О духовной направленности музыкально - педагогической деятельности А.А. Архангельского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 21:43, доклад

Краткое описание

Музыка – искусство духовное. И хотя «звуков небес заменить не могут скучные песни земли», музыка всегда считалась посланницей небес, которая нас окрыляет, зовёт ко всему доброму и прекрасному1. Вот почему Святые Отцы Церкви считали духовные песнопения могущественным нравственно-воспитательным средством. Велико значение поющих и столь же велико творчество композиторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Архангельский.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

 

 

О духовной направленности музыкально - педагогической деятельности А.А. Архангельского

 

Музыка – искусство духовное. И хотя «звуков небес заменить не могут скучные песни земли», музыка всегда считалась посланницей небес, которая нас окрыляет, зовёт ко всему доброму и прекрасному1. Вот почему Святые Отцы Церкви считали духовные песнопения могущественным нравственно-воспитательным средством. Велико значение поющих и столь же велико творчество композиторов.

Тексты духовных песнопений представляют собой сокровищницу слов и выражений, а потому каждое слово песнопения имеет своё значение. И пение достигает своей цели тогда, когда композиторы, обращаясь к традиционным или поэтическим  текстам, глубоко вникают в смысл и дух каждого слова. Художественная ценность таких музыкальных произведений утверждается их востребованностью в исполнительском творчестве.

Традиционное для России православное понимание духовности неразрывно связано с признанием наличия в человеке, кроме физического тела, Божественного начала, проявляющегося в виде таких субстанций, как душа, дух. Характер взаимоотношения тела, души и духа человека определяется его нравственным состоянием, нравственной доминантой.

В христианской антропологии выделяются такие категории души как ум, сердце, воля, которые и являются предметом самопознания и самовоспитания человека. В православном понимании правильное устроение ума таково, что он должен быть направлен на «постижение духовных тайн мироздания и христианских добродетелей»2, которые составляют духовные ценности православия. Наибольшее внимание в христианской антропологии уделяется воспитанию «сердца», ума, воли. Путь к формированию духовно-нравственных убеждений, по мнению И. Ильина, лежит через воспитание чувств: «Ум и воля приводятся в движение у русского человека чувствами… Не человек охватывает истину умом, а истина охватывает человеческое сердце, и воображение, и ум»3.

Музыкальному искусству отводится большая роль в воспитании духовности  личности, проводниками же в этом процессе становятся композиторы, педагоги. 

Примером служения музыке, нравственности, духовности является музыкально-педагогическая деятельность А. А. Архангельского.

«Русскому самородку»4 А.А. Архангельскому предстояло пройти типичный для многих церковных композиторов путь: певчий, регент, композитор. Он стал известен своей духовной музыкой, созданием знаменитого   «Хора Архангельского»  и реформированием хорового искусства.

А.А. Архангельский родился в 1846 году в семье священника в селе Мельситово (Старое Тезиково) Наровчатского уезда. Родители воспитывали в Александре, прежде всего высокие религиозные чувства и строгую нравственность. В самом раннем детстве он отличался уже большой музыкальностью.

Окончив Краснослободское духовное училище, Александр поступает в Пензенскую духовную семинарию. Студентом он был очень способным и трудолюбивым. Учась в семинарии пел Александр и в семинарском, и в архиерейских хорах. Он становится помощником регента, часто заменяет его. В шестнадцать лет Александр Архангельский становится регентом хора, где проявляет организаторские и музыкальные способности. Уровень преподавания в семинарии был достаточно высоким. Кроме специальных дисциплин, слушатели изучали словесность, риторику, гражданскую и естественную историю, языки. Многие преподаватели были профессорами. Александр знакомится и с культурной жизнью города, слушает пензенские оркестры, бывает на концертах заезжих музыкантов и театральных спектаклях. Способности молодого регента привлекали к нему внимание пензенских музыкантов (церковного композитора Н.М. Потулова, дирижера-любителя П.Л. Федотова и других).

Через полтора года после окончания семинарии Архангельский уехал в Петербург. И в двадцатипятилетнем возрасте  занимает место регента почтамтской церкви, одновременно преподавая пение в разных школах.  Имея такую практику в довольно молодом возрасте, Архангельский смог  накопить большой  педагогический опыт и умение работать с коллективами.

А.А. Архангельский создал собственный хор, который начинался с шестнадцати певчих. Хор концертировал в залах Петербурга, для него Архангельский обрабатывал русские народные и западноевропейские песни. Через три года в хоре уже было шестьдесят человек, и он приобрел популярность. Впереди были гастроли по всей России. Главным, а во многих городах единственным проводником светского хорового пения, по мнению Архангельского, мог быть только церковный хор. И он твёрдо решил вывести русское хоровое исполнительство за узкие пределы церковного пения, «послужить миру», проникнуть в общественную и народную жизнь, сделать хор воспитательным и музыкально образовательным средством. Для достижения этой цели надо было раздвинуть рамки церковных хоров и включить в их программы исполнение светских произведений на концертных площадках. Разработка и осуществление программы музыкально-просветительской деятельности хора потребовали от руководителя много труда и усилий.

Подготавливая программы  первых светских концертов, композитор ставил задачей ознакомление слушателей с народными песнями, сначала русскими, а потом и западноевропейскими.

