Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:31, доклад
В дополнительное художественное образование входит, неразрывные ступени: школа- училище- ВУЗ, обучая детей с 3-х до 16 лет. С введением 131 федерального закона муниципальным органам власти переданы права по реформированию жизнедеятельности муниципального населения. Как показывает практика по Республике Бурятия и РФ решением муниципалитетов некоторые школы искусств переданы в образование или присоединены к другим учреждениям культуры и теперь несут досуговые функции. В нашем районе при поддержке администрации, начальника отдела культуры удалось сохранить 2 школы искусств, как самостоятельные юридические единицы и обеспечить систему непрерывного художественного образования.
Доклад на тему: «Художественное образование в контексте современной государственной политики»
Система детского художественного образования насчитывает более чем 100 летнюю историю. Детские школы искусств выполняют функции общего художественно-эстетического образования и воспитания детей обеспечивают раннее выявление одаренных детей и что важно, создают условие для их дальнейшего профессионального становления.
В дополнительное художественное образование входит, неразрывные ступени: школа- училище- ВУЗ, обучая детей с 3-х до 16 лет. С введением 131 федерального закона муниципальным органам власти переданы права по реформированию жизнедеятельности муниципального населения. Как показывает практика по Республике Бурятия и РФ решением муниципалитетов некоторые школы искусств переданы в образование или присоединены к другим учреждениям культуры и теперь несут досуговые функции. В нашем районе при поддержке администрации, начальника отдела культуры удалось сохранить 2 школы искусств, как самостоятельные юридические единицы и обеспечить систему непрерывного художественного образования.
В данное время в двух школах искусств обучается около 185 человек, что составляет 9 % от общего количества детей в районе, в том числе по отделениям:
Музыкальное-69 человек;
ИЗО- 20 человек;
Хореография- 38 человек;
Фольклорное – 20 человек;
Театральное- 18 человек;
Эстетическое развитие- 40 человек;
Значение ДШИ и их роль в системе художественного образования трудно переоценить; именно они являются постоянной средой, в которой рождаются, творят и развиваются будущие таланты, именно они поставляют музыкантов, танцоров, артистов, художников в средние и высшие учебные заведения! Так с 2008 года продолжают обучение по профилю 10 выпускников и 3 готовятся к поступлению.
За период советской истории художественного образования, активно поддерживаемое соответствующей идеологией, укрепило свои позиции: строились музыкальные и художественные школы, государство материально поддерживало педагогические кадры, развивалась наука.
Трудности настигли систему художественного образования в 90-е годы, с началом переходного периода в экономике и жизни государства. С 1992 г школы искусств попали под действие нового закона РФ «Об образовании» из которого, было вычеркнуто понятие «начальное художественное образование» - оно было превращено в часть дополнительного образования. Замена этих понятий привела к тому, что бюджет системы художественного образования стал формироваться по остаточному принципу, примерно, как бюджет кружка в Доме творчества. Многие школы закрылись , сократился контингент, ушли специалисты. На сегодняшний день сложилась критическая ситуация в подготовке молодых кадров в области культуры и искусства. И как следствие, это повлекло изменение в нормативно-правовой базе, школы искусств вступили в стадию серьезного реформирования. Появилась необходимость четко осмыслить новый статус школы искусств.
Таким образом, приказом Минобрнауки России от 26.06.2012 года №504 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в котором четко прописано реализация дополнительных образовательных программ как общеэстетической направленности так и дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ, в области искусств (в том числе по различным видам искусств. На сегодняшний день разработаны единые критерии оценки результативности деятельности ДШИ на федеральном уровне (это программы соответствующие федеральным государственным требованиям) и с сентября 2013 года школы искусств приступят к их реализации.
Изменилось бюджетное законодательство.
Определены новые подходы к финансированию учреждений по результатам их деятельности на основе муниципальных заданий.
С 2013 г приведены в соответствие системы оплаты труда и выделены республиканские субсидии для стимулирования педагогических работников.
Введены новые типы учреждений (таким образом, школы искусств стали бюджетными учреждениями нового типа).
