Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 22:39, курсовая работа
Актуальность исследования - Мы живем в стремительное и далеко не простое время, которое наполнено многими противоречиями глобального характера и другими проблемами. Не меньше их стало и в молодежной среде и решать их придется нынешнему подрастающему поколению. Сегодня необходима активизация воздействия на подрастающее поколение как формальных, так и неформальных институтов. И если формальные институты социализации могут быть подвержены стандартизации, то неформальные – в меньшей степени находятся под социальным контролем и, тем не менее, они оказывают значительное влияние на социальное становление подростка. Отсюда необходимо глубокое научное изучение такого социального явления как неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния на развитие личности.
Внимание подростков легко переключается с предмета на предмет. В то же время они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Подростки иногда кажутся бесчувственными и невнимательными к окружающим, но могут проявить добрые чувства и любовь к близким людям, готовность помочь. Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотрительны одновременно, противоречивы и непредсказуемы. И в этой непредсказуемости выражается суть подросткового возраста - возраста контрастов, перемен, экспериментирования и роста. В период роста с изменением внешности связаны психологические проблемы самооценки и оценки окружающих. Их искания помогают выбрать собственный путь в жизни, приблизившись к миру взрослых. А подобный выбор, быть может, и есть самая важная задача на данном этапе жизни. В подростковом возрасте человек начинает выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства прошла, и самое время всерьез заняться решением нравственных и профессиональных проблем[56,с.29].
Подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также, к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Физические изменения подростков обусловлены рядом факторов, таких, как наследственность, питание, среда обитания и т.д. Все эти факторы взаимосвязаны между собой. В период роста с изменением внешности связаны психологические проблемы самооценки и оценки окружающих.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Для развития подростка недостаточно самооценки. Ему необходимо ее соотнесение с оценкой, которую он заслужил среди друзей, учителей, родителей и др. Самооценка - это представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, она во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, ребенок утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых[52, с.70].
Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет.
Подростковый период - испытание, данное каждому человеку. Он во все времена, в силу своего физиологического, психического и социального перехода из детского возраста во взрослую жизнь (взросления), был одним из самых чувствительных и уязвимых периодов жизни человека. На становление и развитие личности подростка в современной социокультурной среде влияют несколько основных факторов, а именно: открытая социальная среда, наследственность и воспитание.
Открытая социальная среда, ориентированная значительной частью своих ресурсных возможностей на рыночно - потребительский образ жизни, подавляет, как правило, основные каналы реализации духовной активности детей и подростков.
Фактор наследственности, по данным многочисленных психофизиологических исследований не внушает оптимистических прогнозов, а фактор воспитания сводится не всегда к критическому усвоению растущей личностью окружающего её социального опыта[49, с.57].
В условиях современной педагогической действительности, по мнению ученых-педагогов и психологов, всё более активно возобновляются поиски путей повышения качества профессиональной воспитательной деятельности. Одним из вопросов, остро стоящих перед педагогами, является духовно-нравственное развитие детей и подростков в процессе социализации[85,с.26]. Ведь жизнь подростка во взрослом мире невероятно трудна, к тому же в связи с интенсивным развитием общества опыт отцов зачастую неприменим для детей. У ребенка нет необходимых знаний, духовных и моральных сил, а если к тому же у него нет четких нравственных ориентиров, заложенных в семье, то жизнь может стать плаванием по безбрежному океану на утлом суденышке без управления и знания цели. Выжить в этих сложных условиях, выработать смысловую и мировоззренческую структуру, совместными усилиями разрешить стоящие перед подростком задачи.
Происходящие в молодежной культуре процессы привлекают внимание социологов, культурологов, психологов, педагогов. Музыкальная субкультура рассматривается неоднозначно: как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант массовой культуры, продукт медиа - индустрии; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья[38].
Незначительное отклонение от доминантной культуры образует мощное социальное ответвление. Очевидно, что это дробление во многом искусственно, так как не зиждется на какой бы то ни было прочной основе.
В любом обществе существуют субкультуры, исповедающие нормы и ценности, совершенно отличные от общепринятых.
Для того чтобы определить как в широком смысле понимается термин «музыкальная субкультура» и какое значение она имеет в музыкально-эстетическом развитии подростка, необходимо для начала понять что такое культура и как из этого определения сформировался новый термин или явление - субкультура.
Словарь русского языка С.Н.Ожегова представляет большое количество определений «культура». Вот одно из них - «Культура-совокупность достижений человечества в производном, общественном и умственном отношении»[43].
