Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:45, контрольная работа
Цель курсовой работы - изучение федеративного устройства Российского государства, конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, анализ особенностей конституционно-правового положения автономных образований в Российской Федерации.
Предмет исследования является государственно-территориальное устройство Российской федерации и конституционно-правовой статус автономных образований в Российской Федерации.
Введение
Глава І. Понятие автономии в Российской Федерации
1.1 Понятие и содержание статуса автономий
1.2 Историческое развитие автономий в Российской Федерации
Глава ІІ. Правовой статус автономий в Российской Федерации
2.1 Современный конституционно-правовой статус автономии
2.2 Проблемы правового регулирования статуса автономий
Заключение
Список используемой литературы
Одной из форм автономии в Российской Федерации является национально-культурная автономия, регулируемая федеральным законом от 17 июня 1996 г. "О национально-культурной автономии".
Законом устанавливаются
основные принципы, на которых должна
базироваться национально-культурная
автономия в РФ. Это принципы свободного
волеизъявления граждан при отнесении
себя к определенной этнической общности,
самоорганизации и
Важно отметить, что закон
закрепляет довольно обширный перечень
прав, которыми обладает национально-культурная
автономия. В частности, национально-культурная
автономия имеет право получать
поддержку со стороны российских
органов государственной власти
и местного самоуправления, необходимую
для сохранения национальной самобытности,
развития национального (родного) языка
и национальной культуры; обращаться
в органы законодательной и
Законом закреплены серьезные права в области национальной культуры:
сохранять и обогащать историческое и культурное наследие;
иметь свободный доступ к национально - культурным ценностям;
следовать национальным обычаям и традициям;
возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их деятельность в соответствии с законодательством РФ. ( Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии")
Закон допускает возможность
участия национально-культурной автономии
в деятельности международных
Законодательство о
Законом предусмотрено широкое право национально-культурных автономий на сохранение и развитие своей национальной культуры.
С этой целью они могут создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры: театры, музеи, библиотеки, клубы и т.д., а также:
организовывать творческие союзы, самодеятельные коллективы, кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры;
проводить массовые мероприятия в области национальной культуры - фестивали, смотры, выставки и т.д.;
учреждать организации, занимающиеся
художественными народными
издавать произведения исторической, художественной и другой литературы на национальных языках.
С этой же целью национальные автономии могут разрабатывать и представлять в органы государственной власти и местного самоуправления свои предложения о сохранении и развитии национальной культуры и даже заключать договоры с неправительственными организациями, находящимися за пределами Российской Федерации, о культурном обмене и сотрудничестве в области сохранения национальной культуры.
Совершенно очевидно, что
законодательная основа национально-культурной
автономии создает очень
Необходимо учитывать, что ни одно федеративное государство не ослабляет федеральный контроль и, если необходимо, в рамках существующего законодательства прямо использует федеральное принуждение для сохранения целостности федеративного государства, гарантий прав и свобод граждан. Такие четкие механизмы для разрешения возможных конфликтов между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации крайне необходимы и в конституционном праве РФ.
Новое руководство России проводит политику на укрепление вертикали исполнительной власти, поскольку за предыдущий период эта вертикаль значительно, ослабла и дезинтеграционные процессы приняли угрожающий характер, поставив Российскую Федерацию на грань распада. Эти процессы вызвали серьезные конфликты не только в политической, но и в правовой области, когда большое число важнейших правовых актов субъектов Российской Федерации вступило в прямое противоречие с действующим общефедеральным законодательством. Поэтому одним из важнейших направлений дальнейшего совершенствования российского федерализма является устранение этого серьезного недостатка.
За последний период была
проведена значительная реформа
Совета Федерации, принят новый закон
о порядке его формирования, в
соответствии с которым главы
субъектов Федерации и
Видимо, требует дальнейшей детализации и институт полномочных представителей Президента в семи федеральных округах, призванных выполнять координирующую роль между федеральным центром и субъектами Федерации. Основная проблема здесь заключается в четком распределении полномочий и во взаимоотношениях полномочных представителей Президента и руководителей субъектов Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа.
По мнению ряда отечественных
исследователей и политических деятелей,
требует совершенствования и
сама структура Российской Федерации,
принципы ее организационно-правового
построения, количественный состав субъектов,
их правовой статус и принципы взаимоотношений
с федеральным центром. Разумеется,
решение многих вопросов развития российского
федерализма невозможно без коренного
решения общегосударственных
Заключение
В настоящее время автономную область и автономные округа по-прежнему отличают особенности национального состава населения, быта и культуры. Вместе с тем, независимо от государственно-правовой формы все члены Российской Федерации объединены одним понятием - "субъект Российской Федерации", они равноправны в этом качестве (ч.1 ст.5 Конституции РФ), а также равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч.4 ст.5 Конституции РФ).
Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению полицейских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии центробежным течениям и сепаратизму регионов.
В случае с автономными округами их фактическое положение не совпадает с их юридическим статусом, т.е. наличествует "квазисубъект" федерации, существование которого в нынешнем положении выгодно центру. Теоретически преодолеть эту проблему можно двумя путями:
Лишить автономные округа статуса субъектов федерации и восстановить их административное подчинение краю (области).
Вывести автономные округа из состава края (области).
Первый путь фактически невозможен,
ввиду того, что вряд ли автономные
округа согласятся на потерю столь
высокого, хотя больше номинального, статуса,
а без их согласия по действующей
Конституции сделать это
Таким образом, быстро и кардинально решить проблему статуса автономных округов, ввиду массы юридических и политических проблем, не представляется возможным. В виду чего данный вопрос остается открытым и достаточно противоречивым.
Список используемой литературы
І. Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации 1993 г.
17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ
"О порядке принятия в
Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"
14 октября 2005 года №
6-ФКЗ "Об образовании в
ФЗ № 184-ФЗ "Об общих
принципах организации
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации"
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" от 11 мая 1993 г. № 9-П,
Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации "По делу
о толковании содержащегося в
части 4 статьи 66 Конституции Российской
Федерации положения о
ІІ. Научная и учебная литература
Баглай М.В. Учебник "Конституционное право РФ", М., изд. "Норма", 2002г.
Топорнин Б.Н. Федерализм: "Теория, институты, отношения",. 2001, ст10.
Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. Учебник "Конституционное право", М., изд. "Юристъ", 2003г.
Авакьян С.А. "Конституционное право России", М., изд. ИКД "Зерцало", 2001.
Общая теория прав человека. Издат. НОРМА, Москва, 1996
Драгош Н.К. Учебник "Конституционное право России", М., РИОР, 2003
Габричидзе Б.П. Учебник "Конституционное право современной России", М., изд. "Дело и сервис", 2001.
Глущенко П.П., Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Учебник "Конституционное право России", Питер 2005.
Ржевский В.А. Территориальная организация Советского государства. Саратов. 1966.
Страшун. Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Издание 3, дополненное, переработанное М.: НОРМА, 2007г.
Энциклопедический словарь Конституционного права. М: Норма, 2002.
История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник \ под ред. Проф.О.И. Чистякова. - М.: Издательство БЕК, 1999 г. с.164
Конституционное право России: учебник А.Н. Головитскова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006 г. с.97
Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд.2-е, перераб. - М.: ИКД "Зерцало-М", 2003
ІІІ. Другие источники
Материалы Конференции "Федерализм: российское и швейцарское измерения" 22-23 июня 2001 г.
Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 16, ст.267
Журнал российского права", 2007, № 11
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред.В. В. Лазарев)
"Правовые и организационные
основы национально-культурной
HA