Художественное образование в контексте современной государственной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:31, доклад

Краткое описание

В дополнительное художественное образование входит, неразрывные ступени: школа- училище- ВУЗ, обучая детей с 3-х до 16 лет. С введением 131 федерального закона муниципальным органам власти переданы права по реформированию жизнедеятельности муниципального населения. Как показывает практика по Республике Бурятия и РФ решением муниципалитетов некоторые школы искусств переданы в образование или присоединены к другим учреждениям культуры и теперь несут досуговые функции. В нашем районе при поддержке администрации, начальника отдела культуры удалось сохранить 2 школы искусств, как самостоятельные юридические единицы и обеспечить систему непрерывного художественного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад на тему.docx

— 20.08 Кб (Скачать файл)

                                      Конференция работников культуры 2013 г   

 Доклад на тему: «Художественное образование в контексте современной государственной      политики»

Система детского художественного  образования насчитывает более чем 100 летнюю историю. Детские школы искусств выполняют функции общего художественно-эстетического образования и воспитания детей обеспечивают раннее выявление одаренных детей и что важно, создают условие для их дальнейшего профессионального становления.

В дополнительное художественное образование входит, неразрывные ступени: школа- училище- ВУЗ, обучая детей с 3-х до 16 лет. С введением 131 федерального закона муниципальным органам власти переданы права по реформированию жизнедеятельности муниципального населения. Как показывает практика по Республике Бурятия и РФ решением муниципалитетов некоторые школы искусств переданы в образование или присоединены к другим учреждениям культуры и теперь несут досуговые функции. В нашем районе при поддержке администрации, начальника отдела культуры удалось сохранить 2 школы искусств, как самостоятельные юридические единицы и обеспечить систему непрерывного художественного образования.

В данное время в двух школах искусств обучается около 185 человек, что составляет 9 % от общего количества детей в районе, в том  числе по отделениям:

Музыкальное-69 человек;

ИЗО- 20 человек;

Хореография- 38 человек;

Фольклорное – 20 человек;

Театральное- 18 человек;

Эстетическое развитие- 40 человек;

Значение ДШИ и их роль в системе художественного образования трудно переоценить; именно они являются постоянной средой, в которой рождаются, творят и развиваются будущие таланты, именно они поставляют музыкантов, танцоров, артистов, художников в средние и высшие учебные заведения! Так с 2008 года продолжают обучение по профилю 10 выпускников и 3 готовятся к поступлению.

За период советской истории  художественного образования, активно  поддерживаемое соответствующей идеологией, укрепило свои позиции: строились музыкальные и художественные школы, государство материально поддерживало педагогические кадры, развивалась наука.

Трудности настигли систему  художественного образования в 90-е годы, с началом переходного периода в экономике и жизни государства. С 1992 г школы искусств попали под действие нового закона РФ «Об образовании» из которого,  было вычеркнуто понятие «начальное художественное образование» - оно было превращено в часть дополнительного образования. Замена этих понятий привела к тому, что бюджет системы художественного образования стал формироваться по остаточному принципу, примерно, как бюджет кружка в Доме творчества. Многие школы закрылись , сократился контингент, ушли специалисты. На сегодняшний день сложилась критическая ситуация в подготовке молодых кадров в области культуры и искусства. И как следствие, это повлекло изменение в нормативно-правовой базе, школы искусств вступили в стадию серьезного реформирования. Появилась необходимость четко осмыслить новый статус школы искусств.

Таким образом, приказом Минобрнауки России от 26.06.2012 года №504 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в котором четко прописано реализация дополнительных образовательных программ как общеэстетической направленности так и дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ, в области искусств (в том числе по различным видам искусств. На сегодняшний день разработаны единые критерии оценки результативности деятельности ДШИ на федеральном уровне (это программы соответствующие федеральным государственным требованиям) и с сентября 2013 года школы искусств приступят к их реализации.

Изменилось бюджетное  законодательство.

Определены новые подходы  к финансированию учреждений по результатам  их деятельности на основе муниципальных  заданий.

С 2013 г приведены в соответствие системы оплаты труда и выделены республиканские субсидии для стимулирования педагогических работников.

Введены новые типы учреждений (таким образом, школы искусств стали бюджетными учреждениями нового типа).

3 апреля 2012 года Президент  утвердил Концепцию общенациональной  системы выявления и развития  молодых талантов.

Эта система строится на следующих принципах, которые несомненно лягут в основу нашей деятельности:

- Приоритет интересов   личности, его права на свободу выбора;

- Доступность и открытость;

- Опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения;

- Индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования

- Межведомственные и сетевые взаимодействия

- Общественный и профессиональный контроль.

