Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 17:40, реферат
Большой и славный путь прошла в своем развитии русская музыка. Сколько великих композиторов: Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Скрябин, Рахманинов, Глазунов и другие! Их искусство прославило нашу Родину. Во многих странах земного шара звучит их музыка и бу¬дит в сердцах людей светлые, добрые и чистые чувства.
27 ноября 1842 года — ровно через шесть лет со дня первой постановки «Ивана Сусанина»— состоялась премьера второй оперы Глинки — «Руслана и Людмилы». Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту гениального создания Глинки. Музыкальный писатель В. Ф. Одоевский выступил со статьей, посвященной новой опере: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его — черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие». Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, великий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление «Руслана и Людмилы», считая это наказанием.
Оперу стали давать все реже и реже, хотя она делала хорошие сборы, а вскоре и вовсе сняли со сцены. Редко ставился и «Иван Сусанин» — к тому же с обветшавшими декорациями и костюмами.
В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение — концертную увертюру «Арагонская хота»; в 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра — «Ночь в Мадриде». Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой.
Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.
Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты. Бывал у недр А. С. Даргомыжский, завершавшей тогда свою «Русалку», бывали молодые музыкальные критики А.Н. Серов и В.В. Стасов. Вскоре к ним присоединился талантливый юноша М.А. Балакирев, впоследствии ставший главой «Могучей кучки». Под впечатлением знакомства с Балакиревым Глинка написал в письме к сестре следующее: «…В первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка».
Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.
После смерти брата Л. И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей Глинки — композиторов «Могучей кучки».
«ИВАН СУСАНИН»
Опера Глинки «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок.
Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.
Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу «Иван Сусанин». И Рылеев, и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.
В опере четыре действия и эпилог.
Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Антонида ждет возвращения своего жениха – ратника Собинина, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о скорой свадьбе. Сусанин возражает: «Что гадать о свадьбе – горю нет конца». С отрядом ратников прибывает Собинин, он рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Теперь можно бы играть и свадьбу. Иван Сусанин благословляет Собинина и Антониду.
Первое действие – характеристика русского народа и основных героев произведения. Оно начинается с обширной хоровой интродукции. В ней два хора – мужской и женский. Мелодия этого хора близка русским народным песням – старинным молодецким и солдатским. Кавантина и рондо Антониды, следующие за интродукцией, раскрывают типичные черты русской девушки – нежность, верность ее чувства, искренность и простоту души. Характер музыки светлый и радостный.
Трио «Не томи, родимый» передает грустные переживания Собинина и Антониды. Задушевная его мелодия построена на выразительных интонациях городских бытовых песен. Та же мелодия звучит и в партии Сусанина. Отдельные фразы у каждого из певцов как бы перекликаются, отвечают одна другой, образуя имитации.
Второе действие. Пышный бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси. Но вот появляется гонец, он сообщает о тяжелом положении польского войска и о том, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение. Поляки в смятении. Тут же созревает план нового захватнического вторжения. Большой отряд собирается в поход.
Все второе действие ярко контрастирует с первым. Музыкальные характеристики совсем другие. Вместо простой задушевной песни, вместо народных хоров звучит в основном танцевальная музыка. Четыре танца, следующие один за другим (блестящий польский — полонез, краковяк, вальс и мазурка), образуют своего рода симфоническую сюиту из одних только польских (если не считать вальса) танцев. Открывается действие блестящим полонезом.
Третье действие. В доме Ивана Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Внезапно появляются поляки: они требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам же решает завести поляков в непроходимую лесную глушь. С пением свадебной величальной приходят подружки Антониды. Они находят невесту в слезах: девушка опасается за жизнь отца. Появляется Собинин. Вместе с крестьянами он решает отправиться на поиски Сусанина и польского отряда.
Песня Вани «Как мать убили» открывает третье действие и служит музыкальной характеристикой мальчика-сироты. Ваня выражает благодарность названому отцу. Песня Вани близка русским народным песням.
Далее следует квартет Сусанина, Вани, Антониды и Собинина. Но вот тихая и мирная беседа дружной семьи нарушается приходом поляков — в музыке прорывается тема полонеза из второго действия.
Сцена Сусанина с поляками — замечательный образец драматически развивающегося ансамбля. Музыкальная характеристика поляков очерчена ритмами полонеза и мазурки. Спокойные, полные достоинства ответы Сусанина передают присущий ему степенный и серьезный характер. В них звучат гордые слова русского человека, патриота своей родины, готового пожертвовать собой ради нее.
В реплике Сусанина «Велик и свят наш край родной» зарождается тема хора «Славься» из финала оперы.
Его ответ полякам «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь» основан на теме мужского хора из интродукции.
Перед уходом Сусанин прощается с дочерью. Музыка полна скорби и тревоги.
Песня-романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» — одна из самых поэтичных страниц оперы. Мелодия ее выразительна и задушевна. В ней слышатся трогательные интонации народных причитаний. Песня-романс раскрывает всю глубину горя Антониды и тем самым с новой стороны показывает богатство ее душевного мира.
Четвертое действие. Собинин со своими людьми пробирается по засыпанному снегом лесу, разыскивая следы польского отряда.
