Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 22:48, курсовая работа
Предмет изучения: Малый полифонический цикл.
Задачи: Проследить зарождение и становление малого цикла в музыкальном искусстве эпохи Барокко.
Цель: Доказать, то малый цикл сформировался в добаховскую эпоху и был востребован композиторами.
Введение
Глава 1. «Малый цикл» как отражение мировоззрения эпохи Барокко.
Глава 2. Формирование цикла «прелюдия и фуга» в инструментальной музыке конца XVI-XVII столетия.
Глава 3. Цикл «прелюдия и фуга» в клавирном творчестве композиторов – предшественников И.С. Баха на примере произведений И. Пахельбеля, И. Фишера, Д. Циполи.
Прелюдия и фуга fis-moll из сборника «Ariadne musica» И.Фишера – пример полифонического цикла, в котором, на первый взгляд, превалирует показательная, техническая сторона (не случайно И.С. Бах взял сборник «Ariadne musica» за образец при написании своего «ХТК»).
И действительно: в совсем небольших масштабах - 10тт. прелюдия и 12тт. фуга, - Фишер продемонстрировал все приемы, свойственные частям малого полифонического цикла. Так, в прелюдии типично токкатного, органного характера, где явно прослеживаются будущие баховские интонации, предоставлен: - «узнаваемый» тональный план прелюдии t – s - D→s - D→III - VI - II - D – K6/4 – D – T; - фактура, состоящая из арпеджированных ломаных ходов, - те показатели, которые в основном всегда использовались будут использоваться композиторами, работающими в жанре прелюдии (и фуги). На фоне выдержанных целых и половинных нот в басу (тт.1-2), в верхнем голосе (т.3), в среднем (т.4), снова в нижнем (т.5) шестнадцатыми нотками кружит, разворачивается «нить Ариадны», ее движение безостановочно, но куда приведет?.. Движение пассажей в основном нисходящее, с самой верхней ноты арпеджированного аккорда, за исключением тт.4, 7. В каденции (т. 9) единственный «прямой» нисходящий пассаж от f²→eis по ступеням мелодического fis-moll к мажорной Т.
4хголосная 12ти-тактовая
фуга И.Фишера – образец
«Прелюдия и фугетта №2» e-moll – один из нескольких подобных малых циклов у Д.Циполи, но в контексте нашего вопроса именно эта прелюдия и фуга представляют особый интерес с точки зрения «программного» тематизма.
Прелюдия выдержана в типичном импровизационном хоральном стиле; возможно, она первоначально была написана для органа, потому что в редакционной пометке есть сноска о том, что на усмотрение исполнителя предоставляется удвоение баса октавой ниже, а также использование различных вариантов арпеджио. Статичный, монументальный характер прелюдии создают аккорды целыми длительностями с задержаниями, «перетекающие» друг в друга, за счет этого выдержана плотная, неразрывная фактура. Употребление умVII, септаккордов II, VI ступеней придают внутреннюю напряженность прелюдии при внешней сдержанности. И «прорыв» наступает в динамичной 3хголосной фугетте с чрезвычайно энергичной темой, состоящей из квартового скачка↑ от V к I ступени (фигура anabasis) и последовательного хода ↑ от I→V ступени и вновь квартовый скачок V↓II↑V (т. 2). Теме-вождю следует тональный доминантовый ответ, переходящий в фигуру circulato в кодетте, а в верхнем голосе диссонирующее противосложение с хроматическими ходами (т.3-4). С наступлением темы в басу в среднем голосе звучит удержанное «диссонирующее» противосложение (тт.5-6), и после кодетты наступает небольшая но интенсивная разработка (т.8) с первой, части темы, контрапунктом которой вновь являются элементы удержанного противосложения - нисходящие хроматические ходы, перерастающие в кульминацию (т.11), где использован прием стретто. Первая часть темы проводится 4 раза на протяжении тт.11-14, и наступает кода (т.15, в ремарке стоит «очень громко, важно, замедляя»), в которой сохраняется ритмический рисунок темы, но интонационно измененный, «смягченный» поступенным нисходящим ходом от VI →II , переходящим в IV ступень и разрешаемым в мажорную терцию - борьба и противостояние закончились. Таким образом, данный цикл представляет «единство контрастов»
Заключение.
Итак, мы рассмотрели три малых цикла, которые различаются в авторстве, во времени создания, в стиле и приемах изложения, но каждый из них – образец сложившего малого полифонического цикла в период с 1690 по 1716 гг., и этот период ещё не расцвечен талантом Великого Мастера – Иоганна Себастьяна Баха. Да, безусловно и доказано, что высшей точки своего развития цикл прелюдии и фуги достигли именно у него, но по логике развития любого жанра перед его апогеем следует зарождение и по меньшей мере становление. С истоками и развитием в исследовательской литературе было всё разъяснено, но существовал определенный пробел в конкретном определении малого полифонического цикла, как существующего и действующего жанра инструментальной музыки позднего барокко. Ни в коей мере не претендуя на глобальные выводы и детальный технический разбор интересующего нас жанра полифонической музыки, автор данной работы постарался «восстановить некую несправедливость» в отношении появления малого полифонического цикла и его роли и востребованности у композиторов ДОбаховского периода.
Список литературы.
1 Симакова Н. «Контрапункт строгого стиля и фуга» I т. М.,2002. С.8
2 Светалкина Е. «Зарождение микроцикла «Прелюдия и фуга» в культурном контексте барокко» // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство.// Сборник научных статей. Саратов,2006. С.119.
3 Там же. С.120.
4 Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.,1994. С.69
5 Светалкина Е. «Зарождение…» С.121.
6 Там же. С.121.
7 Симакова Н. «Контрапункт…» I т. С.92
8. Там же. С.38.
9 Золотарев В. «Фуга» М.,1956. С.4
10 Захарова О. «Риторика и западноевропейская музыка XVII-первой половины XVIII вв.» С.5
11 Лобанова М. «Музыкальное барокко». С.54
12 Там же. С.44
13 Там же. С.46
14 Там же. С.157
15 Там же. С.58
16 Там же. С.59
17 Там же. С.54
18 Там же. С.65
19 Там же. С.57
20 Там же. С.163
21 Музыкальный словарь Гроува. М.,2001. С.689
22 К.Перриш, Дж.Оуэлл «Образцы музыкальных форм от Григорианского хорала до Баха. Л.,1975 С.194
23 Протопопов Вл. «Очерки из инструментальных форм конца XVI-начала XIX вв.» М.,1979 С.17
24 Там же. С.17
25 Музыкальная энциклопедия Ред.Ю.Келдыш. М.,1978 С.534
26 Там же. С.428
27 Протопопов Вл. «Очерки» С.64
28 Протопопов В. «Очерки» С.4
29 Грубер Р. «Всеобщая история музыки» ч.I С.205
30 Протопопов В. «Очерки…» С.12
31 Там же. С.13
32 К.Перриш, Дж.Оуэлл «Образцы..» С.129
33 Симакова Н. «Контрапункт…» С.90
34 Музыкальный словарь Гроува. С.971