Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр и пособий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

В наше время остро стоит проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями» (В.В.Медушевский). Изучение проблемы духовной, музыкально-развитой личности актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию.
Маленький человек, придя в большой и сложный мир музыкального искусства, может легко потеряться в этом мире. В этом ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире помочь детям найти и полюбить красоту музыки, красоту искусства, должны мы – взрослые.

Вложенные файлы: 1 файл

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста по.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр и пособий»

 

Из опыта работы

 

 

 

Щербаковой Инны Викторовны

музыкального руководителя

МДОУ «Инжавинский детский сад №2 «Березка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р.п. Инжавино,

 Тамбовская область

2009 г.

 

 

 

Актуальность

В наше время остро стоит проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями» (В.В.Медушевский). Изучение  проблемы духовной, музыкально-развитой личности  актуально  в  связи  с  тем,  что главное  условие прогрессивного  развития  общества - человек,  способный  к творческому  созиданию.

Маленький человек, придя в большой и сложный мир музыкального искусства, может легко потеряться в этом мире. В этом ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире  помочь детям  найти и полюбить красоту музыки, красоту искусства, должны мы – взрослые.

        Но любовь  к музыке не возникает сама  по себе. Широко известно, что  научить ребенка любить и понимать  музыку  можно только при помощи  самой музыки, т.е.  музыка должна  быть понятна ребенку. Педагоги  и психологи отмечают роль чувственной основы художественного  восприятия. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие мира, его красок, форм и звуков. Развитие же музыкальных способностей помогает детям вслушиваться в звуки. И наша задача – привлечь внимание детей к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше - ниже, длиннее – короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков. Поэтому необходимо создавать все условия для развития музыкальных способностей детей.  

        Основная идея: Формирование музыкальности  у  детей  дошкольного возраста путем применения музыкально-дидактических игр и пособий во  всех  видах  музыкальной  деятельности.  Детям  необходимо   понимать музыку, надо « пребывать  в  ней » -  петь,  играть  на  инструментах,  танцевать, сочинять,  переживая  при этом  чувство  восторга  и  удовольствия.  Главное  в  моей  деятельности – это  совместное  пребывание в музыкальной деятельности взрослых и детей.

Целью моей технологии является построение  системы развития музыкальных способностей у детей посредством использования музыкально-дидактических игр, обучающих упражнений и пособий в условиях  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Последовательное введение, которых составляет условие развития музыкальных способностей ребенка.

Гипотеза:  предполагается, что грамотно организованная система по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр и пособий, будет способствовать повышению уровня развития музыкальности у детей, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:

1. Выделить определение  понятия «музыкальные способности»;

2.Определить критерии, показатели  и уровни музыкальных способностей  старших дошкольников; Разработать  карты обследования.

3. Разработать план развития музыкальных  способностей  детей старшего дошкольного возраста.

4.Выбрать наиболее адекватные  методы работы с детьми, с учетом  возрастных особенностей в различных  видах музыкальной деятельности.

5. Наработать наглядный  дидактический материал по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

6. Реализация всей системы  развития музыкальных способностей  детей в едином комплексе со  всеми участниками образовательного  процесса.

          Практическая значимость  заключается в систематизации игр для развития  музыкальных  способностей  старших  дошкольников, и показана возможность их эффективного использования в различных видах детской музыкальной деятельности. Так же, мной составлен перспективный план  игр и упражнений на развитие музыкальных способностей детей. Результаты динамики развития музыкальных способностей отражены в  диаграммах.

Методологической  и  теоретической  основой   исследования   являются подходы к проблеме развития  способностей,  разработанные  зарубежными  и отечественными психологами  и  педагогами: Гилфорд  Д., Лоуэнфельд  В., Выготский   Л.С.,   Теплов   Б.М.    Психолого-педагогическая    теория деятельности: Рубинштейн С.Л., Леонтьев  А.Н.,  Гальперин  П.Я.,  теория музыкального обучения и воспитания: Ветлугина  Н.,  Зимина  А.,  Орф  К., Картавцева М.Т.

         Преемственная  линия развития учения о способностях как  индивидуально  психологических  явлениях начинается  с  глубокой  древности.   Высказывания   Парменида,   Гераклида, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные  линии взглядов на   способности. Однако эти философы, говоря по существу о том,  что мы теперь называем "индивидуальными различиями" и "способностями",  еще  не знали таких понятий.

      Дальнейший вклад в учение о  способностях  сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро,  Гельвеции  в  своих теориях провозгласили врожденность способностей и  сводили  их  к  задаткам. Дидро отстаивал теорию  наследственных  способностей,  а  Гельвеции  защищал теорию   приобретенных   способностей,   отрицающую    значение    природных предпосылок, считающими способности лишь средой и воспитанием.

Человек не рождается, имея способности к той  или  иной  деятельности. Врожденными  могут  быть  только  задатки,  составляющие  природную   основу развития способностей.

Способность  не  может  возникнуть  без   соответствующей   конкретной деятельности. И они не только проявляются в деятельности,  но  и  создаются  в этой деятельности. Они  всегда  являются  результатом  развития.  По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только  в движении, только в развитии.

