Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:57, реферат
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Oтец Щедринa был музыкантом. В довоенном детстве Родион Щедрин часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного довольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что Щедрин рос в музыкальной среде.
Родион Щедрин. Биография | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Oтец Щедринa был музыкантом. В довоенном детстве Родион Щедрин часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного довольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что Щедрин рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял. Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопрос о музыкальных занятиях Щедринa возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. В 1943 году Щедрин удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие "акции" наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовское училище. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником: это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы и исполнители - Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловский, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования - это был, пожалуй, его первый успех в композиции. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. В консерватории Щедрин занимался сразу на двух факультетах - фортепианном и композиторском. Класс фортепиано вел Яков Владимирович Флиер, что сам композитор расценивал как одну из главных удач его жизни. Учеба у Флиера открывала ему не просто приемы владения фортепиано, но во многом смысл и закономерности музыкального искусства. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Композицией
Щедрин занимался у другого |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Впервые все это с особой силой проявилось в Фортепианном концерте и в балете "Конек-Горбунок", созданных в середине 1950-х годов. Оба произведения сразу обратили на себя внимание слушателей и были оценены по достоинству: Первый концерт, прозвучав на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве, был отмечен премией, а балет поставлен в Большом театре. "Как раз перед написанием этого концерта, - вспоминает сам композитор, - я все лето провел в Белоруссии, в сорока километрах от железной дороги, в совершенной глуши - охотился, рыбачил. Много чего я там навидался и наслышался. И, наверное, больше всего самых разнообразных частушек. Да и сам подпевал местным красавицам, стараясь подладиться под их исполнительский стиль. Так вот эти впечатления, в том числе и чисто акустические, по-видимому, как-то аккумулировались во мне. Подобные ощущения, полные зябких намеков, полутонов, недосказанности, невозможно облечь в четкие словесные формулировки. Да и есть ли в этом нужда?.. Во всяком случае, и сейчас, по прошествии двадцати с лишним лет, я помню, что впечатления того белорусского лета пронизали всю мою сущность - и душу, и мозг, и темперамент, и руку... И я уже просто не мог обойтись без частушки в моем первом крупном сочинении. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теперь иной раз услышишь про фольклор: все открыто, все исчерпано. Чушь! Как Волгу кружкой не испить. Несмотря ни на какие разговоры, каждое новое поколение будет находить в фольклоре неповторимые красоты". Балет "Конек-Горбунок" был создан по заказу Большого театра. В двадцать с небольшим лет, начинающий, еще не окончивший консерваторию композитор осуществляет крупный замысел, в котором ярко выявились черты его творческой натуры. Все эти черты остались свойственными Щедрину и в дальнейшем: яркие, рельефные интонации, особая выразительность отдельных музыкальных фраз, близких к речевым интонациям, изобразительность музыки, подчеркивающей определенный жест, мимику, пластику движения, которое в свою очередь выражает движение души. Конечно, не только Щедрин пользуется теми или иными приемами выразительности, которые помогают созданию образов конкретных, зримых. Но особое щедринское начало проявилось в "Коньке-Горбунке" столь ярко, что позволило уже тогда говорить о новой своеобразной творческой личности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начале 1960-х годов Щедрин создает два крупных произведения, которые в полной мере позволяют говорить о зрелости его таланта. Первое из них - опера "Не только любовь" (1961), второе - концерт для симфонического оркестра "Озорные частушки" (1963). Музыкальную основу обоих этих произведений составляют русские частушки, в которых отражаются самые различные черты национального характера: озорства, удали, широкой открытости души - и тихой печали, скромной застенчивости, неприметной неяркости чувств. В русской частушке, как и в русской душе, непостижимо сплелись бесшабашный, неудержимый надрыв и целомудренная сдержанность, злая насмешка, беспощадность суждений и горячее участие, способность сострадания чужой беде - "подружки" или "миленочка". Говоря о достоинствах этого народно-песенного жанра, помимо лаконичности, остроты ритма, Р. Щедрин как особое достоинство отмечает в ней "непременное чувство юмора, как в тексте, так и в музыке", что оказывается очень близким его творческой манере. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В
опере "Не только любовь" частушка
звучит так, как бытует в народе -
на деревенской улице и в клубах,
в будни и в праздники: на сцене
та же обстановка, в которой "живет"
частушка. И самое существенное -
в опере, как и в жизни, частушка
тонко реагирует на все происходящие
события. С ее помощью герои оперы
выражают свои чувства, свое отношение
друг к другу; ею, частушкой, выносят
приговор тому или иному поступку,
комментируют происходящее. Порожденная
каким-то определенным настроением, частушка
и сама создает его, подчас раскрывая
внутреннюю суть событий, разъясняя
их подтекст, дает им нравственную оценку.
Причем частушка не является "инкрустацией",
то есть вкраплением в инородную
и даже чужую ей музыкальную ткань.
