Оперное творчество Моцарта
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 12:32, реферат
Краткое описание
Моцарт писал оперы в течение всей жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста. Однако высшие его достижения в области оперного творчества относятся к последнему десятилетию (1782-1791 годы). Моцарт писал оперы различных типов и жанров: зингшпили («Похищение из сераля», «Волшебная флейта»), оперы-buffa («Свадьба Фигаро», «Так поступают все»), оперы-seria («Идоменей», «Милосердие Тита»). Опера «Дон-Жуан», сочетающая особенности музыкальной трагедии и комедии, не сводится ни к одному из таких типов [4; с. 28].
Содержание
Введение
3
1. Оперное творчество Моцарта
3
2. Средства музыкальной выразительности
4
3. Тематика произведений Моцарта
5
4. Характеристика творчества
6
4.1. Мелодика Моцарта
6
4.2. Гармонический стиль
6
4.3. Фактура
7
Выводы
7
Литература
8
Вложенные файлы: 1 файл
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет
культуры и искусств»
Реферат
на тему: «Оперное творчество
Моцарта»
Выполнила:
2012
Содержание
Введение |
3 |
1. Оперное творчество
Моцарта |
3 |
2. Средства музыкальной
выразительности |
4 |
3. Тематика произведений
Моцарта |
5 |
4. Характеристика творчества |
6 |
4.1. Мелодика Моцарта |
6 |
4.2. Гармонический стиль |
6 |
4.3. Фактура |
7 |
Выводы |
7 |
Литература
|
8 |
Введение
При всей универсальности моцартовского
творческого наследия, в нем выделяются
2 ведущих жанра – опера и симфония. Опера
как никакой другой жанр интересовала
Моцарта. Известны его слова: «Я завидую всем,
кто пишет оперы. Я готов плакать, когда
слышу оперную арию… Желание писать оперы
– моя idеé fixe» [4; с. 28].
Моцарт писал оперы в течение
всей жизни, начиная с одиннадцатилетнего
возраста. Однако высшие его достижения
в области оперного творчества относятся
к последнему десятилетию (1782-1791 годы).
Моцарт писал оперы различных типов и
жанров: зингшпили («Похищение из сераля»,
«Волшебная флейта»), оперы-buffa («Свадьба
Фигаро», «Так поступают все»), оперы-seria
(«Идоменей», «Милосердие Тита»). Опера
«Дон-Жуан», сочетающая особенности музыкальной
трагедии и комедии, не сводится ни к одному
из таких типов [4; с. 28].
1. Оперное творчество
Моцарта
Творчество Моцарта, всеобъемлющее
по охвату жанров и по широте музыкально-стилистических
связей, – один из важнейших этапов в мировом
развитии оперы, симфонии, концерта и камерной
музыки. В нём обобщён многовековой опыт
композиторов различных стран, прежде
всего австрийских, немецких, а также итальянских,
французских, чешских. Завершая 18 век,
оно оказало влияние на позднее творчество
И. Гайдна и непосредственно подвело к
19 веке – к героике Л. Бетховена (симфония
C-dur, позднее названная «Юпитер») и романтике
Ф. Шуберта (симфония
g-moll). Как музыкальный драматург Моцарт
преобразовал бытовую комическую и сентиментальную
оперу и создал новые оперные жанры зрелого
реалистического стиля. Творческому методу
Моцарта присущи правдивость и многосторонность
в изображении характеров, раскрытие образов
в их развитии и взаимодействии, единство
типического и конкретного, контраст трагического
и шутливого, сочетание сердечности с
иронией, реальности с фантастикой. На
основе итальянской оперы-буффа (и отчасти
оперы-сериа) возникли опера-комедия «Свадьба
Фигаро» и опера-драма «Дон Жуан», на основе
австро-немецкого зингшпиля – национальная
опера-сказка «Волшебная флейта», включившая
и другие сценические и музыкальные жанры
– от священного представления до феерии,
от форм итальянской оперы до хорала и
фуги. Менее всего отвечал творческой
натуре Моцарта героико-мифологический
и условно-исторический жанр оперы-сериа,
как это показали не столько его ранние
произведения («Митридат», «Луций Сулла»),
сколько позднейшее – «Милосердие Тита»
(вымышленный эпизод из жизни римского
императора). Но и в эту область Моцарт
внёс новое и уже в опере «Идоменей» (по
мотивам древнегреческой истории и мифологии)
по-своему развил завоевания музыкально-драматического
искусства К. В. Глюка. В отличие от Глюка,
резко ломавшего старые каноны оперы,
М. шёл путём внутреннего обновления и
скрещивания музыкально-сценических форм.