      Значительный  вклад в разработку общей  теории  способностей  внес  наш отечественный  ученый  Теплов  Б.М.  В понятии  «способности»,  по  его мысли,  заключены  три  идеи.  «Во-первых,  под   способностями   разумеются индивидуально-психологические особенности,  отличающие  одного  человека  от другого...   Во-вторых,   способностями   называют    не    всякие    вообще индивидуальные  особенности,  а  лишь  такие,  которые  имеют  отношение   к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность"  не  сводится  к  тем  знаниям,  навыкам  или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

      Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать  иначе,  как  в постоянном процессе развития. Способность, которая не  развивается,  которой на практике человек перестает пользоваться,  со  временем  теряется.  Только благодаря постоянным упражнениям,  связанным  с систематическими  занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое  и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у  себя и развиваем дальше соответствующие способности.

       В  определении  музыкальных  способностей я выделяю  мнение Картавцевой М.Т., которая  считает,  что  музыкальные  способности  начинают формироваться в  дошкольном  возрасте,  включают  в  себя  ряд  компонентов(музыкальный  слух  (мелодический,  тембровый, звуковысотный),   музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство  метроритма,  воображение.

    Таким образом, все выше перечисленное доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном  возрасте,  поскольку  именно этот период является наиболее сензитивным и  если  не  руководить  развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными

Понятие "музыкальность" ведущими педагогами и психологами рассматривалось по-разному. Н.А. Ветлугина в книге "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" говорит о том, что в дошкольном воспитании вопрос о музыкальности приобретает особое значение. Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей.

Музыкальность, по Б.М. Теплову, - это "тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности".

         Итак, Б.М. Теплов определяет музыкальность  как комплекс способностей, развиваемых  на основе врожденных задатков  в музыкальной деятельности, необходимых  для успешного её осуществления. И в своих исследованиях он  выделяет три основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности. Первая - ладовое чувство. Вторая - музыкально-слуховые представления. Третья - чувство ритма:

 

Работа по  развитию музыкальных способностей проходила в 3 этапа:

1 этап Аналитико-диагностический. Проводились анализ литературы, сбор информации по проблеме, обследование.

2 этап Практический. Разработка и апробирование технологии развития музыкальных способностей у дошкольников.

3 этап Аналитико-обобщающий. Оценка эффективности  проведенной работы.

 

Основные принципы работы с детьми

1. Принцип  целенаправленности. 

2. Принцип  систематичности  и  последовательности. 

3. Принцип  доступности

4. Принцип  наглядности  обучения. 

5. Принцип  интегрированного  подхода. 

6. Принцип  воспитывающего  и  развивающего  обучения

7. Принцип  прочности. 

 

Определение уровня музыкальности у детей дошкольного возраста.

Мною были разработаны диагностические карты обследования детей, где были определены компоненты, критерии  и показатели  развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста:

Музыкальный слух -Чистое интонирование мелодической линии,   чувство лада. Владение широким диапазоном голоса.  Слуховое  внимание.

Музыкальная память - Запоминание, узнавание и воспроизведение  музыкального материала. Наличие музыкального "багажа" памяти и   умение им пользоваться.

Чувство ритма - Точность, четкость передачи ритмического рисунка.

Творческие навыки - Умение сочинить мелодию, ритмический   рисунок.  Умение образно мыслить и передавать свои   чувства в разных видах музыкальной        

деятельности (пении, движении, игре на  музыкальных инструментах) различными  выразительными средствами.   Все данные обследования были внесены в карты и через определенные задания выявляла уровни развития детей.

Обследование проводила 2 раза в год. Все это позволило  мне более грамотно построить дальнейшую работу по развитию музыкальных способностей детей.

Целью обследования, было определение уровней развития  музыкальных способностей.  Диагностические занятия проводила в нетрадиционной игровой форме,

Из данных первичного обследования я увидела, что относительно сформированными у детей, на начальном этапе оказались наиболее простые компоненты музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, динамический и тембровый слух, и те стороны чувства ритма, которые связаны с воспроизведением темпа и метрической пульсации, репродуктивная часть мышления (способность к интонационному анализу общего характера произведения) и узнавания, входящее в музыкальную память. Что касается более сложных составляющих музыкальных способностей, то они представляют собой позднейшие образования. Результаты позволили сделать вывод о необходимости проведения следующих мероприятий:

          1. Составить  перспективный план развития  музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

1. Проводить первичное и итоговое обследование детей с целью выявления уровня развитости музыкальных способностей и дальнейшей целенаправленной работы с детьми.

          2.Проводить  занятия с применением музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей по разработанному плану.

          3. Всю работу проводить  в единстве с педагогами ДОУ и  семьей.

          4. Провести анализ эффективности проведенной работы.

 

        При разработке перспективного плана я опиралась на действующие методики по развитию музыкальных способностей с целью оптимизации   нескольких методик и пособий в одну единую, взаимодополняющую систему  развития музыкальных способностей: методика И.Каплуновой и И.Новоскольцевой «Этот удивительный ритм»,   методика  отечественной  детской  музыкальной  педагогики : Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костиной; З.Я.Роот; Г.И.Анисимовой; и методики раннего музыкального развития Е. и С. Железновых. Музыкальный материал всех используемых игр разучивается поэтапно:

1 – Восприятие музыкального  материала

2 – Разучивание ритмического  рисунка

3 – Разучивание мелодической  линии

4 – Проигрывание на  звуковысотном музыкальном инструменте.

Далее этот музыкальный материал варьируется, закрепляется и переносится в свободную музыкальную деятельность детей, в виде дидактической игры.  Эффективность применения такой системы выражается в значительном повышении степени развития всех компонентов музыкальных способностей дошкольника.

Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования музыкально-дидактических игр и пособий