Эволюция оперного творчества Рихарда Вагнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:32, реферат

Краткое описание

Трудно переоценить вклад Р.Вагнера в развитие не только немецкого, но и мирового оперного творчества. Вагнер понимал искусство, как средство преобразования мира. И никак не меньше! Его идеи монументальны и неприходящи. Все это в сочетании с гениальностью, противоречивостью и огромной жизненной энергией Вагнера, не могло иметь ошеломляющего результата в мировом культурном пространстве. Вагнер проявил себя не только как композитор, но и как драматург (сам создает тексты своих опер), музыкальный писатель(трактаты «Искусство и революция,», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма» и. др.), дирижер. Во всех сферах своей деятельности композитор оставил яркий след. И конечно Вагнер широко известен как автор оперной реформы и создатель собственного оперного театра в Байрети

Вложенные файлы: 1 файл

эволюция опрного творчества Вагнера.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Эволюция оперного творчества Рихарда Вагнера.

 

 

 

 

Вступление.

Трудно переоценить вклад Р.Вагнера в развитие не только немецкого, но и мирового оперного творчества.  Вагнер понимал искусство, как средство преобразования мира. И никак не меньше! Его идеи монументальны и неприходящи. Все это  в сочетании с гениальностью, противоречивостью и огромной жизненной  энергией  Вагнера, не могло иметь ошеломляющего результата в мировом культурном пространстве. Вагнер проявил себя не только как композитор, но и как драматург (сам создает тексты своих опер), музыкальный писатель(трактаты «Искусство и революция,», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма» и. др.), дирижер. Во всех сферах своей  деятельности композитор оставил яркий след. И конечно Вагнер широко известен как автор оперной реформы и создатель собственного оперного театра в Байрети.

.  Вагнер  написал 11 опер. Среди  них: «Запрет Любви». Летучий голландец», «Риенци» «Таегейзер», « Лоэнгрин», тетралогия «Кольцо Нибелунга», «Тристан и Изольда» «Нюрнбергские мейстерзингеры»«Парсифаль» Все они монументальны и сложны для исполнения.  Оперное творчество Вагнера эвалюционировало, в след за его идейно-эстетическими убеждениями. Творчество его глубоко противоречиво, это связано со стремительными изменениями его убеждений. И часто изменение убеждений происходило настолько быстро, что композитор не успевал закончить свое творение. Поэтому часто замысел оперы не совпадает с воплощением.

 

 

     Эволюция оперного творчества  Вагнера носит отпечаток идейно-эстетических противоречий. В тридцатые годы 19 столетия Вагнер увлечен революционными идеями и философией Фейербаха. Через десять лет эти утопичные идеи разочаруют Вагнера, и он всецело будет увлечен философией Шопенгауэра. Влияние философии А. Шопенгауэра настолько глубоко, что имело влияние,  на все оперы,  начиная с «Тристана и Изольды». А в окончательной редакции тетралогии «Кольцо нибелунгов» мы наблюдаем еще и воздействие поэтики и философии Ф.Ницше. Итогом философских исканий становится все же идеи христианского гуманизма, претворенные в последней опере Вагнера «Парсифаль».

Итак,первым операм Вагнера  («Запрет любви», «Риенци») свойственны художественные искания и воздействия традиций разных национальных школ. В 1840-41 гг Вагнер увлечен романтической оперой. Композитор следует по пути симфонизации оперы (лейтмотивная техника, сложные тематические преобразования).  Эти оперы стали преддверием задуманной оперной реформы Вагнера.

