Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 01:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – это обработка звука на PC.
Задачи курсовой работы:
1. Освоить азы программы FL Studio.
2. Научится работать с звуками.
3. Научиться обработке звуков.
Теоретическая часть
1.Введение
2. Профессиональная обработка звука. Звуки и звуковая волна
3. Эквалайзер
4. Цифровая и аналоговая запись. Аналогово – Цифровое преобразование. Микширование
5. Импульсная и частотная модуляция. Хранение оцифрованного звука
6. Теорема Котельникова – Найквиста. Анализ
7. Сэмплирование
8. Аппаратура
9. Задержка. Модуляционные эффекты. Реверберация
10. Программное обеспечение
11. Саундтреки
Практическая часть
1. Программа обработки звука FL Studio
2. История
3. Обзор программы
4. Интерфейс
5. Плагины
6. Работа с Микшером
7. Список используемой литературы
Существует два основных типа многополосных
эквалайзеров: графический и параметрический.
Графический эквалайзер имеет определённое
количество регулируемых по уровню частотных
полос, каждая из которых характеризуется
постоянной рабочей частотой, фиксированной
шириной полосы вокруг рабочей частоты,
а также диапазоном регулировки уровня
(одинаковый для всех полос). Как правило,
крайние полосы (самая низкая и высокая)
представляют собой фильтры «полочного»
типа, а все остальные имеют «колоколообразную»
характеристику. Графические эквалайзеры,
применяемые в профессиональных областях,
обычно имеют 15 или 31 полосу на канал, и
нередко оснащаются анализаторами спектра
для удобства корректировки.
Параметрический
эквалайзер дает гораздо большие возможности
корректировки частотной характеристики
сигнала. Каждая его полоса имеет три основных
регулируемых параметра:
- Центральная (или рабочая) частота в герцах
(Гц);
- Добротность (ширина рабочей полосы вокруг
центральной частоты, обозначается буквой
«Q») — безразмерная величина;
- Уровень усиления или ослабления выбранной
полосы в децибелах (дБ).
Таким образом,
пользователь может гораздо точнее подобрать
нужную частоту и более точно её отрегулировать.
Аналоговые параметрические эквалайзеры
встречаются довольно редко и имеют малое
количество регулируемых частотных полос.
Однако достижения в цифровой обработке
звукового сигнала способствовали появлению
цифровых параметрических эквалайзеров
с практически неограниченным количеством
регулируемых частотных полос. Очень часто
параметрические эквалайзеры могут служить
в качестве одного из блоков обработки
цифровых акустических процессоров. Более
того, в цифровых параметрических эквалайзерах
нередко имеются дополнительные параметры
полос, такие как: тип фильтра, характер
кривой и т.д.
Существуют
эквалайзеры смешанного типа, которые
можно встретить в микшерных консолях,
где, к примеру, низкие и высокие частоты
регулируются по типу графического эквалайзера
«полочного» типа, а между ними находятся
две полу параметрические полосы.
Также встречаются
гибриды, называемые «параграфическими»
— это эквалайзер графического типа с
регулировкой добротности.
При работе
с эквалайзером очень важно понимать,
что усиление какой-либо частотной полосы
приводит к усилению общего уровня аудиосигнала,
и чрезмерное усиление полос может зачастую
привести к искажениям звукового сигнала.
В связи с этим ослабление «ненужных»
частот зачастую дает более качественный
результат, нежели усиление «нужных».
Поэтому эквалайзером следует пользоваться
очень аккуратно и не использовать его,
если в этом нет очевидной надобности.
Эквалайзеры
имеют широкий спектр применений. Основное
их назначение сводится к получению адекватного
(линейного) звучания исходного материала,
частотная характеристика которого может
искажаться из-за недостатков акустических
систем, межблочных приборов обработки,
параметров помещения и т. д.
Нередко
эквалайзеры применяются в линиях сценических
мониторов, основная проблема которых
заключается в возникновении эффекта
«обратной связи». В этом случае звукооператор
использует многополосный графический
эквалайзер для поиска резонансной частоты
и её ослабления. Кроме того, с помощью
эквалайзера можно ограничить частотный
диапазон воспроизведения звука. Однако
не все специалисты пользуются графическими
эквалайзерами для устранения обратной
связи, так как для этого существуют специальные
приборы — цифровые автоматические подавители
обратной связи, которые, по сути, представляют
собой параметрический эквалайзер с автоматическим
подбором резонансной частоты, а их фильтры
имеют очень высокую добротность.
Многие
музыканты при записи или выступлениях
используют различные эквалайзеры для
получения неповторимого звучания своих
инструментов, а также особых эффектов,
связанных с ярким выделением специфических
частотных полос. Например, убрав с помощью
эквалайзера все низкие и высокие частоты,
оставив только средний диапазон, можно
получить эффект «старого радиоприемника».