В синтезе музыки и драмы Моцарт оставляя
главенство за музыкой, будучи одновременно
требовательным к драматическому содержанию
и качествам литературного текста. Взаимопроникновение
симфонизма и драматургии, при неизменном
преобладании вокального начала, определяет
многие стороны музыкального театра Моцарта.
Важнейшие узловые моменты действия воспроизводятся
Моцартом в музыкально цельных и драматургически
действенных ансамблях, включая богато
развитые финалы. В ансамблях особенно
полно сказались равновесие музыкальной
и драматических сторон, гармония общего
звучания при характерности отдельных
вокальных линий, обеспечивающих индивидуальную
определённость каждого персонажа. Лирические,
комические, драматические, арии в операх
Моцарта – звуковые портреты героев. [5;
с. 52].
Гармонически ясное и яркое
по выразительности искусство Моцарта,
представителя венской классической школы,
родственно просветительскому классицизму
с его культом разума, идеалом благородной
простоты и оптимизмом и в то же время
сентиментализму с его культом сердца
и утверждением прав личности, в частности
его радикальному крылу – течению «Бури
и натиска». В сочетании страстного лиризма,
сердечности, силы выражения с высокой
организованностью и волевой собранностью
заключается своеобразие искусства Моцарта.
Преодолевая традиции аристократической
культуры, но сохраняя жизненные элементы
галантного стиля, переосмысливая и подчиняя
их более глубокой эстетической концепции,
Моцарт утверждал новый прогрессивный
путь развития музыки. Индивидуализация
образов, наполненность экспрессией, стремительность
развития, насыщение драматизмом – всё
это обогатило мелодические, гармонические,
полифонические средства, усилило внутреннюю
динамику и контрастность композиционных
форм, обусловило новые принципы использования
инструментов и голосов в оркестре и вокальном
ансамбле. Многогранная музыка Моцарта
нередко с потрясающей силой передаёт
скорбно-лирические («вертеровские») или
мрачные трагические настроения, однако
в ней преобладают светлые тона. Красота
музыки Моцарта, изящной и совершенной
по форме, отражает полноту ощущения жизни,
воплощает мечту о счастье. [5; с. 64].
2. Средства музыкальной
выразительности
Обогатив гармонию и инструментовку,
Моцарт вместе с тем усилил роль мелодии.
Используя, как и Глюк, сопровождаемый
оркестром речитатив перед арией, Моцарт,
в отличие от Глюка, не отказался в своих
операх на итальянские тексты от речитатива-секко
(в сопровождении клавесина) для воспроизведения
диалогов. Скромные по своим музыкально-выразительным
средствам, но стремительные и живые диалоги-речитативы
гибко передают омузыкаленные речевые
интонации. Драматической образностью
наполнены лучшие из оперных увертюр Моцарта
– симфонические пьесы самостоятельного
и крупного художественного значения.
[10; с. 25].
3. Тематика произведений
Моцарта
Тематика опер Моцарта отразила
передовые социальные и этические идеи
эпохи. Антифеодальная тенденция непосредственно
выступает в опере «Свадьба Фигаро» по
комедии «Безумный день, или Женитьба
Фигаро» Бомарше. Революционная острота
комедии в опере смягчена (отчасти по цензурным
соображениям), поэтичнее, чем в комедии,
воплощена любовная тема. В то же время
социальная идея – победа энергичных,
умных, достойных людей из народа (Фигаро
и его невесты Сюзанны) в упорной борьбе
против притязаний аристократа – сохранена
в опере полностью и составляет основу
драматического развития и музыкальных
характеристик. Новую трактовку получила
старинная испанская легенда в опере «Дон
Жуан» – «весёлой драме» (dramma giocoso), сочетающей
комедийные и трагедийные элементы, психологическую
углублённость и занимательную интригу,
фантастическую условность и бытовую
достоверность. Заглавный герой олицетворяет
жизненную энергию, темперамент, неотразимое
обаяние, свободу чувства. Поэтизируя
этот образ, Моцарт вместе с тем не оправдывает
Дон Жуана. Своеволию сильной личности
он противопоставляет твёрдые принципы
разума и нравственности, олицетворённые
в символической фигуре Командора и в
возвышенном, целомудренно строгом образе
Донны Анны. В весёлой и изящной опере
«Все они таковы» (в буквальном переводе:
«Так поступают все женщины») буффонада
преображена тонкой иронией, типаж чётко
выгравирован в ариях и особенно в ансамблях
(их здесь значительно больше, чем арий).