Нет, частушечные интонации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Небольшая
симфоническая пьеса |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Через год Щедрин сочиняет Второй фортепианный концерт. Три части концерта - неравноценны. Первая ("Диалоги") - несколько суховата. Зато во второй части ("Импровизации") и особенно в финале (воистину "Контрасты"!) - музыка живая и острая, не лишенная бутафорской броскости и, однако же, серьезная. Стиль концерта проще и аскетичней стиля Второй симфонии. Все линии четче и графичней. О том, что эта тяга к графичности и прозрачности не была случайной, свидетельствует блистательная обработка "Кармен" для струнных и ударных, сделанная в 1967 году. 1970-е годы явили собой новый период в творчестве композитора. Теперь он не столько ищет новые формы, стилевые истоки, сколько углубляется в психологические проблемы. Для этого необходимо воплощение в музыке значительной драматической темы, которая показывала бы значительную человеческую личность. Если ранее композитор, стремясь испробовать себя в различных областях искусства, обнаруживал особое пристрастие к виртуозному стилю, то теперь его главный интерес вызывает психология героев, глубинный смысл их поступков. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Балет "Анна Каренина" стал знаменательной вехой на новом пути. В этом балете Щедрин показал себя как художник, блестяще владеющий различными, фольклорными и современными, стилями, способный в своих произведениях поднимать "вечные" проблемы человеческого бытия, показывать мятежную и страстную жизнь человеческого духа, представлять яркие, многомерные характеры. Музыка балета взывает к сердцу слушателя-зрителя, передавая содержание гениального романа Льва Толстого. На основе музыки этого балета было создано впоследствии концертное произведение для симфонического оркестра "Романтическая музыка". В 1979 году в Большом театре состоялась премьера оперы Щедрина "Мертвые души". В основу ее сюжета положена бессмертная поэма Гоголя, по которой композитор сам писал либретто. Свое произведение Щедрин назвал "оперными сценами по поэме Н.В. Гоголя", что в большой мере определило его структуру. В трех действиях последовательно развивается основная, повествовательная линия сюжета, раскрываются в своих психологических особенностях характеры. Щедрин обратился к самому сложному, самому поэтичному произведению Гоголя, одному из самых сложных во всей мировой литературе. Сегодня опера "Мертвые души" признана интереснейшим музыкальным произведением современности и поставлена в нескольких театрах в нашей стране и за рубежом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В
ней соединилось все лучшее, что
свойственно этому композитору -
связь с русским фольклором, с
традициями русской классической музыки
XIX века, а также неустанные поиски
новых музыкальных форм, новых
приемов музыкальной |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интересным творческим решением композитора явилось и то, что скрипки в оркестре заменены малым хором. Щедрин объяснил эту замену своей особой любовью к человеческому голосу, который, являясь самым тонким, самым совершенным инструментом, способен точнее и тоньше выразить "мельчайшие нюансы душевных состояний". Щедрин и в дальнейшем продолжает радовать слушателей проявлением своего многогранного таланта. Одно за другим появляются крупные произведения, каждое из которых становится событием в культурной жизни страны. В 1980 году на сцене Большого театра был поставлен балет "Чайка" по пьесе А.П. Чехова, музыку которого отличает драматургическая цельность, глубокий психологизм. В 1982 году состоялось первое исполнение хоровой поэмы "Казнь Пугачева" на тексты А.С. Пушкина. Наиболее крупными произведениями последних лет являются "Музыкальное приношение" - произведение для органа и духовых инструментов, созданное к 300-летнему юбилею И.С. Баха, и балет "Дама с собачкой". | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Путь Щедрина-композитора - всегда преодоление; каждодневное, упорное преодоление материала, в твердых руках мастера превращающегося в нотные строки; преодоление инерции, а то и предвзятости слушательского восприятия; наконец, преодоление самого себя, точнее, повторения уже открытого, найденного, опробованного. Когда московская публика впервые познакомилась с "Музыкальным приношением" (1983), реакция на новую музыку Щедрина была подобна разорвавшейся бомбе. Споры долго не утихали. Композитор, в своем творчестве стремившийся к предельной сжатости, афористичности высказывания (телеграфный стиль), вдруг словно перешел в иное художественное измерение. Его одночастная композиция для органа, 3 флейт, 3 фаготов и 3 тромбонов длится... более 2 часов. Она, по замыслу автора, не что иное, как беседа. Причем не хаотичная беседа, которую мы ведем порой, не слушая друг друга, торопясь высказать свое личное суждение, а разговор, когда каждый мог бы поведать о своих горестях, радостях, бедах, откровениях... "Я считаю, что при торопливости нашей жизни это крайне важно. Остановиться, задуматься". "Музыкальное приношение" написано в преддверии трехсотлетия со дня рождения И.С. Баха. Этой дате посвящена и Эхо-соната для скрипки соло (1984). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новая удача композитора - "Запечатленный ангел" - хоровая музыка в девяти частях по Н.Лескову (1988). Как отмечает в аннотации композитор, его привлекла в рассказе об иконописце Севастьяне, расписавшем оскверненную сильными мира сего древнюю чудотворную икону, прежде всего, идея нетленности художественной красоты, магической, возвышающей силы искусства. Запечатленный ангел, как и годом ранее созданная для симфонического оркестра "Стихира" (1987), в основу которой положен знаменный распев, посвящены тысячелетию крещения Руси. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжающейся
напряженной композиторской работе
неизменно сопутствуют |