Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:36, курсовая работа
Актуальность исследования. В задачи массового музыкального воспитания наряду с подготовкой слушателя входит приобщение учащихся к музыкальному творчеству через пение или игру на музыкальных инструментах. На решение последней задачи направлены усилия педагогов в процессе урочной деятельности в общеобразовательной школе (хоровое пение, игра на элементарных музыкальных инструментах), на занятиях в детских музыкальных школах и различных внешкольных учреждениях (музыкальные кружки, студии, классы и т.д.). Вместе с тем эффективность этой педагогической деятельности, к сожалению, невысока - даже у окончивших ДМШ редко формируется устойчивая потребность и умение музицировать, не говоря уже о тех, кто занимался музыкой менее интенсивно.
Введение……………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы творческого развития детей в процессе игровой деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий…
1.1. Творческое развитие детей на основе музыкально-компьютерных технологий как педагогическая проблема………………………………………
1.2. Игровая деятельность в системе творческого развития детей …….
Выводы по первой главе……………………………………………………
Глава II. Экспериментальная работа творческому развитию детей в процессе игровой деятельности на основе музыкально-компьютерных технологий…………………………………………………………………………..
2.1. Содержание, формы и методы игровой деятельности в творческом развитии детей на основе музыкально-компьютерных технологий………….
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты …………………...
Выводы по второй главе…………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………
Актуальность исследования. В
задачи массового музыкального воспитания
наряду с подготовкой слушателя входит
приобщение учащихся к музыкальному творчеству
через пение или игру на музыкальных инструментах.
На решение последней задачи направлены
усилия педагогов в процессе урочной деятельности
в общеобразовательной школе (хоровое
пение, игра на элементарных музыкальных
инструментах), на занятиях в детских музыкальных
школах и различных внешкольных учреждениях
(музыкальные кружки, студии, классы и
т.д.). Вместе с тем эффективность этой
педагогической деятельности, к сожалению,
невысока - даже у окончивших ДМШ редко
формируется устойчивая потребность и
умение музицировать, не говоря уже о тех,
кто занимался музыкой менее интенсивно.
В качестве причин создавшегося положения
педагоги-исследователи указывают на
узкую профессионально-
Цель исследования: Разработка эффективных путей и методов музыкально-творческого развития младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах.
Объект исследования: . Обучение младших школьников игре на клавишных синтезаторах.
Предмет исследования: Процесс музыкально-творческого развития младших школьников на уроках игры на клавишных синтезаторах.
Гипотеза исследования Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на киборде будет протекать успешно, если: оно будет рассматриваться как цель данного обучения; характер и уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых младшими школьниками в процессе обучения игре на синтезаторе, будет соответствовать специфике этой музыкально-творческой деятельности, которая определяется взаимодействием двух главных элементов: исполнительской аранжировки и игры; будет применяться комплексный метод обучения, основанный на сочетании творческой музыкально-практической деятельности и постижения закономерностей теории музыки; теоретический материал будет подан в доступной младшим школьникам форме, учитывающей особенности их мышления (наглядно-образного и отчасти теоретического) и закреплен в музыкально-творческой практике, основу которой составит система усложняющих творческих заданий, построенных на лучших образцах народной, классической и современной музыки; - на занятиях будут созданы условия, способствующие развитию интереса к музыкальному творчеству и способности ученика к ху дожественному самоконтролю.
Задачи:
1. Проанализировать проблемы музыкально-творческого развития младших школьников, отраженные в соответствующей философской, психолого-педагогической и художественной литературе.
2. На основе анализа структуры музыкально-творческой деятельности исполнителя на клавишных синтезаторах выявить особенности развития способности к музицированию на этом инструменте, а также - характер и объем знаний, умений и навыков, необходимых для развития этой способности.
3. Разработать и экспериментально проверить систему методов, направленных на музыкально-творческое развитие младших школьников, обучающихся игре на синтезаторе.
Методологической основой исследования явились: взгляды философов и гуманистов 19-20 вв. на место творчества в жизни человека и общества (Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский, К.Маркс, Г.Ибсен, А.Сент-Экзюпери и др.), принципы системно-структурного анализа; положения, выдвинутые в советской психологии о единстве сознания и деятельности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн), о дея-тельностной сущности способностей (А.Н.Леонтьев, Б.М.Тешюв), о механизмах творческого мышления (А.Н.Лук, Я.А.Пономарев); интонационная теория Б.В.Асафьева, а также разработанные в музыкознании учения о мелодии, гармонии, фактуре, инструментовке (Н.А.Римский-Корсаков, Ю.Н.Тюлин, В.А.Цуккерман, Л.А.Мазель, Ю.Н. Холопов и др. ); оценка крупнейшими музыкантами-просветителями и педагогами 20 в. значения творческой деятельности в системе массового музыкального воспитания (К. Орф, З.Кодай, Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.А.Ветлугина, Л.А.Баренбойм, Д.Б.Кабалевский и др.).
Теоретическая значимость исследования. Теоретически обоснована взаимосвязь музыкально-творческого развития исполнителя на синтезаторе и обучения, содержание которого определяется взаимодействием двух специфических сторон этой музыкально-творческой деятельности; исполнительской аранжировки и игры.