Развитие музыки в Эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 10:14, лекция

Краткое описание

Возрождение определилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

ВОЗРОЖДЕНИЕ.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

Новые виды и жанры

 

Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой  анонимности.

Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций , проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).

Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.

Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость  от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.

Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные  в пропорциях и в то же время  пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.

Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему «картинную» живописность. Среди  орнаментов особо важную смысловую  роль играет гротеск.

В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Городская новелла и плутовской роман наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности, которая как бы везде на своем месте. Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема. В театре на фоне бурного развития разных форм драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества, порождающие красочные синтезы искусств.

Уже в период Раннего Возрождения  достигает расцвета музыкальная  полифония строгого стиля (см. Нидерландская  школа ).

НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА (франко-фламандская школа), направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на территории Нидерландов исторических. Знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии т. н. строгого стиля. Представители. — Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. В духовных и светских сочинениях (мессы, мотеты, мадригалы, многоголосные песни) композиторы широко применяли развитую имитационную технику, сложные контрапунктические соединения. Использовали числовую музыкальную символику.

Усложняются композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура — тесно связанная с фольклором — играет все большую роль наряду с религиозной.

Наследующее Возрождению барокко  плотно сопряжено с поздними его  фазами: ряд ключевых фигур европейской  культуры — в том числе Сервантес и Шекспир — принадлежат в этом отношении как ренессансу, так и барокко.

 

Музыкальное образование

Основоположником гуманистической  педагогики считают МОНТЕНЬ  Мишель де (1533-92), французский философ-гуманист. В своей книге  «Опыты» (1580-88), обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей, рассматривает человека как самую большую ценность, создает реалистический автопортрет.

Мишель де МОНТЕНЬ (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо — 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель.

Жизненный путь. Образование. Родился на юго-западе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е гг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле — Генриха IV).

Основой незаурядной учености Монтеня  были сочинения древних авторов  — латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги  и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками — мыслителями, государственными деятелями.

Творчество

К труду своей жизни -  «Опыты», Монтень приступил в начале 1570-х  гг., удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордо вышли из печати две первые книги «Опытов». В том же 1580 Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 в. «Путевой дневник» с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы «Опытов». Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над «Опытами» до конца своих дней.

Труд Монтеня оказал огромное влияние  на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с «Опытами» слышна в «Гамлете», а также в поздних пьесах Шекспира, у которого был экземпляр «Опытов» в английском переводе 1603. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон.

В работах Витторио де Фельтре, Эразма Роттердамского отчетливо проявляется стремление к воспитанию нового человека.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор «Похвалы Глупости» — сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее. Враг религиозного фанатизма.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (28 октября 1467, Роттердам  — 11 июля 1536, Базель), богослов, философ, филолог, педагог, виднейший представитель «христианского гуманизма».

Незаконнорожденный сын священника, Эразм первоначальное образование получил в школе «братьев общей жизни» в Девентере. В 1486 он стал монахом, вступив в братство регулярных каноников-августинцев. Шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древние языки, античных и раннехристианских писателей. Затем он продолжил образование в Париже, где познакомился не только с богословской мыслью поздней схоластики, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большое влияние на Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста Лоренцо Валлы, идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 Эразм впервые посетил Англию, где завязал отношения с оксфордскими гуманистами и Т.Мором.

«Философия Христа»

Общеевропейскую известность Эразму принесло первое издание в 1500 «Адагий» — собрания поговорок, или крылатых слов, найденных у античных и раннехристианских писателей.

С 1506 по 1509 Эразм жил в Италии, в туринском университете был  удостоен степени доктора богословия, а находясь в Венеции, тесно сотрудничал с прославленным книгоиздателем А. Мануцием. Затем несколько лет он провел в Англии, читал лекции в Оксфорде. В гостях у Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил прославившую его философскую сатиру «Похвала Глупости» (1511): в этом произведении в шутливо-серьезном панегирике Глупости он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаи общества и вместе с тем проводил гуманистические идеи.

Базельский период

Со временем Эразм приобрел широкую  известность и славу, став в глазах образованного европейского общества главой так называемой «республики ученых». С его мнением считались не только в вопросах научных и литературных, но также в религиозных и политических, ему охотно помогали меценаты, предлагали свое покровительство светские государи и князья церкви. Однако с 1514 Эразм предпочел обосноваться в швейцарском городе Базеле, где прожил до конца своих дней. В этом городе у Эразма сложились дружеские отношения с типографом И. Фробеном, ставшим его главным издателем.

«Разговоры запросто»

Ряд сочинений Эразма посвящен проблемам  воспитания. В течение многих лет (1518-33) он работал над главным своим этико-педагогическим сочинением «Разговоры запросто», пополняя его все новыми диалогами, в которых образование рассматривалось в его связи с формированием нравственно ответственной личности.

В XV веке происходит существенный перелом в музыкальном образовании и в музыкальной культуре в целом. Именно развитие светской музыке привело к возникновению новых музыкальных жанров (мадригала, баллад, мотета). Подъем музыкальной культуры связан с возрождением точечной нотации и началом нотопечатания.

Возникла необходимость в формировании музыканта нового типа. Музыкальное  образование было преимущественно  индивидуальным. С ранних лет учили  хоровому пению (церковному), игре на музыкальном  инструменте (преимущественно лютне). Узкой специализации не было, поэтом должен быть и исполнителем, и импровизатором, и композитором. Сочинение музыки не считалось самостоятельной профессией.

В крупных городах появлялись школы  музыкального мастерства, которые готовили музыкантов-профессионалов. Школы не имели общей программы: одни уделяли внимание исполнительскому мастерству. Другие - теории и сочинению.

Музыкальное образование также  получали в певческих школах при  католических храмах (метризе), далее  продолжалось  в университетах. В XVI в. в Италии появились специальные учебные заведения - консерватории (туда принимались одаренные девочки и мальчики).

Характерная особенность музыкального обучения в этот период - музыка изучается не как наука, а как искусство, освобождается от влияния церкви, становится самостоятельным видом искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар

    1. Музыкальная культура Древней Руси.
    2. Древнерусская музыкальная эстетика.
  1. Древнерусские трактаты о музыке (И. Шайдур, А. Мезенец,         Н. Дилецкий).
  1. Музыкальное образование в Древней Руси.

 




Информация о работе Развитие музыки в Эпоху Возрождения