Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:18, дипломная работа
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
Изучить научно-теоретическую, психолого-педагогическую, культуроведческую, социально-философскую, музыкально-педагогическую литературу по данной теме.
Раскрыть ведущие понятия исследования: культура, этнос, этнокультура, воспитание, этнокультурное воспитание.
Проанализировать состояние отечественной педагогики в аспекте исследуемой темы.
Введение________________________________________________________3
Научно-теоретические основы этнокультурного воспитания
учащихся на уроках музыки _____________________________________ 6
1.1 Этнокультура_______________________________________________ 6
1.2 Этнокультурное воспитание __________________________________ 27
1.3 Анализ состояния проблемы в отечественной
музыкальной педагогике ___________________________________ 32
Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки___________35
Содержательный аспект этнокультурного воспитания
учащихся на уроках музыки ________________________________ 35
Педагогический эксперимент _________________________________ 47
Заключение ____________________________________________________ 52
Список использованной литературы _____________________________ 54
Приложения ___________________________________________________ 57
Существует несколько подходов к рассмотрению культуры:
А вот другая классификация подходов к культуре:
Культура, будучи системой понятий, ценностей, оценок, в значительной степени определяет то, как видит мир её носитель. Для представления этой идеи было введено понятие культурной картины мира, которая отличается от научной картины мира. Культурная картина мира включает в себя всю совокупность опыта, полученного данным народом на протяжении всей истории своего существования. Культурная картина мира может по праву считаться понятием, которое обобщает все подходы, которые применяются при изучении культуры.
Пожалуй, в каждой культуре содержаться элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии – это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 году описал такие универсалии. Он отнёс к ним значимость различия между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий) [19].
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке», шведский натуралист XVIII века Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей.
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
Поддержание
устойчивого общественного
Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.
Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека – и юность, и смерть, и память о нем после смерти.
В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают «мистические видения» как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различии между культурами.
Культура сегодня – это не только научное понятие, научный термин, имеющий лишь познавательное значение, но реальная проблема современного исторического развития, требующая своего практического разрешения. Важно, чтобы каждый человек приобщился к культуре общества, и мир культурных ценностей стал его внутренним миром. Поэтому одной из центральных проблем философско-культурологических и психолого-педагогических исследований является проблема развития человеческой культуры. Понятие «культура» многие авторы интерпретируют по-своему, так как это «многокомпонентная система». Существует множество взглядов и подходов к его определению. В настоящее время представителями различных отраслей отечественной и зарубежной науки выявлено более 800 значений понятия «культура». Многообразие определений феномена культуры говорит о полифункциональности, о многогранности этого понятия.
Американский социолог и культуролог Нейл Смезлер понимает культуру как «некоторую совокупность ценностей, норм, стандартов поведения» [44]. Быть культурным – значит уметь ценить и осваивать то, что создавалось столетиями и является значимым в настоящее время. В рамках деятельностного подхода современная философия и культурология рассматривают культуру как исторически детерминированную креативную деятельность, преобразующую окружающую действительность, пополняющую материальные и духовные ценности. А. И. Арнольдов полагает, что «культура – это и развивающаяся система духовных ценностей, и процесс человеческого творчества ..., это и выражение отношений, … система взглядов, оценок и интересов» [24] личности. А. Моль называет культурой то, что создается человеком в общественной жизни и остается в его сознании. Культура есть творение самого человека, его путь и судьба, способ реализации его возможностей. Вследствие этого, культура обозначает «новую форму бытия», создаваемую субъектом из объективно существующего мира. Это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. По мнению А. Швейцера совокупность прогресса человека и человечества является культурой, если этот прогресс направлен на духовное совершенствование индивида. Видный отечественный ученый М. С. Каган в своей концепции определяет культуру как «системную, исторически образовавшуюся и исторически изменяющуюся многостороннюю целостность специфически человеческих способов деятельности». Автор выделяет три слоя культуры: материальную, духовную и художественную. По его мнению, «художественная культура имеет самостоятельную локализацию, поскольку искусство концентрирует вокруг себя все виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную), сочетая одномоментно материальную форму и духовное содержание» [18]. Исходя из этого, выделяются культурные потребности человека, аккумулирующие в себе необходимые знания, ценностные ориентации, коммуникацию, воображение и реализацию практической деятельности. Культура опирается на знаемое у человека и требует постоянного обновления. Однако большинство ученых выделяет культуру материальную и нематериальную или духовную, включающую в себя и художественную.
Изучение географического распространения духовной культуры сложнее, чем культуры материальной. Это понятно: специфику жилища, одежды, пищи, орудий труда путешественник замечает в первые же дни и даже часы своего пребывания в какой-либо стране, но он может прожить в ней несколько месяцев и так и не узнать всего своеобразия её танцев, свадебных обычаев, особенностей этикета, не говоря уже о поэзии или мифологии, для понимания которой необходимо владение местным языком.
Но в принципе, распространение элементов традиционной духовной культуры, как и культуры материальной, подчиняется сходным закономерностям, будучи в целом связано с границами историко-культурных областей. Вопрос же о том, что легче и что труднее поддаётся заимствованиям – тип жилища или образ мышления, покрой одежды или мифологические сюжеты, праздничное блюдо или похоронный обряд – очень сложен. Здесь многое зависит от конкретных исторических условий. Однако ясно, что духовная культура, так же как и материальная, подвергается с течением времени преобразованиям, меняются и её пространственные ареалы. И в самой основе этих изменений всегда лежат изменения в материальном производстве, в развитии производительных сил и производственных отношений общества.
В древности, в эпоху ранних цивилизаций, наряду с распространением новых технических достижений (например, плуга или колёсного транспорта) широко расходились из первичных центров также и научные, и художественные компоненты духовной культуры. И всё же древний мир был сильно разобщён. Каждый народ, даже каждый город, отличался своими обычаями и обрядами, своими богами и героями, своим наречием и напевами и мало знал о том, как и чем живут даже близкие его соседи. Пожалуй, впервые эту этноизолированность древности преодолел культурный комплекс эллинизма. Примерно в это же время шло формирование древнеримской, парфянской, древнеиндийской, древнекитайской империй, расцвет которых оказал существенное влияние на распространение общих элементов духовной культуры в рамках соответствующих историко-культурных регионов.
Факторы природной среды на духовную культуру влияют меньше, чем на материальную. Но все же и они накладывают свой отпечаток на ее особенности: природа не только подсказывает образы художественного творчества, но и предоставляет физический материал для отдельных его видов, способствует или препятствует их развитию.
КУЛЬТУРА | |
Материальная |
Духовная |
|
|
Информация о работе Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки