Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 18:50, реферат
В середине XIX в. активно формируется национальные композиторские школы. С именем великого пианиста и композитора Фридерика Шопена связано становление польской профессиональной музыки неразрывно. Все его творчество ознаменовано прочнейшей связью с народной польской музыкой. Патриотическая направленность эстетики и стиля композитора имела, в отличие от многих других романтических музыкантов, не умиротворённо-созерцательный характер. Патриотизм Шопена был революционным, действенным, во многом определяясь накалённой атмосферой национально-освободительной борьбы Польши середины XIX столетия. И несмотря на то, что Шопен рано покинул родину и жил в основном во Франции, народные и революционные образы стали основой его музыки.
1.2. Фортепианное творчество польского композитора Ф. Шопена.
В середине XIX в. активно формируется национальные композиторские школы. С именем великого пианиста и композитора Фридерика Шопена связано становление польской профессиональной музыки неразрывно. Все его творчество ознаменовано прочнейшей связью с народной польской музыкой. Патриотическая направленность эстетики и стиля композитора имела, в отличие от многих других романтических музыкантов, не умиротворённо-созерцательный характер. Патриотизм Шопена был революционным, действенным, во многом определяясь накалённой атмосферой национально-освободительной борьбы Польши середины XIX столетия. И несмотря на то, что Шопен рано покинул родину и жил в основном во Франции, народные и революционные образы стали основой его музыки.
Известнейший пианист, великолепный виртуоз, Шопен, естественно, в своем творчестве опирался на жанры фортепианной музыки. Продолжая традиции Шуберта в плане развития бытовых танцевальных жанров, Шопен громадное внимание уделял жанрам вальса, полонеза, краковяка, мазурки, поэтизируя истинно народную танцевальую музыку.
Одним из жанров в творчестве композитора был фортепианный концерт. Концерт для фортепиано № 2 фа-минор – одно из ранних произведений Шопена, в котором воплотились, однако, наиболее показательные черты его стиля – яркость образов, певучесть мелодики, близость народно-танцевальным истокам. Концерт в Варшаве в 1830 г., где Шопен с потрясающим успехом исполнил это произведение, стал своеобразным прощанием композитора с родиной. Более никогда Шопен не был на польской земле.
Соната для фортепиано
си-бемоль – минор, ор. 35, ч. 1 (1839 – 1840 гг.) не имеет литературной
программы, столь свойственной музыкальной
культуре романтизма. Но естественное
развитие образов – рельефных, ярко-театральных
– создает своего рода музыкальный «сюжет»
– драматический, теснейшим образом связанный
с патриотическими идеями. Соната си-бемоль
– минор – лирическая драма, в которой
образ героя, его трагическая судьба отождествлена
с судьбой народа, его стремлением к свободе.
Скерцо для фортепиано
до-диез – минор, ор. 39. Жанр скерцо ранее использовался
в симфонической музыке как жанровая основа
одной из частей симфонии – в частности,
в 3-й симфонии Бетховена. В эпоху романтизма
скерцо обретает самостоятельность как
фортепианный жанр, основанный на сопоставлении
контрастных образов.
Баллада для фортепиано
фа – мажор, ор. 36. Романтическое искусство, стремясь
к контрастности и яркости образов, их
эмоциональности, сформировало множество
новых жанров. Одним из них, генетически
связанным с литературой, стала баллада.
Впервые этот жанр возник в вокальном
творчестве Шуберта – вокальная баллада
«Лесной царь» на ст. Гете. В музыке Шопена
возникает фортепианный вариант жанра,
развитие которого продолжилось в творчестве
Листа, Грига, Брамса.
Баллады Шопена часто связывают - и сюжетно, и образно – с балладами А. Мицкевича. Основа их – глубоко реалистические, народные образы, повествующие о драматической судьбе родины композитора. Баллады Шопена – череда контрастных образов – трагических, скорбных, лирических, умиротворённых, пасторальных. Форма баллад не укладывается в рамки известных жанров и представляет собой свободный, импровизационный синтез сонатности, вариации, формы рондо и т. д.
Прелюдии № 22 Соль-минор,
№ 23 Фа-мажор.
Старинный жанр прелюдии обретает в творчестве Ф. Шопена новую жизнь. Прелюдия привлекла внимание композитора своей импровизационностью, свободой, отсутствием нормативных жанровых рамок и широтой образного диапазона. Это полностью соответствовало стремлению романтического искусства к индивидуализации жанров и анормативности музыкального языка.
Непосредственным предшественником
«24 прелюдий» Шопена был цикл «Хорошо
темперированный клавир» И. С. Баха, в котором
в каждой из известных тональностей были
написаны прелюдии и фуга. Основной принцип
последования прелюдий в цикле Шопена
– контрастность образов, но в некоторых
случаях несколько прелюдий связываются
единым образным стержнем. Нередко в прелюдиях
«проскальзывают» и черты других жанров
– полонеза, мазурки, ноктюрна.
Мазурка для фортепиано
Ля-минор, ор. 59, № 1.
Национальная самобытность творчества Шопена наиболее явно отразилась в его фортепианных воплощениях народных танцев – полонез, краковяк, мазурка. Народный польский танец стал для композитора основой богатейшего мира образов. Это мазурки лирические, драматические, нередко обретающие облик пейзажных зарисовок.
В основе мазурки – острый ритм,
задорный характер. Но Шопен, как правило,
почти никогда не использовал в своих
мазурках подлинные народные мелодии,
создавая на фольклорной основе авторские
трактовки наиболее типичных интонаций
и ритмов.
(Кассета № 10. Сторона
Б)
Ноктюрн До-минор
ор. 48, № 1.
Ноктюрн (ночной) – популярнейший жанр романтической музыки. В творчестве Шопена этот жанр обретает облик небольшого фортепианного произведения, свободного по форме, в котором лирические образы нередко развиваются по линии нарастания драматического напряжения.
Некоторые ноктюрны «перерастают»
рамки лирической миниатюры, становясь
небольшими фортепианными поэмами. Одно
из таких произведений – ноктюрн До-минор.
Полонез Ля-бемоль
мажор № 6. По сравнению с другими танцевальными
жанрами в творчестве Шопена, полонезы
более масштабны и монументальны. Основное
их содержание – героические, праздничные
образы.
Вальс Ля-бемоль
мажор ор. 69, № 1. Вальс – излюбленный
жанр бытовой музыки 19 века. В творчестве
Шуберта он становится самостоятельным
жанром сольной фортепианной музыки и
утрачивает своё танцевальное предназначение.
Этот процесс получает дальнейшее развитие
в музыке Шопена, где вальс становится
масштабной концертной пьесой виртуозного
характера.
Этюд для фортепиано
До-минор ор. 25, № 12. Жанр этюда имел
ранее чисто техническое, вспомогательное
значение. Этюды использовались для выработки
технических навыков игры исполнителя.
Шопен же видел в этюде самостоятельный
и высокохудожественный музыкальный жанр.
Но при этом этюды Шопена всегда сохраняли
– как необходимый признак жанра – высочайший
технический уровень и опору на повторение
какого-либо сложного технического приёма
фортепианной игры.
Несколько сборников этюдов, созданные композитором – многообразные художественные претворения жанра, скомпонованные по принципу образного контраста приёмов пианистической техники. Этюд До-минор получил название «революционного». Созданный под впечатлением революционных событий в Польше, он представляет собой страстный, взволнованный монолог, преисполненный патриотического пафоса, героического подъёма чувств.
Информация о работе Фортепианное творчество польского композитора Ф. Шопена