Практически все диджеи во время сетов
активно пользуются эквалайзерами на
микшерских пультах, опять же для создания
определённых эффектов.
Ещё одно
фундаментальное применение эквалайзера
— частотная коррекция звуковоспроизведения
стационарных звукоусилительных систем
в зависимости от акустических параметров
помещения. На частотную характеристику
звука влияет множество факторов: размеры
и форма помещения, покрытие стен, количество
зрителей в зале и многое другое — все
это может сильно изменять частотную характеристику
воспроизводимого материала. В этом случае
специалисты используют три основных
компонента: высокоточный измерительный
микрофон, анализатор спектра и эквалайзер.
Все это позволяет ему выяснить, какие
частоты «пропадают» в данном помещении,
а какие выделяются, и в соответствии с
этим произвести коррекцию.
В студиях
звукозаписи эквалайзеры в виде отдельных
приборов применяются нечасто. Это связано
с тем, что современные студии оснащаются
оборудованием, которое практически не
искажает частотную характеристику записываемого
материала. Однако при цифровом сведении
и мастеринге через программный эквалайзер
«проходят» практически все треки, но,
как правило, для того, чтобы убрать или
ослабить ненужные частоты, которые могут
помешать чистоте полученного микса. Особенно
это касается голоса (вокала), который
имеет довольно узкий частотный диапазон,
а также некоторые недостатки, которые
могут быть связаны с артикуляцией и манерой
исполнения.
Для преобразования дискретизованного сигнала в аналоговый вид, пригодный для обработки аналоговыми устройствами (усилителями и фильтрами) и последующего воспроизведения через акустические системы, служит цифроаналоговый преобразователь (ЦАП). Процесс преобразования представляет собой обратный процесс дискретизации: имея информацию о величине отсчетов (амплитуды сигнала) и беря определенное количество отсчетов в единицу времени, путем интерполирования происходит восстановление исходного сигнала.
Сначала в качестве простейшего звукового устройства в компьютере использовался встроенный динамик (PC speaker). Этот динамик присоединен к порту на материнской плате, у которого есть два положения - 1 и 0. Если этот порт быстро-быстро включать и выключать, то из динамика можно извлечь более-менее правдоподобные звуки. Воспроизведение различных частот достигается за счет того, что диффузор динамика обладает конечной реакцией и не способен мгновенно перескакивать с места на место, таким образом, он "плавно раскачивается" вследствие скачкообразного изменения напряжения на нем. И если колебать его с разной скоростью, то можно получить колебания воздуха на разных частотах. Естественной альтернативой динамику стал так называемый Covox - это простейший ЦАП, выполненный на нескольких подобранных сопротивлениях (или готовой микросхеме), которые обеспечивают перевод цифрового представления сигнала в аналоговый - то есть в реальные значения амплитуды. Covox прост в изготовлении и поэтому он пользовался успехом у любителей вплоть до того времени, когда звуковая карта стала доступной всем.
В современном компьютере звук воспроизводится и записывается с помощью звуковой карты - подключаемой, либо встроенной в материнскую плату компьютера. Задача звуковой карты в компьютере - ввод и вывод аудио. Практически это означает, что звуковая карта является тем преобразователем, который переводит аналоговый звук в цифровой и обратно. Если описывать упрощенно, то работа звуковой карты может быть пояснена следующим образом. Предположим, что на вход звуковой карты подан аналоговый сигнал и карта включена (программно). Сначала входной аналоговый сигнал попадает в аналоговый микшер, который занимается смешением сигналов и регулировкой громкости и баланса. Микшер необходим, в частности, для предоставления возможности пользователю управлять уровнями. Затем отрегулированный и сбалансированный сигнал попадает в аналогово-цифровой преобразователь, где сигнал дискретизуется и квантуется, в результате чего в компьютер по шине данных направляется бит-поток, который и представляет собой оцифрованный аудио сигнал. Вывод аудио информации почти аналогичен вводу, только происходит в обратную сторону. Поток данных, направленный в звуковую карту, преодолевает цифро-аналоговый преобразователь, который образует из чисел, описывающих амплитуду сигнала, электрический сигнал; полученный аналоговый сигнал может быть пропущен через любые аналоговые тракты для дальнейших преобразований, в том числе и для воспроизведения. Надо отметить, что если звуковая карта оборудована интерфейсом для обмена цифровыми данными, то при работе с цифровым аудио никакие аналоговые блоки карты не задействуются.
Для хранения цифрового звука существует много различных способов. Во-первых, блок оцифрованной аудио информации можно записать в файл "как есть", то есть последовательностью чисел (значений амплитуды). В этом случае существуют два способа хранения информации.