Чистое и благородное чувство юношеских
сердец, верность в любви и дружбе воспеты
в зингшпиле «Похищение из сераля» с его
весьма условным восточным колоритом
и в философской драмаматической опере-сказке
«Волшебная флейта», рисующей утопический
идеальный мир мудрости и добродетели.
«Волшебной флейте» свойственны черты
морализирования и символики в духе масонства
(с 1784 М. был членом масонского ордена --
«свободным каменщиком» в конце 1785 он
вошёл в ложу «К добродетели»). Опера прославляет
победу света над мраком, дружбы над враждой,
стойкости над малодушием, человеческой
любви над злыми силами мира. В чарующей
музыке воплощены величие духа и простосердечность,
трогательность и комизм, аллегорическое
глубокомыслие и наивность. В «Волшебной
флейте» Моцарт осуществил свою мечту
– создать большую оперу на родном языке.
И «Свадьба Фигаро», и «Дон Жуан» по своим
художественным принципам, драматургии
и музыкальному складу – создания венской
школы, но они, как и большинство опер Моцарта,
написаны на итальянском языке и в формах,
близких итальянской опере, господствовавшей
в те годы во многих странах. «Волшебная
флейта» возникла на иной основе. При всей
отвлечённости и экзотичности её сюжета,
при всей необычности её музыкальной драматургии
эта опера наиболее близка национальному
характеру, народной песенности и отечественной
полифонии, традициям австрийского демократического
театра. Она открыла путь к утверждению
самостоятельности национальной оперы
в странах немецкого языка. [11; с. 38].
4. Характеристика
творчества
Для творчества Моцарта характерны
жанровая многогранность, органическое
сочетание австрийской народно-национальной
основы музыки с особенностями других
национальных музыкальных культур (больше
всего итальянской), единство глубокого
идейного содержания и совершенной художественной
формы.
Музыка Моцарта, как и Гайдна,
своими корнями уходит в австрийскую народную
песенность; но у Моцарта эти связи с народнопесенными
истоками, может быть, не столь прямые
и непосредственные, как у Гайдна, сложнее
и тоньше. Произведения Моцарта отличаются
душевной чуткостью, поэтичностью, тонким
изяществом, филигранной отточенностью.
[8; с. 53].
4.1. Мелодика Моцарта. Моцарт – один из величайших
мелодистов. Простые, легко запоминаемые
мелодии Моцарта, сочетающие черты австрийской
и немецкой народной песенности и танцевальности
с певучестью итальянской оперной кантилены,
отличаются богатством внутреннего содержания.
Для многих мелодий Моцарта характерны
изысканные хроматизмы, задержания при
ясной мажорной или минорной ладовой основе
и простоте гармонических функций.
Но в музыке Моцарта часто встречаются
и мелодии мужественного характера, насыщенные
большим драматическим пафосом, заключающие
в себе контрастные элементы. Источник
мелодического вдохновения Моцарта неиссякаем.
Это многократно отмечали выдающиеся
музыканты. Н. А. Римский-Корсаков писал
в 1897 году своему другу, московскому музыкальному
критику С. Н. Кругликову: «Чистая мелодия,
шедшая от Моцарта через Шопена и Глинку,
жива поныне и должна жить, без нее судьба
музыки – декадентство». [12; с. 98].
