Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:32, реферат
Трудно переоценить вклад Р.Вагнера в развитие не только немецкого, но и мирового оперного творчества. Вагнер понимал искусство, как средство преобразования мира. И никак не меньше! Его идеи монументальны и неприходящи. Все это в сочетании с гениальностью, противоречивостью и огромной жизненной энергией Вагнера, не могло иметь ошеломляющего результата в мировом культурном пространстве. Вагнер проявил себя не только как композитор, но и как драматург (сам создает тексты своих опер), музыкальный писатель(трактаты «Искусство и революция,», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма» и. др.), дирижер. Во всех сферах своей деятельности композитор оставил яркий след. И конечно Вагнер широко известен как автор оперной реформы и создатель собственного оперного театра в Байрети
Эволюция оперного творчества Рихарда Вагнера.
Вступление.
Трудно переоценить вклад Р.Вагнера в развитие не только немецкого, но и мирового оперного творчества. Вагнер понимал искусство, как средство преобразования мира. И никак не меньше! Его идеи монументальны и неприходящи. Все это в сочетании с гениальностью, противоречивостью и огромной жизненной энергией Вагнера, не могло иметь ошеломляющего результата в мировом культурном пространстве. Вагнер проявил себя не только как композитор, но и как драматург (сам создает тексты своих опер), музыкальный писатель(трактаты «Искусство и революция,», «Художественное произведение будущего», «Опера и драма» и. др.), дирижер. Во всех сферах своей деятельности композитор оставил яркий след. И конечно Вагнер широко известен как автор оперной реформы и создатель собственного оперного театра в Байрети.
. Вагнер написал 11 опер. Среди них: «Запрет Любви». Летучий голландец», «Риенци» «Таегейзер», « Лоэнгрин», тетралогия «Кольцо Нибелунга», «Тристан и Изольда» «Нюрнбергские мейстерзингеры»«Парсифаль» Все они монументальны и сложны для исполнения. Оперное творчество Вагнера эвалюционировало, в след за его идейно-эстетическими убеждениями. Творчество его глубоко противоречиво, это связано со стремительными изменениями его убеждений. И часто изменение убеждений происходило настолько быстро, что композитор не успевал закончить свое творение. Поэтому часто замысел оперы не совпадает с воплощением.
Эволюция оперного творчества
Вагнера носит отпечаток
Итак,первым операм Вагнера («Запрет любви», «Риенци») свойственны художественные искания и воздействия традиций разных национальных школ. В 1840-41 гг Вагнер увлечен романтической оперой. Композитор следует по пути симфонизации оперы (лейтмотивная техника, сложные тематические преобразования). Эти оперы стали преддверием задуманной оперной реформы Вагнера.
Опера «Летучий голландец»(1843г) сочинена в духе романтической драмы. В опере прослеживается тема сострадания, мучительной тоски по идеалу. В опере «Тангейзер»(1844-45гг) главной темой является противоречие между «я» и миром. Широко представлен мир чувств и идея жертвенного подвига. В опере «Лоэнгрин»(1850г) Вагнер уже осуществляет принципы симфонизации музыкальной драмы, эта опера является воплощением идей оперной реформы. В целом «Тангейзере» и «Лоэнгрине» романтические образы у Вагнера имеют уже более обощенно-этическое звучание. А замысел тетралогии «Кольца нибелунга» уже настолько грандиозен, что Вагнер называет свое творение buhnenfestspiele (торжественным сценическим представлением). Вагнер сам пишет либретто к тетралогии, но работу над произведением останавливает из-за мощного увлечения идеями А.Шопенгауэра. Вагнер еще вернется к этому произведению в будущем и впоследствии замысел будет изменен. В1854-57 г.г. происходит сбой в эволюции оперного творчества. Тяжелые жизненные условия, духовный кризис и личная драма любви не могли не отразиться на творчестве композитора. Апологией идей немецкого философа Артура Шопенгауэра стала опера «Тристан и Изольда». Тема этой музыкальной симфонической поэмы - муки любви. Действия в опере практически нет, но есть повышенная экспрессия и очень много чувств. «Тристан и Изольда» стоит в эволюции оперного творчества Вагнера особняком. Сформировался новый позднеромантический стиль, которому свойственна хроматизированная гармония, новый тип мелодики (бесконечная мелодия). Кроме того, творческие поиски Вагнера в области симфонизации оперы увенчались успехом. Создана гигантская вокально-симфоническая поэма сквозного развития.«Тристан и Изольда», которая не имеет аналогов в истории оперы. Все последующие оперы композитора будут иметь отпечаток философии А. Шопенгауэра.
«Нюрнбергские мейстерзингеры»(
Постепенно
Вагнер переосмысливает идею тетралогии
«Кольцо нибелунгов».«Человек против
Бога» - вот главная тема первоначального
замысла тетралогии. Но теперь Вагнер
решил обличить гибельную власть золота
над миром и нарисовал картину всеобщей
гибели. Теперь главная идея тетралогии
- «миру грозит катастрофа!» В окончательной
редакции «Кольца нибелунгов» мы видим
воздействие не только идей Шопенгауэра,
но поэтики и философии Ф. Ницше. Одно время
Р.Вагнер с Ф. Ницше были дружны. Но
кончилось все разочарованием. И итогом
эволюции становится идея христианского
гуманизма, воплощенная в последней редакции
тетралогии и опере «Парсифаль». Но
об этом позже. Итак, тетралогия включает
в себя четыре оперы. «Золото Рейна»(1854)
имеет сказочный сюжет. «Валькирия»(1854)-
Итогом
эволюции оперного творчества Вагнера
стала опера «Парсифаль»(1882),
Вывод.
Эволюция оперного творчества Вагнера очень бурная. Часто замысел произведения не совпадает с воплощением .Но при всех противоречиях и поворотах идейно-эстетического порядка есть единство, которое основано на единстве музыкального драматического развития. Эволюция оперного творчества Вагнера связана с музыкальной реформой драмы и изменением философско-эстетических убеждений композитора.
Информация о работе Эволюция оперного творчества Рихарда Вагнера