Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:28, реферат
Русская музыкальная классика начала формироваться во второй половине XVIII века и достигла своего расцвета в XIX веке, в творчестве Михаила Ивановича Глинки и его последователей. Для того, чтобы возникла русская классическая музыка, отечественные композиторы должны были освоить общеевропейские (т. е. классические) жанры и формы (оперу, симфонию и т.п.), но наделить их национальным своеобразием. Национальное своеобразие русской классической музыки определялось особенностями ее музыкального языка (т. е. особенностями национальной мелодики, ритмики, гармонии и т. д.). Этот музыкальный язык складывался в доклассическую эпоху, на протяжении многих веков истории традиционных форм русской музыки.
Русская музыкальная классика начала формироваться во второй половине XVIII века и достигла своего расцвета в XIX веке, в творчестве Михаила Ивановича Глинки и его последователей. Для того, чтобы возникла русская классическая музыка, отечественные композиторы должны были освоить общеевропейские (т. е. классические) жанры и формы (оперу, симфонию и т.п.), но наделить их национальным своеобразием. Национальное своеобразие русской классической музыки определялось особенностями ее музыкального языка (т. е. особенностями национальной мелодики, ритмики, гармонии и т. д.). Этот музыкальный язык складывался в доклассическую эпоху, на протяжении многих веков истории традиционных форм русской музыки.
Несмотря на то, что доклассическая эпоха охватывает почти восемь столетий (с момента формирования Древнерусского государства до начала Петровских реформ), русская музыкальная культура всего этого периода обладает общими особенностями:
Русская музыка доклассической эпохи представлена тремя типами музыкального творчества: народная музыка, церковная музыка и светская музыка (в основном, развлекательного характера).
Русская народная музыка – устная, преимущественно вокальная (песенная) традиция (исключение – пастушьи наигрыши). Включает множество жанров. Наиболее древние восходят еще к языческим временам, к жизни восточно-славянских племен. Это:
В эпоху Киевской Руси (9-12 вв.) в народном творчестве появились новые жанры, главный из них - былина.
Былинам близки исторические
песни, возникшие в эпоху татаро-
В 16-17 вв. в складывается один из самых ценных жанров русского фольклора, своеобразный символ русской песенной культуры:
Обычно протяжные песни многого
Русская церковная музыка, как и сама православная религия, была заимствована из Византии. Она представляет собой хоровое пение без инструментального сопровождения (инструменты в православной церкви не используются). Церковные песнопения доклассической эпохи представлены двумя типами – знаменное пение и партесное пение.
Расцвет знаменного пения приходится на 15-16 вв. и связан с творчеством новгородских и московских распевщиков (Савва Рогов, Федор Христианин).
В партесном пении обычно использовалось несколько хоров (от 2-х до 6), каждый из которых делился на 4 партии (общее количество голосов доходило до 24!). Они располагались по периметру церкви, создавая эффект объемного звука. Звучание торжественное, яркое, красочное, с обилием виртуозных распевов. Расцвет приходится на конец 17- первую половину 18 вв. – эпоху барокко. (Творчество Василия Титова).
Отдельная разновидность русской церковной музыки –
Отношение к колоколам на Руси – особое. Им, как живым существам, давали имена и узнавали по голосам.
Русская светская музыка – неотъемлемая часть государственной жизни и общественного быта в средневековой Руси. Основной формой светской музыкальной культуры развлекательного характера являлось скоморошество.
Искусство скоморохов было распространено как в городах, так и в сельской местности, как в княжеской и боярской, так и в крестьянской среде. Бродячие скоморохи устраивали представления на улицах и площадях. "Служилые" скоморохи, из которых могли составляться музыкальные ансамбли, развлекали княжеское окружение.
Однако скоморохи – «
Церковь не раз вынуждала власти изгонять скоморохов из Киева, уничтожая их инструменты. Демократический уклад жизни Новгородской республики, напротив, способствовал развитию скоморошества. В новгородских посадах и слободах были целые улицы, населенные скоморохами. Из Новгорода скоморошество распространилось по всей Руси. В 16 в. по указанию Ивана Грозного большие группы музыкантов были привезены из Новгорода в Москву для развлечения царя и членов его семьи. В этот период искусство скоморохов достигает вершины своего развития.
В17 в.скоморошество, как самостоятельный вид светской культуры, заканчивает свое существование. При дворе и в городском быту утверждались новые формы музицирования европейского образца.