«В ноябре 1885 года Архангельский перешёл на музыкально-педагогическую службу в женский Патриотический институт, где проработал учителем пения до мая 1908 года. В репертуар хора входили: хоровые произведения старинной русской музыки – творения Бортнянского, Пашкевича, Фомина, Давыдова, Попова, Бавыкина, Титова и других; исполнялись хоры Баха, Лотти, Лассо, Монтеверди, Палестрины, Россини, Векки, Перголези и других западноевропейских композиторов. Многочисленные  рецензии на концерты были выдержаны почти всегда в похвальных тонах»5.

В 1887 году Архангельский заменил мальчиков женским составом. Это нововведение композитора, не имевшее прецедента в истории русского хорового искусства, нашло благоприятный отклик у ряда  хормейстеров и  повлекло за собой подражание как в столичных хорах, так и периферийных. К тому же это давало дополнительную возможность применения женского труда музыкально образованных певиц и получения ими заработка. По отзывам прессы, «хор ещё значительнее выиграл в полноте и звучании, вследствие замены г. Архангельским детских голосов женскими; нельзя не приветствовать такого нововведения, так как, естественно, трудно требовать от детей сознательного отношения к исполняемому…»6. Удовлетворив в известной мере эстетические потребности столичных слушателей в Москве и в С.-Петербурге, Архангельский приступил к организации концертов хора в периферийных городах России.

Первый маршрут осенью 1897 года охватил города прибалтийской зоны:  Ригу, Митаву, Ревель, Юрьев, финские города Гельсингфорс, Тампере, Лахти. Концерты шли в переполненных залах с огромным успехом. Программа включала только хоровые произведения а капелла. До Архангельского в эти края не приезжал ни один русский хор.

В 1898 году хор Архангельского гастролировал по приволжским и соседними с ними городами, побыв в  Рыбинске, Ярославле, Костроме, Самаре, Сызрани, Пензе, Саранске, Арзамасе, Муроме, Владимире, Иванове, Вологде. Почти в каждом городе состоялось по 4 концерта. Один из концертов обязательно посвящался духовной музыке, в основном старинным русским распевам (знаменному, киевскому, греческому и другим); другой включал произведения западной классики; третий и чётвёртый – русскую хоровую классику, русскую и западную народную песню.

В конце 1901 года композитор создаёт первое в России «Санкт- Петербургское певческое благотворительное общество».

В апреле 1902 года на своей родине в Пензе хор Архангельского участвовал в организации Певческого общества и дал два концерта с объединенными пензенскими хорами.

Движимый лучшими чувствами к простому народу, заботясь о его культурном и музыкальном развитии, Архангельский выступил с предложением о создании Общества, которое имело бы целью «широкое распространение русской музыки… в народе, путём создания хоров, оркестров, обучения пению и инструментальному исполнительству, организации самодеятельных концертов и театральных постановок, народных шествий с музыкой и пением»7. Эту инициативу поддержал ряд прогрессивных деятелей.

Весной 1907 года Архангельский получил приглашение от ряда музыкальных деятелей Запада приехать с концертами. Побуждаемый желанием пропаганды русского хорового искусства за рубежом, он в декабре того же года отправился с почти полным составом хора на гастроли в Берлин, Лейпциг, Бреславль. Отзывы и  рецензии были только положительные. Поражали музыкальных критиков «звуковая уравновешенность, ритмическая устойчивость, изумительная чистота интонаций, художественная нюансировка, превосходная фразировка, словом все элементы хорового пения, имеющиеся налицо у этого хора…»8.

После октябрьской революции в хоре Архангельского произошли организационно-структурные изменения, но творческая направленность в основном осталась прежней.

А.А. Архангельский много сделал как духовный композитор, написал более 100 духовных сочинений, создав песнопения годичного круга. Его имя по праву стоит рядом с именами Д. Бортнянского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, С. Рахманинова.

А.А. Архангельский был приглашен работать в Прагу, куда его семья прибыла в июле 1923 года. Там он давал концерты народной музыки, там и окончил свой земной путь в 1924 году. Жена выполнила его волю, перевезя прах мужа на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Спустя десятилетия на родине композитора, на пензенской земле идеи композитора получили современное звучание. Хоровое движение приобрело свое духовное наполнение благодаря организации Регионального, а позже и Всероссийского фестиваля хоровой музыки «Гласом моим ко Господу воззвах» имени А.А. Архангельского. С каждым следующим фестивалем растет число участников, все глубже и серьезнее подход к репертуару, к качеству хоровой звучности. Растет и интерес пензенской публики к фестивалю. А ведь именно приобщение к традиционной культуре, к искусству даёт нам «волшебную палочку» на пути к возрастанию духовности нашей страны. Деятели искусства, педагоги должны вести пропаганду хоровой музыки, как это делал А.А. Архангельский, для привлечения гражданского общества к возрождению и  созиданию русской духовной культуры.

 

1 Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. М:, 2004.

2 Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. – Спб.: Сатис, 1994.

3 Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. – М.: ЮНИТА, 1999.

4 Савин О. Пенза музыкальная. – Пенза, 1994.

5 А.Филатьев «Композитор церковной музыки А.А. Архангельский»// Русская мысль. Париж, 1971.

6 Ткачёв Д. Александр Андреевич Архангельский. -Л., 1974.

7 Ткачёв Д. Александр Андреевич Архангельский.в -Л., 1974.

8 Савин О. Пенза музыкальная. – Пенза, 1994.

 


Информация о работе О духовной направленности музыкально - педагогической деятельности А.А. Архангельского