Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:18, контрольная работа
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления»[3].
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях. Б.М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев ). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка .). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений. Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б.М. Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает»[5]. Для того, чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».
Игра на детских музыкальных
инструментах. В работе с детьми
применяются различные
На музыкальном занятии
1.5Детское музыкальное творчество
Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне
проанализировала возможности детей в
выполнении творческих заданий, истоки
детского творчества, пути его развития,
обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости
обучения и творчества детей, теоретически
и экспериментально доказав в своих работах,
что эти процессы не противостоят, а тесно
соприкасаются, взаимообогащают друг
друга. Было установлено, что необходимое
условие возникновения детского творчества
- накопление впечатлений от восприятия
искусства, которое является образцом
для творчества, его источником. Другое
условие детского музыкального творчества
- накопление опыта исполнительства. В
импровизациях ребенок эмоционально,
непосредственно применяет все то, что
усвоил в процессе обучения. В свою очередь
обучение обогащается творческими проявлениями
детей, приобретает развивающий характер. Детское
музыкальное творчество, как и детское
исполнительство, обычно не имеет художественной
ценности для окружающих людей. Оно важно
для самого ребенка. Критериями его успешности
является не художественная ценность
музыкального образа, созданного ребенком,
а наличие эмоционального содержания,
выразительности самого образа и его воплощения,
вариативности, оригинальности. Что
бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию,
у него необходимо развить основные музыкальные
способности. Кроме того, для проявления
творчества требуется воображение, фантазия,
свободное ориентировка в непривычных
ситуациях. етское музыкальное
творчество по своей природе синтетическая
деятельность. Оно может проявляться во
всех видах музыкальной деятельности:
в пении, ритмике, игре на детских музыкальных
инструментах. Песенное творчество важно
формировать начиная с младшего дошкольного
возраста, используя посильные детям творческие
задания. Успешность творческих проявлений
детей зависит от прочности певческих
навыков, умения выражать в пении определенные
чувства, настроения, петь чисто и выразительно.
Что бы сориентировать дошкольников в
песенном творчестве Н.А. Ветлугина предлагает
упражнения для накопления слухового
опыта, развития музыкально-слуховых представлений.
Важно обращать внимание детей на выразительность
их импровизации даже в простейших упражнениях.
Кроме пения, детское творчеств может
проявляться в ритмике и игре на музыкальных
инструментах. Творческая активность
детей в ритмике во многом зависит от организации
обучения музыкально-ритмическим движениям.
Полноценное творчество ребенка в ритмике
возможно только в том случае, если его
жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические
представления постоянно обогащается,
если есть возможность проявить самостоятельность. Инструментальное
творчество детей как правило проявляется
в импровизациях, то есть сочинении во
время игры на инструменте, непосредственном,
сиюминутном выражении впечатлений. Оно
так же возникает на основе имеющегося
у детей жизненного и музыкального опыта. Одно
из условий обеспечивающих успешное инструментальное
творчество - владение элементарными навыками
игры на музыкальных инструментах, различными
способами звукоизвлечения, которые позволяют
передать простейшие музыкальные образы
(цокот копыт, волшебные падающие снежинки).
Важно, чтобы дети понимали, что создавая
какой либо образ, необходимо выразить
настроение, характер музыки. В зависимости
от характера образа, который предстоит
передать, дети выбирают определенные
выразительные средства, это помогает
детям глубже прочувствовать и осознать
особенности выразительного языка музыки,
побуждает к самостоятельным импровизациям.[1]
Для развития музыкальных
5.Теплов Б.М. Психология
музыкальных способностей / Теплов
Б.М. - М., Л., 1977.
Введение…………………………………………………………
1.Структура и виды музыкальной деятельности…………………
1.2 Развитие музыкального восприятия дошкольников…………
1.3Детское
музыкальное исполнительство………
1.4 виды музыкальной деятельности……………………………….
1.5Детское музыкальное творчество………………………………..
Вывод…………………………………………………………………
Список
литературы
Министерство образования и
Калужский государственный
Кафедра: русского языка и методики его преподавания в начальных классах
Тема: Специфика и взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности
Контрольная работа
по музыке
Калуга, 2011г.
Информация о работе Специфика и взаимосвязь видов музыкальной деятельности