Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:12, реферат
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.
Род Рахманиновых был старинного дворянского происхождения и вёл своё начало, по-видимому, от молдавских господарей Драгош, основавших Молдавское государство и правивших им более двухсот лет (XIV – XVI века). От одного из потомков этого древнего рода, Василия, прозванного Рахманин, и начался род Рахманиновых.
I. Биография
1.Детство и юношество ---------------------------------------------------------- 2
2.Консерваторские годы --------------------------------------------------------- 4
3.Годы творчества ----------------------------------------------------------------- 5
4.Первая симфония. Творческий кризис ------------------------------------ 5
5. Знакомство с Шаляпиным --------------------------------------------------- 6
6.Расцвет творчества ------------------------------------------------------------- 6
7.Вдали от Родины --------------------------------------------------------------- 7
II. Анализ произведений
1.Опера «Олеко» ------------------------------------------------------------------ 9
2.Второй концерт для фортепиано с оркестром ------------------------- 11
Библиографический список -------------------------------------------------- 12
Предвоенные годы оказались богатыми на новые сочинения. В 1910-м он закончил «Литургию св. Иоанна Златоуста», одно из наиболее крупных своих духовных сочинений.
В эти же годы Рахманинов интенсивно работает над фортепианными и камерными вокальными сочинениями. Появляются на свет прелюдии ор. 32, шесть этюдов-картин, многочисленные романсы. В 1912 – 1913 годах на стихи К. Бальмонта Рахманинов пишет «Колокола» — поэму для симфонического оркестра, хора и солистов. В различных колокольных перезвонах – праздничном, свадебном, похоронном – он воссоздает всю человеческую жизнь, от рождения до смерти.
В 1915 году появляется второе
крупное духовное сочинение –
«Всенощное бдение». Старинные церковные
мелодии, так называемые знаменные распевы,
когда – то заботливо собранные мальчиком
в его «музыкальную копилку», обрели теперь
новую жизнь. Во «Всенощной» Рахманинов
использовал эти распевы, входящие в так
называемый «Обиход» и поныне звучащие
в православном Богослужении.
Последними сочинениями, созданными на Родине, стали циклы романсов ор. 38 на стихи поэтов – символистов А. Блока, А. Белого, И. Северянина, В. Брюсова и др., а также шесть этюдов картин.
7.Вдали от Родины
Накануне Рождества 1917 года
Рахманинов с семьей пересек финскую
границу. Так он начал свое заграничное
турне, которое растянулось на всю
его оставшуюся жизнь. В Скандинавии
Рахманиновы пробыли недолго. 1 ноября
1918 года они погрузились на пароход
и покинули Европу. Их путь лежал
за океан, в Соединенные Штаты
Америки – «страну
Это был самый трудный
поворот в долгой жизни Рахманинова.
Он был – и сам прекрасно
осознавал это – русским
И с этого времени основным занятием Рахманинова становится концертная деятельность пианиста – виртуоза. В течение нескольких лет он гастролировал только в США и Канаде и лишь в 1923 году вернулся в Европу. Как пианист Рахманинов имел такой успех, какой, пожалуй, никогда не имел как композитор.
В Америке Рахманинов безусловной «звездой». Репертуар его был огромен. Главное место в нем занимали, помимо собственных фортепианных сочинений, произведения романтиков – Шопена, Шумана, Листа; он много играл боготворимого им. Чайковского и, хотя современной музыки не любил, изредка исполнял Дебюсси.
Трактовки его были незабываемы. Блестящая виртуозная техника, мощный и мягкий звук, абсолютно индивидуальное прочтение любого сочинения запоминались непросто надолго – навсегда.
И все же, хотя композиторская деятельность стала мене интенсивной – Рахманинов вернулся к сочинению.
В 1926 году появился Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, летом 1932 года – «Вариации на тему Корелли». Вслед за ней в 1934-м была создана «Рапсодия на тему Паганини». В 1935 – 1936 годах – Третья симфония. Последнее крупное сочинение Рахманинова – «Симфонические танцы» — написаны накануне Второй мировой войны в 1940году.
Всю оставшуюся жизнь Рахманинов очень тосковал по Родине.
В 1931 году по совету Риземана Рахманинов купил в Швейцарии участок земли на берегу Фирвальдштетского озера и выстроил на нем виллу. Тщательно продуманное и распланированное поместье чем-то неуловимо напоминало Россию, любимую Ивановку. Рахманинов назвал виллу «Сенар» — сокращенное от «Сергей и Наталья Рахманиновы». В Сенаре появились на свет его поздние сочинения – «Рапсодия на тему Паганини», а затем и Третья симфония. «Рапсодию» нередко – и справедливо – называют Пятым фортепианным концертом Рахманинова, хотя написана она в форме вариаций на знаменитый 24-й каприз итальянского скрипача.