4.2. Гармонический
стиль. Гармонии Моцарта еще больше
оттеняют выразительность и красоту мелодического
образа. Как это было свойственно всей
музыке XVIII века, они основаны на взаимосвязи
главных функций: тоники, субдоминанты
и доминанты. Но эти функции используются
в музыке Моцарта разнообразно, – с употреблением
побочных ступеней лада, внутритональных
отклонений, сложных для своего времени
модуляций. Смелые модуляции и далекие
тональные сопоставления в музыке Моцарта
неоднократно приводили в смущение его
современников и казались им музыкальной
дерзостью. При этом гармоническое новаторство
Моцарта нигде не сопровождается разрушением
основ мажорного или минорного лада; напротив,
оно обогащает лад, расширяет его выразительные
возможности. Но и самые простые гармонии,
основанные на функциях I, IV, V ступеней,
кажутся в творчестве Моцарта свежими
и получают новую жизнь благодаря красивым
и изящным мелодиям. [12; с. 101].
4.3. Фактура. Красота музыки Моцарта в огромной
степени связана с фактурой его произведений,
всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безупречность
и чистота голосоведения, совершенство
формы, каждая деталь которой глубоко
содержательна, – все эти свойства музыки
Моцарта, наряду с ее высоким артистизмом
и поэтической одухотворенностью, придают
ей чарующую силу. [12; с. 102].
Выводы
Гармонически ясное и яркое
по выразительности искусство Моцарта,
представителя венской классической школы,
родственно просветительскому классицизму
с его культом разума, идеалом благородной
простоты и оптимизмом и в то же время
сентиментализму с его культом сердца
и утверждением прав личности, в частности
его радикальному крылу – течению «Бури
и натиска». В сочетании страстного лиризма,
сердечности, силы выражения с высокой
организованностью и волевой собранностью
заключается своеобразие искусства Моцарта.
Преодолевая традиции аристократической
культуры, но сохраняя жизненные элементы
галантного стиля, переосмысливая и подчиняя
их более глубокой эстетической концепции,
Моцарт утверждал новый прогрессивный
путь развития музыки. Индивидуализация
образов, наполненность экспрессией, стремительность
развития, насыщение драматизмом – всё
это обогатило мелодические, гармонические,
полифонические средства, усилило внутреннюю
динамику и контрастность композиционных
форм, обусловило новые принципы использования
инструментов и голосов в оркестре и вокальном
ансамбле.
Список использованной
литературы
- Вудфорд П. Иллюстрированные Биографии Великих
Музыкантов: Моцарт. – Издательство «Урал Ltd.» 1999 г.
- Ломунова М. Моцарт и Сальери: Встреча через два века // «Наука и религия», № 10, 2002, с. 26-28.
- Корти М. Сальери и Моцарт. – Издательство: Композитор – Санкт-Петербург, 2005. С. 94
- Альфред Эйнштейн. Моцарт. Личность. Творчество. – М.: Издательский дом «Классика-XXI» 2007. С. 335.
- Д.К. Самин. «Сто великих композиторов». М., «Вече», 2004 –с.110
- Левик Б. В. «Музыкальная литература зарубежных стран», вып. 2. –М.: Музыка, 1979 –с.162—276
- Т.Н. Ливанова. Вольфганг Амадей Моцарт // История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник" в 2-х тт. – М.: Музыка, 1987. – Т. 2. – 467 с.
- Аберт Г.Моцарт:
Пер. с нем. М., 1978-85. Т. 1-4. Ч. 1-2.
- Вейс Д. Возвышенное и земное: Исторический роман о жизни Моцарта и его времени. М., 1997.
- Чигарева E. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М.: УРСС. 2000
- Чичерин
Г. Моцарт: Исследовательский этюд. 5-е изд. Л., 1987.
- Штейнпресс Б. С. Последние страницы биографии
Моцарта // Штейнпресс Б. С. Очерки и этюды. М., 1980. – 153 с.
- Шулер
Д. Если бы Моцарт вел дневник… Перевод
с венг. Л.Балова. Изд-во Коврина. Типогр. Атэнэум, Будапешт. 1962.
- John Rice.
Mozart and Salieri // Antonio Salieri and Viennese Opera. – Chicago, 1999
Информация о работе Оперное творчество Моцарта