3 апреля 2012 года Президент
утвердил Концепцию
Эта система строится на следующих принципах, которые несомненно лягут в основу нашей деятельности:
- Приоритет интересов личности, его права на свободу выбора;
- Доступность и открытость;
- Опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения;
- Индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования
- Межведомственные и сетевые взаимодействия
- Общественный и профессиональный контроль.
В результате
В школе искусств предоставлен разнообразный спектр образовательных программ: начиная от программ раннего эстетического развития для детей 3, 4 лет общего художественного образования и предпрофессиональных программ повышенного уровня. Введены с 2005г новые учебные планы, рекомендованные Министерством культуры РФ увеличили спектр дисциплин, ввели предмет по выбору. Это дает возможность в полном объеме формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется для дальнейшего личностного роста.
Преподаватели школы искусств изучают спрос населения на определенные виды услуг, с помощью мониторинга мы оценивали качество предоставляемого художественного образования, результаты деятельности учреждения и динамику развития. Согласно спросу расширился перечень дополнительных услуг, планируем открытие класса синтезатора, гитары, компьютерной музыке, компьютерного дизайна.
Не секрет, что качество образования во многом обеспечивается уровнем и профессионализмом преподавателей.
С 2012 г введены новые
формы аттестаций для преподавателей,
дополнительно стимулируется
Школы искусств постепенно будут отходить от традиционного планирования работы по отделениям, эпизодичности и калейдоскопичности мероприятий, по всем направлениям, и будет работать как единый слаженный коллектив.
Приоритетными направлениями будут проектная деятельность (это будут как учебные проекты, так и межведомственные), здоровье-сберегающие технологии, будут внедрятся образовательные и развивающие программы для работы с детьми- инвалидами.
Школы искусств должны стать методической площадкой для проведения районных, зональных методических объединений, семинаров, практикумов, мастер- классов как для профессиональных так и для самодеятельных коллективов учреждений культуры.
Огромная работа планируется с родителями – основными потребителями услуг. Для них предоставлена огромная информация деятельности учреждения на стендах, начинают создаваться сайты, выпускаются информационные буклеты, все чаще родители вовлекаются в творческие мероприятия и концертную деятельность, созданы управляющие и попечительские советы, как органы самоуправления. Постепенно школа подойдет к созданию своей газеты.
Создана эффективная система раннего выявления поддержки и продвижения талантливых и одаренных детей. На районном и республиканском уровне функционирует система конкурсов, фестивалей, выставок, которые дают объективную оценку уровня творческих возможностей и стимулируют для дальнейшего развития.
На базе школы искусств
проводятся 2 районных мероприятия: фестиваль
инструментальной музыки «Музыкальная
радуга» и сольные концерты под
названием «Бенефис педагога и ученика».
Также созданы постоянно
Значительно расширилось участие наших учреждений в социокультурном развитии села. Этому способствовала работа детской филармонии, работа в средствах массовой информации. Участие наших солистов и творческих коллективов во всех районных о поселковых мероприятиях.
Огромная работа преподавателей школы искусств с самодеятельными коллективами, подготовка к районным смотрам, участие в агитбригадах, работа с хором ветеранов.
Все это говорит о том, что школы искусств переходят в стадию нового инновационного развития с точки зрения содержания, своего имиджа и статуса, обретая новое качество.
Однако, несмотря на все положительные моменты остается много проблемных вопросов требующих решения на уровне муниципалитета.
Состояние материально-технической
базы ДШИ остается наиболее слабым,
низок уровень технической
К сожалению целевая долгосрочная программа «Культура Баунта на 2013-2020» г финансируется только в разделе заработная плата, коммунальные услуги, налоги на содержание имущества.
В 2011 году разработана республиканская целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Республики Бурятия 2012-2015г» на которую предполагается приобретение музыкальных инструментов и оборудования для ДШИ, но ведь эта помощь будет единоразовая и кардинально изменить ситуацию не удастся.
Таким образом, только совместными усилиями могут быть обеспечены условия творческого успеха детей, преподавателей и школы искусств.
Информация о работе Художественное образование в контексте современной государственной политики