Партызанскiя акопы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:56, практическая работа

Краткое описание

Многие композиторы в своём творчестве использовали стихи на военную тематику, но не у каждого получалось передать весь смысл, заложенный в авторском тексте. Однако Г. Пукст в произведении «Партызанскiя акопы» сделал это доступно для нашего понимания. Григорий Константинович Пукст родился 14 ноября 1900 года в Гомеле. Окончил техническое училище. Музыку он полюбил еще в детстве, был непременным участником хорового кружка и оркестра народных инструментов, без посторонней помощи овладел музыкальными знаниями и вскоре стал руководителем самодеятельных музыкальных кружков. Г. Пукст поступает в 1923 году в Московскую государственную консерваторию, которую заканчивает в 1928 год.

Вложенные файлы: 1 файл

Partyzanskiya_akopy - Сержанков.docx

— 163.51 Кб (Скачать файл)
 

Программа выступления 

 
 

Сержанкова Алексея

 



 

 

  • Г. Пукст, М. Танк «Партызанскія акопы»



 

 

«Партызанскiя акопы»

 

    • Музыка Г. Пукста
    • Слова М. Танка

 

 

  • Многие композиторы в своём творчестве использовали стихи на военную тематику, но не у каждого получалось передать весь смысл, заложенный в авторском тексте. Однако Г. Пукст в произведении «Партызанскiя акопы» сделал это доступно для нашего понимания . 


Григорий Константинович Пукст родился 14 ноября 1900 года в Гомеле. Окончил техническое училище. Музыку он полюбил еще в детстве, был непременным участником хорового кружка и оркестра народных инструментов, без посторонней помощи овладел музыкальными знаниями и вскоре стал руководителем самодеятельных музыкальных кружков. Г. Пукст поступает в 1923 году в Московскую государственную консерваторию, которую заканчивает в 1928 год. К этому времени Г. Пукст был автором нескольких инструментальных пьес, песен, цикла романсов на слова И. Бунина, А. Блока, Я. Купалы, обработок белорусских народных песен. После окончания консерватории Г. Пукст около трех лет преподает музыкально-теоретические предметы в Омском музыкальном техникуме, а в 1932 году возвращается в родной Гомель. В первые дни Великой Отечественной войны композитор становится участником фронтовой концертной бригады Белорусской государственной филармонии.  С 1952 года Г. Пукст работал хормейстером, а потом художественным руководителем музыкального вещания Белорусского радио. В 1955 году ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР. Г. Пукст член Союза композиторов с 1932 года, неоднократно избирался членом правления Союза композиторов Белоруссии и был его председателем. Являлся членом КПСС с 1941 года. Умер 11 ноября 1960 года в Минске

Основные  произведения: 

Оперы: «Машэка» – опера в 4-х действиях. Либретто К. Пуровского по поэме Янки Купалы «Магіла льва» и пьесе Е. Мировича «Машэка»; 

«Марынка» – опера для детей в 3-х действиях  с прологом и эпилогом. Либретто Э. Огнецвет по ее же поэме «Песня пра  піянерскі сцяг». 

Для солистов, хора и оркестра

Кантата в 3-х частях «А хто там ідзе?». Текст Я. Купалы, М. Климковича, П. Труса  и К. Киреенки (1958). «Поэма о Красной  Армии» для хора и оркестра (1938). «Марш  второй пятилетки» для женского хора и оркестра. Слова С. Мельникова (1933). 

Для симфонического оркестра

Первая  симфония в 4-х частях (1934). Вторая симфония в 4-х частях (1940–1941, вторая редакция 1943–1944). Третья симфония в 4-х частях (1950). Четвертая симфония в 4-х частях (1955). Пятая симфония в 4-х частях (1957). Шестая симфония в 4-х частях (1959). Первая сюита на темы белорусских народных песен (1930). Вторая сюита на темы белорусских  народных песен (1937, вторая редакция 1948). Фантазия на тему белорусской народной песни «Перапёлачка» (1947). Сюита «Сымон-музыка».

Для хора 

 «Партызаны, партызаны» – сл. Я. Купалы. «Мы  знатнае племя», «Разлюлі-люлі маліна»  – сл. К. Крапивы. «Шуміць наша  слава», «Рэспубліка наша», «З  рускім народам», «На родных прасторах», «Зямля наша маці», «Расія»,  «Родная зямля», «Дуб» – сл. П.  Бровки. «Мы – беларусы», «У  яркім сузор'і», «Разгаралася зорачка  ясная», «Песня пераможцаў», «Песня  ўз'яднанага народа» – сл. М.  Климковича. «Краіна мая – радасцьлівая»  – сл. П. Панченки. «Развітальная  камсамольская», «Песня мінаеўцаў», «Ой, лясы мае, паляны» –  сл. А. Астрэйки. «За родную зямлю», «Слухайце, пушчы, паляны» –  сл. П. Пестрака. «Красуй, Беларусь»  – сл. К. Пуровского. «Партызанскія  акопы», «Не сячы сасны» – сл. М. Танка. «Песня беларускіх  піянераў», «Мічурынцы-гоннаты», «Арляняты», «Свята мам», «Хутчэй у карагод», «Залатыя дні», «Мы ўсе браты», «На дачу», «Песня пра Марата  Казея» – сл. А. Вольского. 

Обработки 

Свыше 50 обработок белорусских народных песен для хора и сольного пения  в сопровождении фортепиано. Свыше 20 обработок песен самодеятельных композиторов Белоруссии.