Атмосфера в Сенаре напоминала
давнее житье в Ивановке – у
Рахманинова постоянно гостили
соотечественники, бывала молодежь –
друзья и подруги дочерей Татьяны
и Ирины. И если затевали старинные
русские хороводы, он сам садился
за рояль и импровизировал чудесные
обработки русских народных песен.
Но когда началась Вторая мировая
война Швейцария стала
Войну России с гитлеровской
Германией композитор переживал
очень тяжело. Осенью 1941 года он выступил
с призывом поддержать Россию и весь
гонорар от первого в сезоне концерта
– 3920 долларов – целиком передал
генеральному консулу СССР в США
В. Федюшину. В течение последних
двух лет своей жизни Рахманинов
как мог, помогал соотечественникам,
перечисляя большие суммы в различные
фонды и отправляя посылки
с продуктами и вещами друзьям
и просто знакомым, находившимся в
Советском Союзе. Свой последний
концерт Рахманинов дал в Ноксвилле.
Он уже был болен, чувствовал себя
плохо, но стремился продолжить гастроли.
Однако обострившаяся болезнь
В день его семидесятилетия пришла поздравительная телеграмма из Москвы, подписанная советскими композиторами. Но Сергей Васильевич был уже без сознания.
Скончался Рахманинов 28 марта
1943 года в своем доме в Беверли-Хилл
в штате Калифорния. Отпевали Рахманинова
в Русской церкви на окраине Лос-Анджелеса.
Похоронен он на русском кладбище
в Кенсико.
II. Анализ произведений
1. Опера «Олеко»
Выдающимся исполнителем роли Алеко был Ф. И. Шаляпин, друг Рахманинова. Но с первым его выступлением в этой партии связан странный эпизод: исполнение оперы состоялось в рамках 100-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина, и Шаляпин, исполняя партию Алеко, загримировался... самим Пушкиным (певец несколько раз высказывался в том смысле, что видит некое сходство между А. С. Пушкиным и Алеко).
Берег реки. Кругом разбросаны шатры из белого и пестрого холста. Направо — шатер Алеко и Земфиры. В глубине — повозки, завешанные коврами. Кое-где разведены костры, варится ужин в котелках. Общая, но спокойная суета. За рекой восходит красноватая луна. Среди цыган — Алеко. Вот уже два года, как он покинул город, семью, друзей, ушел к цыганам и кочует с их табором. Опера начинается интродукцией, в которой чистые и светлые образы, выраженные мелодиями флейт и кларнетов, контрастируют с мрачным, зловещим мотивом, связанным с образом Алеко.
Старик цыган под пение предается воспоминаниям. Он рассказывает грустную историю своей любви: только год его любила цыганка Мариула, а потом она бежала с цыганом из другого табора, оставив ему малютку Земфиру. Алеко недоумевает, почему цыган не отомстил изменнице; сам он не колеблясь даже спящего врага столкнул бы в бездну. Земфиру раздражают речи Алеко. Ей опостылела его любовь: «Мне скучно, сердце воли просит», — говорит она отцу. Всеми ее помыслами теперь владеет молодой цыган. Алеко замышляет месть.
Печальное настроение от грустного
рассказа старого цыгана другие цыгане
хотят развеять весельем и пляской.
Сначала исполняется «Женская пляска»
с ее гибкой, тонкой, ритмически капризной
мелодией у кларнета; в ее прихотливо
вьющихся оборотах, упругом вальсообразном
ритме выражена смена оттенков страстного
чувства: то сдержанного, как бы ленивого,
то разгорающегося вспышками чувственности,
то обольстительного задора. Ему на
смену приходит «Пляска мужчин»;
здесь композитор обращается к подлинной
цыганской мелодии. В конце концов
все вовлекаются в общую
Появляется Земфира и молодой цыган. Он молит ее о поцелуе. Земфира опасается прихода мужа (Алеко) и назначает молодому цыгану свидание за курганом над могилой. Появляется Алеко. Молодой цыган уходит. Земфира заходит в шатер и садится у люльки. Алеко около шатра собирает веревки. Земфира поет песню у люльки («Старый муж, грозный муж»). Алеко томится: «Где же радости любви случайной?» Земфира все тверже и резче заявляет о своей неприязни к Алеко и о своей любви к молодому цыгану. Она с предельной и даже циничной откровенностью признается: «Как ласкала его / Я в ночной тишине! Как смеялись тогда / Мы твоей седине!» В конце концов Земфира уходит. Луна поднимается высоко и становится меньше и бледнее. Алеко в одиночестве. Он поет свою великолепную арию «Весь табор спит».