Опера «Летучий голландец»(1843г) сочинена в духе романтической драмы. В опере прослеживается тема сострадания, мучительной тоски по идеалу. В опере «Тангейзер»(1844-45гг) главной темой является противоречие между  «я» и миром. Широко представлен мир чувств и  идея жертвенного подвига. В опере «Лоэнгрин»(1850г) Вагнер уже осуществляет принципы симфонизации музыкальной драмы, эта опера является воплощением идей оперной реформы. В целом «Тангейзере» и «Лоэнгрине» романтические образы у Вагнера имеют уже более обощенно-этическое звучание. А   замысел тетралогии «Кольца нибелунга»  уже настолько грандиозен, что Вагнер называет свое творение buhnenfestspiele (торжественным сценическим представлением). Вагнер сам пишет либретто к тетралогии, но работу над произведением останавливает из-за мощного увлечения идеями А.Шопенгауэра. Вагнер еще вернется к этому  произведению в будущем и впоследствии  замысел будет изменен. В1854-57 г.г. происходит сбой в эволюции оперного творчества. Тяжелые жизненные условия, духовный кризис и личная драма любви не могли не отразиться на творчестве композитора. Апологией идей немецкого философа Артура Шопенгауэра стала опера «Тристан и Изольда». Тема этой музыкальной симфонической поэмы - муки любви. Действия в опере практически нет, но есть повышенная экспрессия и очень много чувств. «Тристан и Изольда» стоит в эволюции оперного творчества Вагнера особняком. Сформировался новый позднеромантический стиль, которому свойственна хроматизированная гармония, новый тип мелодики (бесконечная мелодия). Кроме того, творческие поиски Вагнера в области симфонизации оперы увенчались успехом. Создана гигантская вокально-симфоническая поэма сквозного развития.«Тристан и Изольда», которая не имеет аналогов в истории оперы. Все последующие оперы композитора будут иметь отпечаток философии А. Шопенгауэра. 

  «Нюрнбергские мейстерзингеры»(1867) – уникальная историческая опера. Здесь красочно показан быт средневековых ремесленников. Поэтому в опере много хоровых сцен, жанровых, песенных эпизодов.

Постепенно Вагнер переосмысливает идею тетралогии «Кольцо нибелунгов».«Человек против Бога» - вот главная тема первоначального замысла тетралогии. Но теперь Вагнер решил обличить гибельную власть золота над миром и нарисовал картину всеобщей гибели. Теперь главная идея тетралогии - «миру грозит катастрофа!» В окончательной редакции «Кольца нибелунгов»  мы видим воздействие не только идей Шопенгауэра, но поэтики и философии Ф. Ницше. Одно время Р.Вагнер с  Ф. Ницше были дружны. Но кончилось все разочарованием. И итогом эволюции  становится идея христианского гуманизма, воплощенная в последней редакции тетралогии и  опере «Парсифаль». Но об этом позже. Итак, тетралогия включает в себя четыре оперы. «Золото Рейна»(1854) имеет сказочный сюжет. «Валькирия»(1854)-психологическая драма. «Зигфрид»(1871) героическая эпопея, но замысел изменится, и Вагнер решил закончить все гибелью героев, то есть трагедией «Гибель богов»(1874) В тетралогии осуществлен синтез философско-поэтических и музыкальных начал. Прослеживается система лейтмотивов, последовательное развитие образов, драматургия тембров, новый вокально-симфонический тип мышления. Премьера «Кольца нибелунгов» состоялась в 1876г. в г. Байроти и имела огромный успех и признание.

Итогом эволюции оперного творчества Вагнера стала опера «Парсифаль»(1882),торжественно-сценическая мистерия. Здесь, как уже было сказано ранее, были воплощены идеи христианского гуманизма. Это уникальная загадочная партитура должна порождать религиозный экстаз по замыслу Вагнера. Главная идея оперы – вечность, хвала бессмертию души в христианском понимании. Опера изобилует христианскими символами - Чаша, кровь, копье.  Образ злой женской красоты в противоречии с христианским смирением. Все это будет звучать в творчестве композиторов 20 века. Вагнер предвосхитил многие открытия 20 века в области оркестровки.( о чем прекрасно написал М.Е. Тараканов в своем труде «Вагнер в зеркале 20 века»). По завещанию Вагнера постановка этой оперы должна была состояться через 50 лет

Вывод.

Эволюция оперного творчества Вагнера очень бурная. Часто замысел произведения не совпадает с воплощением .Но при всех противоречиях и поворотах идейно-эстетического порядка есть единство, которое основано на единстве музыкального драматического развития. Эволюция оперного творчества Вагнера связана с музыкальной реформой драмы и  изменением философско-эстетических убеждений композитора.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эволюция оперного творчества Рихарда Вагнера