 

 

 

 

 

 

 


Максим Танк (Евгений Иванович Скурко)(1912 - 1995) – поэт, писатель, Народный поэт Белоруссии.

Родился Евгений 17 сентября 1912 года в селе Пильковщина. Затем участвовал в революции  в Западной Белоруссии. В биографии  Максима Танка всегда активно  выражалась гражданская позиция. За это он был арестован в 1933, а  также в 1934 годах. Первый опубликованный сборник стихотворений в биографии  М. Танка вышел в 1936 году – «На  этапах». За ним последовал сборник  «Клюквенный цвет» в 1937, затем  «Под мачтой» в 1938. Во всех этих книгах поэт поддерживал борьбу народа за освобождение родной земли.

Танк  был корреспондентом в газете «Вилейская правда», а в годы Великой  Отечественной войны работал  в печати. Даже в военные времена  в биографии Танка писательская деятельность не была оставлена. В 1942 году он написал поэму «Янук Сялиба», а в 1945 создал два сборника стихотворений. Когда закончилась война, Танк стал работать в журнале «Вожык» редактором, а позже – главным редактором (с 1948 по 1966) в журнале «Полымя».

Среди известных  произведений Танка – «След молнии» (1957), «Глоток воды» (1964), «Да будет  свет» (1972), «Ave Мария» (1980). Писатель имеет  множество званий и наград. В 1948 году получил Сталинскую премию, в 1978 –  Ленинскую, а в 1968 – звание Народного  поэта Белоруссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Партызанскiя акопы»

 

Музыкальная форма произведения «Партызанскiя акопы» строфическая, с элементами трёхчастности: первая часть начинается со слов "Партызанскiя акопы параслi травой..." и заканчивается словами "ранняю парой", вторая - "Часта тут..." до "пра сваiх сяброу", третья - "Праспяваюць яны песню..." и до конца. Жанр можно охарактеризовать как хоровая песня с лирико-патриотическими чертами. Так же есть черты, присущие народной песне: сначала унисон, затем каждый голос раздваивается, после чего все голоса снова сходятся в унисон, особое ведение голосов -- скачки голосов на квинту вверх и вниз, частые ходы на терцию.

Склад изложения  смешанный: гомофонно-гармонический, с элементами полифонии (фугато в средней части на словах "А былыя партызаны..."):           

и аккордовый:

Основная  тональность - e-moll. Есть отклонение в G-dur на словах "тут бываюць" и "доуга тлеюць на курганах" с использованием увеличенного трезвучия; кроме этого, к концу предложения происходит модуляция посредствам приравнивания III ступени (для G-dur это h-moll) к тонике, из которой мелодия необычным образом приходит в h-moll. В нём и остаётся до начала средней части. Здесь появляется D-dur ("З дум сваiх, ды з успамiнау...") с характерной для народной песни пониженной VII ступенью. На словах "партызаны прыйдуць, песню праспяваюць..." возвращается e-moll. В репризе тональный план соответствует первой части.

Одна из характерных составляющих ритмического рисунка - пунктир. Он служит для показа характера музыки; встречается на протяжении всего произведения: иногда это четверть с точкой и восьмая, а иногда восьмая с точкой и шестнадцатая. Размер переменный. Основной - 3/4. Первый раз меняется в начале средней части на 4/4. На словах "партызаны прыйдуць, песню праспяваюць..." меняется дважды: сначала на 2/4, затем, уже в последний раз, на 3/4.

Произведение  начинается в темпе Moderato. Для усиления эмоциональности композитор использует приемы агогики: accelerando ("доуга тлеюць"), а затем и ritenuto ("на курганах"). Чтобы вернуть первоначальное состояние в средней части обозначено a tempo. Следующее ritenuto ("звiтыя вянкi") стоит перед Piu mosso ("А былыя партызаны...") и логично приостанавливает музыку перед новым, более устремлённым движением. Реприза точно повторяет обозначения первой части.

Динамика  на протяжении всего произведения подчёркивает лирические, героические и трагические образы из текста. Так всё первая часть идёт в основном на mP и заканчивается на PP, во второй части на словах о партизанах появляется решительное F, а затем снова вилочка на dim и PP. Реприза идентична первой части.

Гармония  в «Партызанских акопах» простая – именно это объединяет её с песней. Всё произведение строится в основном на Т-й, S-й и D-й гармониях. Присутствуют альтерированные (такт №3) и неальтерированные септаккорды с обращенями (такт №11и 16).

Кульминация произведения находится в конце  средней части на словах «Песню праспяваюць…»:

 

Тип хора: смешанный. Вид  --  7-голосный с четырьмя самостоятельными партиями.

 Диапазоны  голосов: сопрано - h-g2 ( cи малой -соль второй октавы), альт  - h-h1 (cи малой - си первой октавы), тенор - d-g1 (ре малой - соль первой октавы), бас - E-c1 (ми большой - до первой октавы). Дыхание цепное и общехоровое.

Основные  трудности:

        Интонационные:

- ладовая  определенность мелодии; октавные унисоны; отдельные вступления партий; ряд кварто-квинтовых скачков;

Ритмические трудности:

- исполнение  в переменных размерах; исполнение  пунктирного ритма.

Дикционные трудности:

- правильное  формирование гласных;  отнесение  согласной, оканчивающей слог  к следующему слогу; одновременное  и четкое произношение согласных  в конце слова; большое количество  шипящих и свистящих звуков;

 

  • В целом это произведение написано, как иллюстрация происходящего. Музыка отражает буквально все образы, эмоции всех людей, потерявших близких на войне.

 


Информация о работе Партызанскiя акопы