 В результате целенаправленной  работы коллектива формируется  новый, позитивный имидж школы  как конкурентоспособного учреждения дополнительного образования. Расширяется материально – техническая база, создается сайт, а также логотип учреждения.

В школе искусств предоставлен разнообразный спектр образовательных  программ: начиная от программ раннего  эстетического развития для детей 3, 4 лет общего художественного образования  и предпрофессиональных программ повышенного  уровня. Введены с 2005г новые учебные  планы, рекомендованные Министерством  культуры РФ увеличили спектр дисциплин, ввели предмет по выбору. Это дает возможность в полном объеме формировать  индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется для дальнейшего личностного роста.

Преподаватели школы искусств изучают спрос населения на определенные виды услуг, с помощью мониторинга  мы оценивали качество предоставляемого художественного образования, результаты деятельности учреждения и динамику развития. Согласно спросу расширился перечень дополнительных услуг, планируем  открытие класса синтезатора, гитары, компьютерной музыке, компьютерного  дизайна.

Не секрет, что качество образования во многом обеспечивается уровнем и профессионализмом преподавателей.

С 2012 г введены новые  формы аттестаций для преподавателей, дополнительно стимулируется высшее образование, активизирована работа по повышению квалификаций.

Школы искусств постепенно будут отходить от традиционного  планирования работы по отделениям, эпизодичности  и калейдоскопичности мероприятий, по всем направлениям, и будет работать как единый слаженный коллектив.

Приоритетными направлениями  будут проектная деятельность (это  будут как учебные проекты, так  и межведомственные), здоровье-сберегающие технологии, будут внедрятся образовательные и развивающие программы для работы с детьми- инвалидами.

Школы искусств должны стать методической площадкой для проведения районных, зональных методических объединений, семинаров, практикумов, мастер- классов как для профессиональных так и для самодеятельных коллективов учреждений культуры.

           Огромная работа планируется с родителями – основными потребителями услуг. Для них предоставлена огромная информация деятельности учреждения на стендах, начинают создаваться сайты, выпускаются информационные буклеты, все чаще родители вовлекаются в творческие мероприятия и концертную деятельность, созданы управляющие и попечительские советы, как органы самоуправления. Постепенно школа подойдет к созданию своей газеты.

           Создана эффективная система раннего выявления поддержки и продвижения талантливых и одаренных детей. На районном и республиканском уровне функционирует система конкурсов, фестивалей, выставок, которые дают объективную оценку уровня творческих возможностей и стимулируют для дальнейшего развития.

На базе школы искусств проводятся 2 районных мероприятия: фестиваль  инструментальной музыки «Музыкальная радуга» и сольные концерты под  названием «Бенефис педагога и ученика». Также созданы постоянно действующие  коллективы- это сводный хор и  оркестр народных инструментов.

            Значительно расширилось участие наших учреждений в социокультурном развитии села. Этому способствовала работа детской филармонии, работа в средствах массовой информации. Участие наших солистов и творческих коллективов во всех районных о поселковых мероприятиях.

Огромная работа преподавателей школы искусств с самодеятельными  коллективами, подготовка к районным смотрам, участие в агитбригадах, работа с хором ветеранов.

Все это говорит о том, что школы искусств переходят  в стадию нового инновационного развития с точки зрения содержания, своего имиджа и статуса, обретая новое  качество.

           Однако, несмотря на все положительные моменты остается много проблемных вопросов требующих решения на уровне муниципалитета.

Состояние материально-технической  базы ДШИ остается наиболее слабым, низок уровень технической оснащенности учебного процесса, на 95% изношен парк музыкальных инструментов. Фонды  учебных библиотеке укомплектованы специальной литературой последних лет издания, в том числе на современных носителях. Ежегодно в бюджет школы не закладываются деньги на эти нужды. Школы не могут на добровольные родительские пожертвования обеспечить расходы по противопожарным мероприятиям, услуги связи, методической литературы, подписки, все ремонтные работы, командировочные расходы, хозяйственные нужды и много другое.

К сожалению целевая долгосрочная программа «Культура Баунта на 2013-2020» г финансируется только  в разделе заработная  плата, коммунальные услуги, налоги на содержание имущества.

В 2011 году разработана республиканская  целевая программа «Сохранение  и развитие культуры и искусства  Республики Бурятия 2012-2015г» на которую  предполагается приобретение музыкальных  инструментов и оборудования для  ДШИ, но ведь эта помощь будет единоразовая и кардинально изменить ситуацию не удастся.

Таким образом, только совместными усилиями могут быть обеспечены условия творческого успеха детей, преподавателей и школы искусств.

 

 

 

 


Информация о работе Художественное образование в контексте современной государственной политики