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Хотя ни один толковый словарь не дает описание этого термина, за исключением большого социологического словаря Д. Джери и Дж. Джери: «субкультура– система убеждений, ценностей и норм, которые разделяются и активно используются явным меньшинством людей в рамках определенной культуры». Самая приставка «суб» указывает не только и не столько на многообразие равноправных и бурно расцветающих типов культуры, сколько на бросающуюся в глаза и не могущую не вызывать тревогу неспособность подростковой субкультуры преодолеть свою замкнутость и ограниченность, выйти на уровень вопросов общечеловеческого и общегражданского значения.
Субкультура – это автономное, относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы времяпровождения; фольклор; жаргон и др. [29,с.90].
Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества[8,с.62-63]
В настоящий момент детская субкультура по мнению А.Б. Мудрика выступает как специфический механизм социализации детей, представляющий подросткам особое психологическое пространство для приобретения социальной компетентности в группе равных, создает «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятного воздействия взрослого мира. Таким образом, группа сверстников, являющаяся носителем детской субкультуры, начинает играть преобладающую роль в процессе социализации подростка[8,с.64].
Детская субкультура (от лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития[86].
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.
Понятие детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959 г. принята "Декларация прав ребенка", 1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная Конвенция о правах ребенка — все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни[86].
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». В этих словах Сент-Экзюпери великая мудрость воспитания человека. Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывает у него это общение и к чему это направляет его волю. Большой воспитательный смысл наслаждения человеческим общением усматривается в том, что в годы отрочества и ранней юности подросток несет в коллектив свои мысли и сам идет в коллектив за мыслями[31,с.45-47].
Включенность в коллектив или группу - внутренняя потребность подростка, поэтому идет активный поиск группы, как источника социальных норм. Психологическая же активность данного периода связана с постоянной переоценкой ценностей, которая происходит в процессе общения с ближайшим социальным окружением[11, с.119.].
В подростковом и юношеском возрасте общение со сверстниками превращается в смысл существования, и группа становится ведущим фактором развития личности – именно она носитель социальных норм и одобряемых обществом ценностей. В это время серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми[11,с.117].
Как было сказано выше - субкультура - это не только тихая заводь и бухта среди вод океана, в которой спасается подросток, но это еще и альтернативная система координат, выполняющая роль компенсации: ребенок, совершенно не успешный и слабый в большом мире, в субкультуре может стать героем или получить признание. Общность с единомышленниками дает ему ощущение силы, которого оно не имеет в одиночестве[15,с.18-19.]
Итак, субкультура с научной точки зрения – всего лишь форма социализации подростков, это своего рода детская республика, где бунтом свергнут «диктат» правительств, родителей, учителей и вообще взрослых. Разрушительной или созидательной для общества субкультуру делает система ценностей, образующая ее структуру[15,с.19].
А что же такое музыкальная субкультура? Музыка — это часть подростковой субкультуры, по мнению многих психологов (Райс Ф., Мудрик А. В., Кон И. С., Мухина В. С. и др.) — самая значительная. В доказательство этого можно привести тот факт, что при знакомстве подростков одним из первых задается вопрос «А что ты слушаешь?» А. В. Мудрик считает, что следование моде — конструирующий признак именно подростковой субкультуры. Принадлежность к музыкальным направлениям в какой-то мере есть следование моде. В то же время можно наблюдать некую «моду на музыку». Попав в новую для себя малую группу, подросток может вместе с другими ее атрибутами принять музыку, свойственную этой малой группе. Вообще, массовость является особенностью подростковой музыкальной субкультуры.
2.2.Происхождение субкультур
Учеными было открыто, что субкультуры – порождение нового технократического общества. Их не было, когда общество было более патриархальным, простым и понятным, когда перед человеком не стояли сложные и искусственные задачи длительного получения образования. Молодой человек из крестьянской семьи, освоив сызмальства у отца все необходимые навыки хозяина и главы семьи, входил в общество естественно и незаметно.
Система современного образования породила некоторый искусственный процесс социализации человека: Выйдя из семьи, он должен в течение длительного времени обретать общепринятый уровень знаний, профессию, для того, чтобы стать полноценным членом общества. И чем более сложным становится общество, тем более трудным и болезненным становится этот процесс, который имеет тенденцию удлиняться во времени[15,с.18].
Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых — к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений[86].
Информация о работе Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка