Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:29, реферат
Методические принципы в работе с детским хором. Правильность подбора репертуара для хорового коллектива. Вокальное воспитание в хоре.
Специфика работы с детским хором
Хоровое пение является одним из массовых и значимых средств музыкально-эстетического воспитания детей. Это отмечалось видными деятелями культуры, музыкантами, педагогами. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально-хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития. Хоровое пение имеет свои особенности, что обусловливает ряд преимуществ среди других видов деятельности детей на уроке музыки. Это общедоступность хорового пения, соответствие хоровых произведений возрастным особенностям детей, синтез слова и музыки, способствующий доступности хорового искусства для восприятия детьми. Соединение музыки и речи усиливает ее воздействие на слушателей. Текст делает более конкретными мысли, выраженные в музыке. Она же эмоциональной стороной усиливает воздействие слова.
Методические принципы в работе с детским хором, как известно, имеют свою специфику. Обращение к хоровому пению на уроках музыки в школе предполагает знание учителем особенностей детского голоса на каждой стадии его формирования.
Детские голоса существенно отличаются от голосов взрослых. Им свойственно мягкое, «серебристое» звучание, фальцетное (головное) звукообразование и ограниченная сила звука
Условно процесс развития и формирования детского голоса можно разделить на несколько этапов, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа: от двух до семи лет; от семи до десяти лет; от одиннадцати до тринадцати лет; от тринадцати до пятнадцати; от шестнадцати до восемнадцати лет.
На самом раннем этапе голоса мальчиков и девочек однородны. Имеют чисто фальцетный характер и очень узкий (в пределах квинты) диапазон. С семи до двенадцати лет в голосовых складках детей формируются специальные вокальные мышцы. Голоса мальчиков и девочек в этом возрасте практически однородны. Звучанию свойственно головное резонирование, легкий фальцет, диапазон в пределах октавы.
Возможности певческих голосов младшего школьного возраста ограничены. Хормейстеру не следует увлекаться нюансом форте. Слишком громкое пение ведет к форсированному звучанию, что приносит вред голосу. Это объясняется природой детского голосового аппарата: в возрасте 7-10 лет при пении происходит неполное замыкание голосовой щели, вибрируют лишь края голосовых связок. Дыхание в пении имеет исключительное значение, и не все дети младшей группы хора сразу понимают, как нужно дышать, и многие из них делая вдох, поднимают плечи. Такое дыхание ведет к крикливому пению. В процессе дыхания большую роль играют моменты вдоха и выдоха. Вдох должен быть коротким, энергичным, обязательно с небольшой задержкой, которая «закрывает дыхание на замочек». Выдох должен быть постепенным, равномерным, продолжительным, чтобы при этом связки были плотно сомкнуты. Пристального внимания педагога в хоровом пении требует атака звука. Существует три вида атаки: твердая, мягкая, придыхательная. В младшем хоре наряду с использованием мягкой атаки можно применять и твердую атаку, так как она активизирует певческий процесс. Вторая стадия формирования от 11-12 до 13-14 лет. Это средняя группа. Здесь намечаются элементы грудного звучания, индивидуальный тембр, диапазон несколько расширяется. Именно в эти годы формирование певческого голоса, находящееся в прямой зависимости от изменения структуры голосового механизма, входит в свои права. Это изменение заключается в том, что внутри голосовой складки (в ее соединительной ткани) начинают развиваться мышечные волокна различного направления: продольного, поперечного и косого, придавая голосу в этом возрасте новые качества звучности. В связи с развитием грудной клетки, легких и более глубокого дыхания в голосах детей данного возрастного периода появляются оттенки грудного звучания с большей полнотой и насыщенностью. В их певческом диапазоне появляются три регистра: головной. Смешанный и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра, у мальчиков - грудного. Голоса девочек, не различаясь существенно по окраске, делятся по диапазону: сопрано имеют диапазон от до первой до фа-соль второй октавы, альты- от ля-соль малой октавы до ре-ми второй. Тембровое различие голосов мальчиков более ощутимо. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон от ре первой до фа второй октавы. Более плотные альты - диапазон си малой - до второй октавы.
Третья стадия - голоса подростков, старшая группа, от 14 до 16 лет, в известной степени сформировавшиеся: в них элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1.5-2 октав, звучание микстовое (смешанное). Нельзя не учитывать и возрастные особенности старшей группы. Девочки бурно развиваются физически и эмоционально. В период мутации изменения в голосовом аппарате бывают настолько значительны, что некоторых девочек приходится переводить из одной партии в другую. В этот период очень важно организовывать частые индивидуальные прослушивания, предостерегать от форсирования звука, от перенапряжения голосового аппарата. У мальчиков же в период 12-15 лет начинается этап скрытой, а затем и острой мутации. Поэтому лучше перевести мальчиков в период мутации в альтовую партию, чтобы им было удобнее петь. В период мутации нужно очень бережно относиться к голосам хористов, особенно тех, кто был солистом, следить, чтобы они старались не брать высокие ноты, требующие большого напряжения. Продолжительность мутационных явлений у мальчиков и у девочек очень индивидуальна. У мальчиков острые мутационные явления делятся от нескольких месяцев до нескольких лет. Режим голоса в данное время имеет решающее значение, так как спокойное обращение с голосом содействует более быстрому его успокоению, появлению ровности звучания и новой тембральной окраски.
К шестнадцати годам мутация заканчивается, Голоса девочек обретают полноценное звучание женского голоса. Они становятся более сильными, богатыми по тембру, широкими по диапазону. Голоса мальчиков, снизившись за время мутации примерно на октаву, приобретают полутораоктавный диапазон грудного звучания, сохраняя одновременно фальцетные возможности для верхнего участка диапазона. Диапазоны голосов в этой возрастной категории6 сопрано- до первой-соль-ля-бемоль второй октавы; альты- ля малой- ре второй октавы; юноши - си большой - до- ми первой октавы.
Проводя первые вокальные упражнения с детьми, необходимо помнить, что в пении лишь тот звук для исполнителя полезен, который при неоднократной его повторности не причиняет вреда голосу, т.е. не вызывает напряженности. В то же время нельзя не отметить, что верхние звуки у детей, как правило, развиваются скорее и лучше «озвучиваются», чем нижние. Воспитание голоса находится в органической связи с воспитанием слуха. Слуховые восприятия тесно связаны с вниманием, нагрузка которого во избежание утомления ребенка должна протекать очень постепенно и небольшими дозами. На основании этого слуховые навыки воспитываются на несложных вокальных упражнениях, прививающих детям чувство лада. Чем больше ребенок воспримет музыкальных упражнений, построенных на ладовой основе, тем прочнее и органичнее разовьется его музыкальный слух. Вокальные упражнения от младшего до старшего возраста имеют следующее конкретное назначение, содействующее: 1) координации слуха с голосом, 2) развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой основе, 3) выработке правильного произношения гласных и согласных звуков, 4) развитию певческого дыхания, 5) гибкости и подвижности голоса, 6) привитию вокально-технических навыков, 7) художественной выразительности.
Что касается воспитания внимания и дикции у ребенка, оно успешно проводится в разучивании скороговорок. Например, предлагается простейшая скороговорка: «Раз дрова, два дрова, три дрова». При ее первом произнесении даже в медленном темпе, дети, как и взрослые, подменяют фонему Р фонемой В и, путая слово «дрова» со словом «двора», произнести скороговорку без запинок не могут. Для избежания этого на доске крупным шрифтом пишется буква Р, на которой дети фиксируют внимание. Такие приемы рассчитаны на умение своевременно произнести заданные слова, что приучает их к большой настороженности, имеющей немалое значение при дальнейшем музыкальном воспитании ансамблевого пения. Подобные упражнения необычайно растормаживают артикуляционные органы детей, не говоря уже о том, что приучают их к дисциплине. Впоследствии скороговорки могут быть использованы в вокальных упражнениях на трезвучиях и звукоряде.
Неотъемлемой частью работы в певческом коллективе является работа над дыханием. В старшем возрасте воспитание дыхания принимает особо важное значение. Если у детей закрепилось умение расширять нижние ребра, то для сохранения их устойчивости дыхание должно получить дополнительную помощь от брюшных мышц, которые до того времени хотя и принимали в дыхательном процессе участие, но на них не фиксировалось особого внимания. Одним напряжением межреберных мышц осуществить длительную поддержку нижних ребер трудно. В певческом дыхании участвует целый ряд мышц, имеющих непосредственную связь с гортанными мышцами и влияющих на подсвязочное давление. Так же важно подчеркнуть, что от характера дыхания нередко зависит чистота интонации. При излишнем напряжении дыхания обычно наблюдается повышение звука, при недостаточном напряжении, при мышечной расслабленности происходит понижение звука. Контролером этого явления должен быть развитый слух педагога и целенаправленное слуховое внимание ученика. Но, как правило, чистота интонации находится в теснейшей взаимосвязи с координированными движениями голосового механизма и дыхательного аппарата. Отсутствие этой координации наблюдается у начинающих певцов, в особенности тогда, когда поющий, еще не создавший у себя этой координации, начинает петь без наблюдения своего преподавателя пения. Это одно из серьезных оснований, которое руководит нами для проведения занятий по сольфеджио не как отдельного предмета, а как составной части урока вокального ансамбля под руководством вокального педагога.
От педагога так же зависит правильный подбор репертуара для своего хорового коллектива, исходя из оптимальных возможностей детей. Произведения должны соответствовать их уровню профессиональной подготовки и исполнительскому профилю и, что особенно важно, обладать высокими художественными качествами. В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности хора. Прежде всего, это касается хоровых коллективов младшего школьного возраста. Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям. Репертуар должен отличаться по стилистической и жанровой направленности. Успешно концертирующий хоровой коллектив имеет в перечне исполняемого репертуара произведения различных эпох и композиторских школ. Желательно, чтобы не менее половины репертуара составляли хоры а' capella. Для развития хорового коллектива важно не замыкаться в рамках какого-либо одного направления (например, только культовой музыки или только легкого, полуэстрадного песенного жанра). Дирижер детского хора обязан помнить, что репертуар хора формирует и воспитывает музыкально-эстетический вкус маленьких певцов и их понимание музыкальной культуры в целом.
Работа с детским хором так же несет в себе проблемы ансамбля, строя и дикции. Вокально-организованный поток звука имеет собственные характеристики. Известно, что воспроизведение каждого поющегося звука происходит в двух измерениях - в звуковысотном, т.е. частотном, что предполагает, прежде всего, точное интонирование, и во временном, когда выявляется качественная характеристика звука, т.е. его протяженность, тембр, нюанс и прочее. Звуковысотное и качественно-временное состояния певческого звука - едины. Это единство определяет главные задачи работы хормейстера с вокальным коллективом - выработку у певцов одинаковых вокально-слуховых ощущений в сферах вокально-дыхательного механизма, фонации, артикуляции. Художественное единство, уравновешенность всех компонентов исполнения является высшей формой согласованности и характеризуется понятием ансамбль.
Не менее важным аспектом является вокальное воспитание в хоре. Это главная часть всей хоровой работы в коллективе. Основное условие правильной постановки вокального воспитания - подготовленность руководителя для занятий пением со школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Важнейший принцип во всей хоровой работе - индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого поющего. Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную). Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия.
Любой вид искусства, питающийся животворными соками национальной культуры, взращенный ею, - касается ли это живописи театра, музыки, - всегда служит благородной цели - воспитанию высокого чувства любви к Родине, к ее истории, ее делам. Восприятие прекрасного сквозь призму патриотического чувства делает это прекрасное еще более значительным, возвышенным.
Прямая обязанность руководителя детского хора так усовершенствовать методы работы с хоровым коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова.
Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает главное - коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что большая группа людей объединена одной идеей, подчинена единому художественно-исполнительскому замыслу; это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.
Список литературы
Осеннева М.С., Самарин В.А. Л.И. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учеб.пособие для студ. муз.фак.высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
Соколов В.Г. Работа с хором. - М., 1981.
Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителя. - М., 1981.
Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М ., 1961.