Первый - PCM (Pulse Code Modulation - импульсно-кодовая модуляция) - способ цифрового кодирования сигнала при помощи записи абсолютных значений амплитуд (бывают знаковое или беззнаковое представления). Именно в таком виде записаны данные на всех аудио CD.
Второй способ - ADPCM (Adaptive Delta PCM - адаптивная относительная импульсно-кодовая модуляция) - запись значений сигнала не в абсолютных, а в относительных изменениях амплитуд (приращениях).
Во-вторых, можно сжать или упростить данные так, чтобы они занимали меньший объем памяти, нежели будучи записанными "как есть". Тут тоже имеются два пути.
Кодирование данных без потерь (lossless coding) - это способ кодирования аудио, который позволяет осуществлять стопроцентное восстановление данных из сжатого потока. К такому способу уплотнения данных прибегают в тех случаях, когда сохранение оригинального качества данных критично. Существующие сегодня алгоритмы кодирования без потерь (например, Monkeys Audio) позволяют сократить занимаемый данными объем на 20-50%, но при этом обеспечить стопроцентное восстановление оригинальных данных из полученных после сжатия. Подобные кодеры - это своего рода архиваторы данных (как ZIP, RAR и другие), только предназначенные для сжатия именно аудио.
Имеется и второй путь кодирования - кодирование данных с потерями (lossy coding). Цель такого кодирования - любыми способами добиться схожести звучания восстановленного сигнала с оригиналом при как можно меньшем объеме упакованных данных. Это достигается путем использования различных алгоритмов "упрощающих" оригинальный сигнал (выкидывая из него "ненужные" слабослышимые детали), что приводит к тому, что декодированный сигнал фактически перестает быть идентичным оригиналу, а лишь похоже звучит. Методов сжатия, а также программ, реализующих эти методы, существует много. Наиболее известными являются MPEG-1 Layer I, II, III (последним является всем известный MP3), MPEG-2 AAC (advanced audio coding), Ogg Vorbis, Windows Media Audio (WMA), TwinVQ (VQF), MPEGPlus, TAC, и прочие. В среднем, коэффициент сжатия, обеспечиваемый такими кодерами, находится в пределах 10-14 (раз). Надо особо подчеркнуть, что в основе всех lossy-кодеров лежит использование так называемой психоакустической модели, которая как раз и занимается "упрощением" оригинального сигнала. Говоря точнее, механизм подобных кодеров выполняет анализ кодируемого сигнала, в процессе которого определяются участки сигнала, в определенных частотных областях которых имеются неслышные человеческому уху нюансы (замаскированные или неслышимые частоты), после чего происходит их удаление из оригинального сигнала. Таким образом, степень сжатия оригинального сигнала зависит от степени его "упрощения"; сильное сжатие достигается путем "агрессивного упрощения" (когда кодер "считает" ненужными множественные нюансы), такое сжатие, естественно, приводит к сильной деградации качества, поскольку удалению могут подлежать не только незаметные, но и значимые детали звучания. Говоря о способах хранения звука в цифровом виде нельзя не вспомнить и о носителях данных. Всем привычный аудио компакт-диск, появившийся в начале 80-х годов, широкое распространение получил именно в последние годы (что связано с сильным удешевлением носителя и приводов). А до этого носителями цифровых данных являлись кассеты с магнитной лентой, но не обычные, а специально предназначенные для так называемых DAT-магнитофонов. Эти магнитофоны использовались, в основном, в студиях звукозаписи. Преимущество таких магнитофонов было в том, что, не смотря на использование привычных носителей, данные на них хранились в цифровом виде и практически никаких потерь при чтении/записи на них не было (что очень важно при студийной обработке и хранении звука). Сегодня появилось большое количество различных носителей данных, кроме привычных всем компакт дисков. Носители совершенствуются и с каждым годом становятся более доступными и компактными. Это открывает большие возможности в области создания мобильных аудио проигрывателей.
где - максимальная скорость передачи H - ширина полосы пропускания канала, выраженная в Гц, М - количество уровней сигнала, которые используются при передаче. Например, из этой формулы видно, что канал с полосой 3 кГц не может передавать двухуровневые сигналы быстрее 6000 бит/сек.
Эта теорема также показывает, что, например, бессмысленно сканировать линию чаще, чем удвоена ширина полосы пропускания. Действительно, все частоты выше этой отсутствуют в сигнале, а потому вся информация, необходимая для возобновления сигнала будет собрана при таком сканировании.
Однако теорема Котельникова Найквиста не учитывает шум в канале, который измеряется как отношение мощности полезного сигнала к мощности шума: S/N. Эта величина измеряется в децибелах: 10log10 (S/N) dB. Например, если отношение S/N равняется 10, то говорят о шуме в 10 dB если отношение равняется 100, то - 20 dB.