Луна скрывается; чуть брезжит рассвет. Издалека доносится голос молодого цыгана («Взгляни: под отдаленным сводом / Гуляет полная луна»). Начинает светать. Возвращаются Земфира и молодой цыган. Земфира прогоняет молодого цыгана — уже поздно, и может явиться Алеко. Он не хочет уходить. И тут, незамеченный ими, Алеко действительно появляется. Он оказывается свидетелем их любовной сцены. На его упрек: «Где ж твоя любовь?» — Земфира зло отвечает: «Отстань! Ты опостылел мне. / Былое не вернется вновь». Алеко молит Земфиру вспомнить о былом счастье. Но нет, она холодна и вместе с молодым цыганом восклицает: «Смешон и жалок он!» Алеко теряет рассудок. Он готов мстить. Земфира просит молодого цыгана бежать. Но Алеко преграждает ему путь и закалывает его. Земфира в отчаянии склоняется над возлюбленным и плачет. Она гневно бросает Алеко: «Не боюсь тебя. / Твои угрозы презираю, / Твое убийство проклинаю». «Умри ж и ты!» — восклицает Алеко и пронзает ее ножом.
Из шатров выходят цыгане. Они разбужены шумом. На шум выбегает старик. Он в ужасе от представившегося его взору зрелища. Цыгане тоже в ужасе, они обступают старика, Алеко, Земфиру и молодого цыгана. Земфира умирает. Старик цыган не хочет мстить убийце своей дочери, но и не может терпеть его в таборе. Алеко изгнан. Горестным отчаянием, сознанием ужаса одиночества проникнуты последние слова Алеко: «О горе! О тоска! Опять один, один!»
2.Второй концерт для фортепиано с оркестром
Одно из лучших произведений Рахманинова – Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Вдохновенная и вместе с тем глубокая по содержанию музыка включает в себя различные образы – то светлые, радостно – ликующие, то взволнованно – патетические, трагедийные. И весь этот возвышенный и поэтичный мир воплощен в строгие и стройные пропорции. Что делает концерт одним из ярчайших шедевров мировой музыки.
Наиболее значительна и драматургически насыщена первая часть Концерта. Такой характер ей придает первая же тема – мужественная и суровая, звучащая как набат могучего колокола. Господство лирических чувств утверждается во второй теме.
Эти две основные темы первой части очень ярки, образны и индивидуальны. В первой теме нашел яркое выражение русский народно-песенный характер. В ней ощущается настроение взволнованного, тревожного ожидания. Это – обобщенный образ и старой Руси, и современной композитору России, ищущей свои пути. Главная тема поражает своей емкостью, глубиной. А завершается взволнованным всплеском лирического чувства. Каждый из этих составных элементов подчеркнут в репризе, где основная тема принимает то эпический, то маршевый характер, то характер гимна.
Побочная партия в репризе значительно изменена – характер ее становится более спокойным, умиротворенным благодаря замедленному темпу, мягкому звучанию струнных. И лишь несколько решительных заключительных аккордов придают окончанию части активный волевой характер.
Основная тема второй части Концерта по характеру и даже интонационно приближается к лирической теме первой части. Она тоже лирична, созерцательна и определяет характер всей второй части. Благодаря холодному, отрешенному звучанию флейты, которая выпевает эту тему вначале, создается впечатление восторженности и высокой трепетности чувств.
Завершается Второй концерт буйным стремительным финалом, две основные темы – энергично-волевая и лирически восторженная – создают настроение особой праздничности, приподнятости, что в самом конце выливается в торжественно-ликующий гимн.
Библиографический список
1. В. Грудин. Сергей Васильевич
Рахманинов (1873 - 1943) // maestoso.narod.ru/Biography/
2. Л.О. Окапян. Большая энциклопедия и Мефодия: Всемирный биографический словарь. - М.: Кирилл и Мефодий, 2003.
3. Серебряного века силуэт...
Сергей Рахманинов – биография / http://www.silverage.ru/music/
4. БиографияС.В.Рахманинова//
www.tstu.ru/koi/kultur/
Информация о работе Творческий и жизненный путь С.В. Рахманинова