет и трепещет».
Неожиданно появляется Финн. Он разрушает
колдовские чары: поводит волшебным жезлом,
и замок мгновенно превращается в лес.
Потом его должна убить Наина. Такая же участь ждет и Руслана, помешать чарам Наины пытается ее пленница Горислава, покинувшая свой гарем в поисках Ратмира. Но появляется Финн и освобождает героев. Они все вместе отправляются на север.
Действие 4
Волшебные сады Черномора. Здесь томится Людмила. Во дворце музыкой и танцами развлекают Людмилу. Но все напрасно! Людмила думает только о своем возлюбленном Руслане. Она поет: «Вдали от милого, в неволе / Зачем мне жить на свете боле?» Она хочет броситься в воду, но оттуда появляются водяные девы и удерживают ее. Они поют свой короткий хор «Покорись судеб веленьям» и исчезают. Теперь стараются утешить Людмилу волшебные девы, вышедшие из цветов. Они поют ей и затем тоже исчезают. Ничто не может утешить Людмилу. И вот появляется роскошно убранный стол. Но Людмила все отвергает: «Не нужно мне твоих даров, / Ни скучных песен, ни пиров!» В конце концов, при упоминании невидимым хором, который вступает с нею в диалог, Черномора, Людмила падает без чувств. Над ней опускается прозрачный шатер. Волшебные девы обвевают ее опахалами из перьев Жар-птицы.
Звучит «Марш
Черномора» — быть может, самый знаменитый
эпизод оперы. У Глинки здесь подробная
авторская ремарка: «Появляется шествие:
музыканты, рабы и подвластные Черномора;
наконец и сам волшебник — старик-карлик
с огромнейшей бородой, которую несут
на подушках арапчата. Людмила приходит
в себя и, когда Черномор садится возле
нее на трон, выражает жестом негодование.
По знаку Черномора начинаются танцы:
турецкий, затем арабский и лезгинка. Неожиданно
раздаются звуки трубы, зовущие Черномора
на поединок. Вдали показывается Руслан.
Общее волнение. Черномор повергает Людмилу
в волшебный сон и убегает с частью своей
свиты». Все детали этой ремарки находят
великолепное выражение в оркестре, в
частности, в балетных номерах в грациозном
танце девочек, в забавной пляске арапчонков,
в гениальнейшей обработке национально-лезгинского
мотива.
Итак, погрузив Людмилу в волшебный сон,
Черномор удаляется — он отправляется
навстречу Руслану. В поединке с Черномором
Руслан выходит победителем. Волшебным
мечом Руслан отрезает карлику бороду,
в которой содержалось его могущество.
Он является перед зрителями, и борода
Черномора обвита вокруг его шлема. Вместе
с Русланом появляются Горислава и Ратмир.
Руслан с воодушевлением обращается к
Людмиле и сообщает о своей победе. Но
Людмила не слышит. «Волшебный сковал
ее сон», — объясняют Руслану Горислава
и Ратмир. Руслан в отчаянии: может быть,
она его надежде изменила? Руслан пытается
разбудить Людмилу. Но она — под властью
волшебных чар. «Скорее в отчизну!» — восклицает
Руслан. Там кудесники возвратят Людмилу
к жизни. По пути домой, когда Руслан решил
отдохнуть, на него нападает Фарлаф и убивает
Руслана. Фарлаф крадёт Людмилу и отправляется
в Киев к князю Святозару. Руслана спасает
Финн, и он отправляется следом домой.
По дороге домой Руслан сражается с
печенегами, которые хотели напасть
на Киев, и побеждает их.
Действие 5
Картина 1. Лунная ночь. В долине, по пути в Киев, расположились на ночлег Руслан со все еще заколдованной Людмилой, Ратмир с Гориславой и бывшие рабы Черномора. Ратмир сторожит стан. Взволнованные, прибегают рабы Черномора: в полночь деву-красавицу вновь похитили («духи ночей» — по словам рабов), и Руслан бросился за ней. По знаку Ратмира рабы удаляются. На призыв Ратмира является Финн. У него в руках волшебный перстень. Он успокаивает Ратмира, вручает ему перстень и отправляет его в Киев. Этот перстень разбудит Людмилу. Ратмир обещает отнести перстень в Киев и вручить его Руслану.
Картина 2. Княжеский дворец в Киеве (тот же, что был в первом действии). В гриднице, в глубине, на высоком, богато убранном ложе покоится спящая Людмила. Ее окружают Светозар, Фарлаф, придворный, сенные девушки, няни, мамки, отроки, гридни, дружина и народ. Хор взывает, чтобы Людмила проснулась. Святозар обращается к Фарлафу, который, похитив Людмилу у Руслана из стана, принес ее в Киев. Великий князь Киевский молит Фарлафа разбудить Людмилу, но тот не в силах этого сделать. Он взывает к Наине: «Наина, сжалься: Фарлаф погиб!» — восклицает он. Все тщетно.
Слышно приближение
всадников. Входит Руслан, Ратмир и Горислава.
Фарлаф в ужасе. Объятый страхом, он скрывается.
Руслан с волшебным перстнем подходит
к спящей Людмиле. Все замерли в ожидании
(хор: «Что будет с нею?»).
Руслан взывает к Людмиле, чтобы она проснулась.
И - о чудо! - она оживает. Все ликуют. Занавесы
гридницы раскрываются; вдали виден древний
Киев. Народ радостно устремляется к князю.
Хор славит богов, отчизну, Руслана и Людмилу.
Всеобщее ликование.
Заключение
Проведя
небольшое теоретическое исследование,
я пришла к такому выводу: в 18 веке Россия
осуществляла переход от позднего средневековья
к Просвещению. Для страны в этот период
была характерна духовная музыка. Русские
оперы в 18 веке большей частью были подражательными
французской комической опере. С приходом
М.И.Глинки в России появляются оперы не
на пустяшно-развлекательные сюжеты, а
на сюжеты русской истории, русских сказок.
Композитор выработал музыкальные традиции:
хоровые выступления, хоровые сцены в
финале, богатые вокальные партии положительных
героев и др. Таким образом мы доказали
то, что М.И.Глинка играл ведущую роль в
развитии и становлении русской национальной
оперы, в которой прославляется героический
дух славянина.
По окончании исследования я решила задачи,
заявленные вначале, и поэтому, считаю,
что достигла поставленной цели.
Использованная литература
Приложение №1 (с. 5)
Приложение №2 (с. 6)
Ария (видеофрагмент)
Приложение №3 (с. 9)
Ансамбль в опере (видеофрагмент)
Приложение №4 (с. 10)
Хор в опере (видеофрагмент)
Приложение №5 (с. 13)
Певческие голоса ( аудиофрагменты)
Приложение №6 (с.15)
Приложение №7(с.17)
Приложение №8(с. 17)
Приложение №9(с. 18)
Приложение №10(с. 19)
Приложение №11(с. 19)
Приложение №12(с. 20)
Приложение №13(с. 20)
Информация о работе Опера. Опера М.И.Глинки "Руслан и Людмила"