На случай канала с шумом есть теорема Шенона, по которой максимальная скорость передачи данных по каналу с шумом равняется:
H log2 (1+S/N) бит/сек, где S/N - соотношение сигнал-шум в канале.
Здесь неважно количество уровней в сигнале. Эта формула устанавливает теоретический предел, который редко достигается на практике. Например, по каналу с полосой пропускания в 3000 Гц и уровнем шума 30 dB (это характеристики телефонной линии) нельзя передать данные быстрее, чем со скоростью 30 000 бит/сек.
Алиазинг (муар) - вид помех, появляющихся, когда растр объекта или ряд регулярных линий на нем интерферируется с растром пикселей цифрового сенсора. Также эффект алиазинга состоит в искажении диагональной линии, которая кажется на изображении ступенчатой. Для решения этой проблемы существуют системы Anti-aliasing. Они основаны на фильтре, который стоит перед сенсором, но могут строиться и на обработке изображения процессором фотокамеры. Они сильно уменьшают эффект ступенчатости, но могут оставлять впечатление размытости.
Сэмплирование - это запись образцов звучания (сэмплов) того или иного реального музыкального инструмента. Сэмплирование является основой волнового синтеза (WT-синтеза) музыкальных звуков. Если при частотном синтезе (FM-синтезе) новые звучания получают за счет разнообразной обработки простейших стандартных колебаний, то основой WT-синтеза являются заранее записанные звуки традиционных музыкальных инструментов или звуки, сопровождающие различные процессы в природе и технике. С сэмплами можно делать все, что угодно. Можно оставить их такими, как есть, и WT-синтезатор будет звучать голосами, почти неотличимыми от голосов инструментов-первоисточников. Можно подвергнуть сэмплы модуляции, фильтрации, воздействию эффектов и получить самые фантастические, неземные звуки.
В принципе, сэмпл - это ни что иное, как сохраненная в памяти синтезатора последовательность цифровых отсчетов, получившихся в результате аналого-цифрового преобразования звука музыкального инструмента. Если бы не существовала проблема экономии памяти, то звучание каждой ноты можно было бы записать в исполнении каждого музыкального инструмента. А игра на таком синтезаторе представляла бы собой воспроизведение этих записей в необходимые моменты времени. Сэмплы хранятся в памяти не в том виде, в каком они получаются сразу же после прохождения АЦП. Запись подвергается хирургическому воздействию, делится на характерные части (фазы): начало, протяженный участок, завершение звука. В зависимости от применяемой фирменной технологии эти части могут делиться на еще более мелкие фрагменты. В памяти хранится не вся запись, а лишь минимально необходимая для ее восстановления информация о каждом из фрагментов. Изменение протяженности звучания производится за счет управления числом повторений отдельных фрагментов.
В целях еще большей экономии памяти был разработан способ синтеза, позволяющий хранить сэмплы не для каждой ноты, а лишь для некоторых. В этом случае изменения высоты звучания достигается путем изменения скорости воспроизведения сэмпла.
Для создания и воспроизведения сэмплов служит синтезатор. В наши дни синтезатор конструктивно реализован в одном-двух корпусах микросхем, которые представляет собой специализированный процессор для осуществления всех необходимых преобразовании. Из закодированных и сжатых с помощью специальных алгоритмов фрагментов он собирает сэмпл, задает высоту его звучания, изменяет в соответствии с замыслом музыканта форму огибающей колебания, имитируя либо почти неощутимое касание, либо удар по клавише или струне. Кроме того, процессор добавляет различные эффекты, изменяет тембр с помощью фильтров и модуляторов.
В звуковых картах находят применение несколько синтезаторов различных фирм.
Наряду с сэмплами, записанными в ПЗУ звуковой карты, в настоящее время стали доступными наборы сэмплов (банки), созданные как в лабораториях фирм, специализирующихся на синтезаторах, так и любителями компьютерной музыки. Эти банки можно найти на многочисленных лазерных дисках и в Internet.
Немаловажная часть разговора о звуке связана с аппаратурой. Существует много различных устройств для обработки и ввода/вывода звука. Касательно обычного персонального компьютера следует подробнее остановиться на звуковых картах. Звуковые карты принято делить на звуковые, музыкальные и звукомузыкальные. По конструкции же все звуковые платы можно разделить на две группы: основные (устанавливаемые на материнской плате компьютера и обеспечивающие ввод и вывод аудио данных) и дочерние (имеют принципиальное конструктивное отличие от основных плат - они чаще всего подключаются к специальному разъему, расположенному на основной плате). Дочерние платы служат чаще всего для обеспечения или расширения возможностей MIDI-синтезатора.
Информация о работе Профессиональная обработка звука. Звуки и звуковая волна