Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:50, контрольная работа
В наше время остро стоит проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями» (В.В.Медушевский). Изучение проблемы духовной, музыкально-развитой личности актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Маленький человек, придя в большой и сложный мир музыкального искусства, может легко потеряться в этом мире. В этом ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире помочь детям найти и полюбить красоту музыки, красоту искусства, должны мы – взрослые.
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр и пособий»
Из опыта работы
Щербаковой Инны Викторовны
музыкального руководителя
МДОУ «Инжавинский детский сад №2 «Березка»
р.п. Инжавино,
Тамбовская область
2009 г.
Актуальность
В наше время остро стоит проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями» (В.В.Медушевский). Изучение проблемы духовной, музыкально-развитой личности актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Маленький человек, придя в большой и сложный мир музыкального искусства, может легко потеряться в этом мире. В этом ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире помочь детям найти и полюбить красоту музыки, красоту искусства, должны мы – взрослые.
Но любовь
к музыке не возникает сама
по себе. Широко известно, что
научить ребенка любить и
Основная идея: Формирование музыкальности у детей дошкольного возраста путем применения музыкально-дидактических игр и пособий во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо понимать музыку, надо « пребывать в ней » - петь, играть на инструментах, танцевать, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Главное в моей деятельности – это совместное пребывание в музыкальной деятельности взрослых и детей.
Целью моей технологии является построение системы развития музыкальных способностей у детей посредством использования музыкально-дидактических игр, обучающих упражнений и пособий в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Последовательное введение, которых составляет условие развития музыкальных способностей ребенка.
Гипотеза: предполагается, что грамотно организованная система по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр и пособий, будет способствовать повышению уровня развития музыкальности у детей, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.
Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:
1. Выделить определение
понятия «музыкальные
2.Определить критерии, показатели
и уровни музыкальных
3. Разработать план развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4.Выбрать наиболее адекватные
методы работы с детьми, с учетом
возрастных особенностей в
5. Наработать наглядный дидактический материал по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
6. Реализация всей системы
развития музыкальных
Практическая значимость заключается в систематизации игр для развития музыкальных способностей старших дошкольников, и показана возможность их эффективного использования в различных видах детской музыкальной деятельности. Так же, мной составлен перспективный план игр и упражнений на развитие музыкальных способностей детей. Результаты динамики развития музыкальных способностей отражены в диаграммах.
Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами: Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М. Психолого-педагогическая теория деятельности: Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., теория музыкального обучения и воспитания: Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.
Преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные линии взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что мы теперь называем "индивидуальными различиями" и "способностями", еще не знали таких понятий.
Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в своих теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам. Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающими способности лишь средой и воспитанием.
Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.
Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. И они не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Теплов Б.М. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
В определении музыкальных способностей я выделяю мнение Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов(музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение.
Таким образом, все выше перечисленное доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными
Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами рассматривалось по-разному. Н.А. Ветлугина в книге "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" говорит о том, что в дошкольном воспитании вопрос о музыкальности приобретает особое значение. Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей.
Музыкальность, по Б.М. Теплову, - это "тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности".
Итак, Б.М.
Теплов определяет
Работа по развитию музыкальных способностей проходила в 3 этапа:
1 этап Аналитико-диагностический. Проводились анализ литературы, сбор информации по проблеме, обследование.
2 этап Практический. Разработка и апробирование технологии развития музыкальных способностей у дошкольников.
3 этап Аналитико-обобщающий. Оценка эффективности проведенной работы.
Основные принципы работы с детьми
1. Принцип целенаправленности.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип доступности
4. Принцип наглядности обучения.
5. Принцип интегрированного подхода.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения
7. Принцип прочности.
Определение уровня музыкальности у детей дошкольного возраста.
Мною были разработаны диагностические карты обследования детей, где были определены компоненты, критерии и показатели развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста:
Музыкальный слух -Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада. Владение широким диапазоном голоса. Слуховое внимание.
Музыкальная память - Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.
Чувство ритма - Точность, четкость передачи ритмического рисунка.
Творческие навыки - Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной
деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами. Все данные обследования были внесены в карты и через определенные задания выявляла уровни развития детей.
Обследование проводила 2 раза в год. Все это позволило мне более грамотно построить дальнейшую работу по развитию музыкальных способностей детей.
Целью обследования, было определение уровней развития музыкальных способностей. Диагностические занятия проводила в нетрадиционной игровой форме,
Из данных первичного обследования я увидела, что относительно сформированными у детей, на начальном этапе оказались наиболее простые компоненты музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, динамический и тембровый слух, и те стороны чувства ритма, которые связаны с воспроизведением темпа и метрической пульсации, репродуктивная часть мышления (способность к интонационному анализу общего характера произведения) и узнавания, входящее в музыкальную память. Что касается более сложных составляющих музыкальных способностей, то они представляют собой позднейшие образования. Результаты позволили сделать вывод о необходимости проведения следующих мероприятий:
1. Составить перспективный план развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
1. Проводить первичное и итоговое обследование детей с целью выявления уровня развитости музыкальных способностей и дальнейшей целенаправленной работы с детьми.
2.Проводить занятия с применением музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей по разработанному плану.
3. Всю работу проводить в единстве с педагогами ДОУ и семьей.
4. Провести анализ эффективности проведенной работы.
При разработке перспективного плана я опиралась на действующие методики по развитию музыкальных способностей с целью оптимизации нескольких методик и пособий в одну единую, взаимодополняющую систему развития музыкальных способностей: методика И.Каплуновой и И.Новоскольцевой «Этот удивительный ритм», методика отечественной детской музыкальной педагогики : Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костиной; З.Я.Роот; Г.И.Анисимовой; и методики раннего музыкального развития Е. и С. Железновых. Музыкальный материал всех используемых игр разучивается поэтапно:
1 – Восприятие музыкального материала
2 – Разучивание ритмического рисунка
3 – Разучивание мелодической линии
4 – Проигрывание на
звуковысотном музыкальном
Далее этот музыкальный материал варьируется, закрепляется и переносится в свободную музыкальную деятельность детей, в виде дидактической игры. Эффективность применения такой системы выражается в значительном повышении степени развития всех компонентов музыкальных способностей дошкольника.