Ворота монастыря, где находятся ополченцы и посадские люди. Поздней ночью прибегает сюда Ваня и долго стучится в запертые ворота. Волнением проникнут речитатив Вани «Бедный конь в поле пал». За ним следует небольшая певучая ария. Наконец ворота открываются. Ваня сообщает о польском отряде. Воины выступают на поиски врага.
Непроходимая лесная глушь. Морозная ночь. Сюда Сусанин завел поляков. Хор поляков в ритме мазурки хорошо передает их угнетенное состояние. Поляки засыпают. Сусанин предчувствует смерть и готов к ней. Поднимается метель. Поляки просыпаются. Они поняли, наконец, что Сусанин умышленно завел их сюда, и убивают его.
Речитатив и ария Сусанина — один из наиболее напряженных, драматичных эпизодов оперы. Сусанин предчувствует скорую гибель, вспоминает своих детей, мысленно прощается с ними и готовится к смерти. Музыка арии строга и очень сдержанна. Мелодия проста, выразительна и напевна.
Развязка наступает в тот момент, когда Сусанин твердо и мужественно отвечает полякам: «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал». Слова эти были вписаны в либретто самим Глинкой. А в оркестре в это время повторяется характерный мелодический оборот из русской молодецкой песни «Вниз по матушке по Волге».
Эпилог. В Москве на Красной площади народ празднует победу над врагом. Появляются Антонида и Ваня вместе с Собининым. Они рассказывают о трагической гибели отца. В заключительном хоре «Славься» народ славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу Руси. Несмотря на довольно быстрое движение, музыка хора величава и торжественна, и это придает ей черты гимна. Сам Глинка назвал этот хор гимном-маршем.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА
Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Выше упоминалось о том, что Глинка с детских лет любил оркестр, предпочитая оркестровую музыку всякой другой.
Наиболее значительные произведения Глинки для симфонического оркестра: фантазия «Камаринская», испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия». В репертуар симфонических концертов часто входят и увертюры к обеим операм Глинки, а также превосходная музыка к трагедии «Князь Холмский».
В симфоническом творчестве, как и в оперном, Глянка остался верен своим художественным принципам. Все его оркестровые пьесы понятны широким массам слушателей, высокохудожественны и совершенны по форме. Глинка полагал, что смелые выразительные средства современного ему гармонического языка и новые оркестровые краски можно сочетать с простотой и доступностью образов, создавая произведения «равно докладные (то есть понятные. — Э. С.) знатокам и простой публике». Не случайно в своих симфонических пьесах последних лет он постоянно обращался к народно-песенным темам. Но Глинка не просто «цитировал», а широко развивал их и на их основе создал произведения самобытные, прекрасные по своим музыкальным образам и красоте инструментовки.
Симфоническая фантазия «Камаринская» (1848) представляет собой вариации на две русские темы, разработанные поочередно. Темы эти контрастны. Первая из них — широкая и плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», повествующая о белой лебедушке — невесте, которую клюют и щиплют серые гуси — недобрая женихова родня.
Напев первой песни задумчиво-лирический. При варьировании мелодия остается неизменной, оплетаясь все новыми и новыми подголосками наподобие русских протяжных песен, развитии темы композитор красочно использует деревянные духовые инструменты, близкие по звучанию духовым народным инструментам — пастушескому рожку, жалейке, дудке.
Напев «Камаринской» быстрый и веселый. В вариациях этой мелодии Глинка применяет пиццикато струнных, напоминающее звучание русской балалайки. При варьировании плясовая мелодия также обрастает подголосками, а порой и существенно изменяет свой облик. Так, после ряда вариаций появляется мелодия, сходная — несмотря на быстрое плясовое движение и отрывистость с темой протяжной свадебной песни.
Эта тема незаметно приводит к возвращению первой — медленно-величавой темы, после чего с новой силой звучит буйная народная пляска.
В «Камаринской» Глинка воплотил черты национального характера, смелыми и яркими штрихами нарисовал картину праздничного быта русского народа. Контрастное сопоставление неторопливой лирической, а затем веселой, задорной песни часто можно встретить в народном хоровом исполнении. Очень важно, что Глинка умело применил подголосочное и вариационное развитие мелодии, свойственное народному исполнительству.
«Вальс-фантазия» — одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. Сперва это была небольшая фортепианная пьеса. Позднее она была расширена и оркестрована. Незадолго до смерти (в 1856 году) композитор взялся за ее переработку и превратил бытовую пьеску в совершенную по мастерству симфоническую фантазию. В основе ее лежит задушевная, ласковая тема. Благодаря нисходящей тритоновой интонации эта задумчиво-элегическая мелодия звучит порывисто и напряженно. Своеобразно строение темы: нечетные трехтактовые фразы, какие мы встретим в русских народных песнях, а не «квадратные» четырехтактовые, как в западноевропейских вальсах. Такая нечетная структура придает мелодии Глинки устремленность и полетность.
С основной вальсовой
темой контрастируют
В «Вальсе-фантазии», «Камаринской» и балетных сценах обеих опер Глинка создал неувядающе-прекрасные образцы симфонической музыки, выросшей из бытовых танцев.
Информация о работе Русская музыка XVIII и первой половины XIX века