Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 23:31, реферат
Сергей Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 г. в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индейский галоп».
Сергей Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 г. в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индейский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова по инструментовке, Анатолия Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 году и как пианист в 1914 году.
С 1908 года даёт первые концерты с исполнением собственных произведений. В 1911 году А. В. Оссовский лично обратился с письмом к известному российскому издателю Б. П. Юргенсону (см. П. И. Юргенсон) в поддержку Сергея Прокофьева, на которое Юргенсон ответил согласием издать его произведения.
В мае 1918 года выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на пятнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1936 году вернулся на Родину вместе с женой-испанкой Линой Кодиной, ставшей Прокофьевой (собственно Каролина Кодина-Любера, 1897—1989). Прокофьев с семьей — женой Линой и сыновьями Святославом и Олегом окончательно обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39.
С 1941 года Сергей Прокофьев жил уже отдельно от семьи, через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15 января 1948 года композитор официально женился второй раз, женой стала Мира Мендельсон. А первая супруга была объявлена шпионкой и попала в сталинские лагеря — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря, откуда вернулась в 1956 году; позднее она сумела выехать из СССР, умерла в возрасте 91 года в Германии в 1989 году.
О Лине Прокофьевой (дочь каталонца Хуана Кодина и полупольки-полуфранцуженки Ольги Владиславовны Немысской-Верле, Olga Niemyska), первой жене С. С. Прокофьева, написана книга: Валентина Чемберджи. «XX век Лины Прокофьевой». Автор книги дала интервью «Радио Свобода»:
— 15 января был официально оформлен брак Сергея Прокофьева с Мирой Мендельсон, а 10-го февраля появилось постановление Политбюро ЦК ВКП(б), заклеймившее Прокофьева и Шостаковича как формалистов, врагов народа, наносящих вред своей музыкой.
— Через 10 дней после выхода постановления Лина Прокофьева была арестована по обвинению в шпионаже и приговорена к двадцати годам лагерей строгого режима. Ее отправили в находящийся за полярным кругом посёлок Абезь близ Воркуты.
В 1948 году Прокофьев подвергся нападкам за т. н. «формализм» и симпатии к западной музыке. С 1949 года Прокофьев ведёт жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в один день с объявлением о смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. В память о композиторе на доме установлена мемориальная доска (скульптор М. Л. Петрова).
Сочинения
Оперы
Маддалена (1911; 2-я редакция 1913), Отрывок из оперы Маддалена
Игрок (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва),
Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград),
Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь),
Семён Котко (1940, Москва),
Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, 1946, Ленинград),
Война и мир (по Льву Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же).
Повесть о настоящем человеке (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва);
Балеты
«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921, Париж)
«Стальной скок» (1927, Париж)
«Блудный сын» (1929, там же)
На Днепре (1931, там же),
«Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (1938, Брно; 1940, Ленинград),
«Золушка» (1945, Москва)
«Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (1951, Москва, 1957, Ленинград)
Вокально-симфонические произведения
К 20-летию Октября, кантата (текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, 1937)
Александр Невский, кантата (1939)
Здравица, кантата (к 60-летнему юбилею Сталина, 1939)
Зимний костёр, сюита (слова С. Я. Маршака, 1949)
На страже мира, оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)
«Гадкий утенок» для голоса и фортепиано (1914, ор.18)
Для оркестра
Симфония № 1
Симфония № 2
Симфония № 3
Симфония № 4
Симфония № 5
Симфония № 6
Симфония № 7
Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915),
Симфоническая сказка Петя и волк (1936),
Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;
Инструментальные концерты
Пять концертов для фортепиано (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931; 1932 (для левой руки)
Два концерта для скрипки (1917, 1935)
Концерт для виолончели (1938)
Симфония-концерт для виолончели (1952)
Концертино для виолончели с оркестром (1960)
Камерно-инструментальные ансамбли
Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)
Соната для скрипки соло
Соната для двух скрипок (1932)
Соната для виолончели и фортепиано
Соната для флейты
Два струнных квартета
Произведения для фортепиано
Соната № 1 фа минор — ор.1 (1907—1909)
4 этюда для фортепиано — ор.2 (1909)
4 пьесы для фортепиано — ор.3 (1907—1908)
4 пьесы для фортепиано — ор.4 (1908)
Концерт № 1 ре бемоль мажор для фортепиано с оркестром — ор.10 (1911—1912)
Токката Ре-минор — ор.11 (1912)
10 пьес для фортепиано — ор.12 (1906—1913)
Соната № 2 ре минор — ор.14 (1912)
Концерт № 2 соль минор для фортепиано с оркестром — ор.16 (1912—1913)
«Сарказмы» — ор.17 (1912—1914)
«Мимолётности» — ор.22 (1915—1917)
Концерт № 3 до мажор для фортепиано с оркестром — ор.26 (1917—1921)
Соната № 3 ля минор — ор.28 (1907—1917)
Соната № 4 до минор — ор.29 (1908—1917)
«Сказки старой бабушки» — ор.31 (1918)
4 пьесы для фортепиано — ор.32 (1918)
Соната № 5 до мажор — ор.38 (1923)
Дивертисмент — ор.43b (1938)
6 транскрипций для фортепиано — ор.52 (1930—1931)
Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром — ор.53 (1931)
2 сонатины для фортепиано — ор.54 (1931—1932)
Концерт № 5 соль мажор для фортепиано с оркестром — ор.55 (1931)
3 пьесы для фортепиано — ор.59 (1933—1934)
«Музыка для детей» — ор.65 (1935)
«Ромео и Джульетта» — 10 пьес для фортепиано — ор.75 (1937)
Соната № 6 ля мажор — ор.82 (1939—1940)
Соната № 7 си бемоль мажор — ор.83 (1939—1942)
Соната № 8 си бемоль мажор — ор.84 (1939—1944)
3 пьесы для фортепиано — ор.96 (1941—1942)
«Золушка» — 10 пьес для фортепиано — ор.97 (1943)
«Золушка» — 6 пьес для фортепиано — ор.102 (1944)
Соната № 9 до мажор — ор.103 (1939—1944)
Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.
Награды и премии
Сталинская премия второй степени (1943) — за 7-ю сонату
Сталинская премия первой степени (1946) — за 5-ю симфонию и 8-ю сонату
Сталинская премия первой степени (1946) — за музыку к кинофильму «Иван Грозный» (1944, 1-я серия)
Сталинская премия первой степени (1946) — за балет «Золушка» (1944)
Сталинская премия первой степени (1947) — за сонату для скрипки и фортепиано
Сталинская премия второй степени (1951) — за вокально-симфоническую сюиту «Зимний костёр» и ораторию «На страже мира» на стихи С. Я. Маршака
Ленинская премия (1957) (посмертно)
народный артист РСФСР (1947)