Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:27, реферат
Любое современное государство осуществляет мероприятия, направленные на повышение уровня и качества жизни своих граждан. Россия не является исключением: согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, С. 6]. Данная норма особенно важна для понимания роли Российского государства в социальной сфере российского общества. Опираясь на указанное положение Конституции, можно сказать, что Россия обязуется заботиться о социальном благополучии всего населения путем проведения грамотной и взвешенной социальной политики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие медико-социальной экспертизы. Критерии и группы инвалидности………………………………………………………………
Органы медико-социальной экспертизы Красноярского Края………….8
Процедура проведения медико-социальной экспертизы………………………………………………………………...12
Процедура переосвидетельствования. Обжалование результатов………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников..……………………………………….…19
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра теории и методики социальной работы
РЕФЕРАТ
по курсу Технологии социальной работы
Преподаватель _________________ ассистент М.С. Пальчевская
Студент ____________ ________________ _______________ А.Г. Мамаев
номер группы номер зачетной книжки подпись, дата
Красноярск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников..……………………………………….…
ВВЕДЕНИЕ
Любое современное государство осуществляет мероприятия, направленные на повышение уровня и качества жизни своих граждан. Россия не является исключением: согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, С. 6]. Данная норма особенно важна для понимания роли Российского государства в социальной сфере российского общества. Опираясь на указанное положение Конституции, можно сказать, что Россия обязуется заботиться о социальном благополучии всего населения путем проведения грамотной и взвешенной социальной политики.
Социальная функция
В настоящее время в Российской
Федерации для
Актом наивысшей юридической силы, входящим в нормативно – правовую базу системы медико-социальной экспертизы является Конституция РФ. В соответствие со п. 1 ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности [1]. Соответственно, государство берет на себя обязательство предоставлять социальное обеспечение тем лицам, которые в установленном законом порядке признаны инвалидами.
На следующей ступени иерархии нормативно – правовых актов располагаются федеральные законы. Среди всего перечня федеральных законов, регламентирующих сферу инвалидности, можно выделить федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данный закон дает следующее понятие медико-социальной экспертизы (МСЭ): определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Согласно закону, медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [2]. Соответственно, законодатель закрепляет определенные организационные аспекты проведения медико-социальной экспертизы в Российской Федерации.
К числу нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру проведения медико-социальной экспертизы можно отнести Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности". Данный документ дает разъяснение по определению причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот [3]. Соответственно, законодатель устанавливает определенную взаимосвязь причин инвалидности и уровня материального обеспечения инвалидов.
Немаловажным актом, относящимся к той же группе правовых актов, что и предыдущий документ, является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
В частности, приказ Министерства здравоохранения и социального развития устанавливает критерии отнесении граждан к той или иной группе инвалидности. Так, критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию 3 степени, способности к передвижению 3 степени, способности к ориентации 3 степени, способности к общению способности контролировать свое поведение 3 степени.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию 2 степени, способности к передвижению 2 степени, способности к ориентации 2 степени, способности к общению 2 степени, способности контролировать свое поведение 2 степени, способности к обучению 3 и 2 степеней, способности к трудовой деятельности 3 и 2 степеней.
Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты [4]: способности к самообслуживанию 1 степени, способности к передвижению 1 степени, способности к ориентации 1 степени, способности к общению 1 степени, способности контролировать свое поведение 1 степени, способности к обучению 1 степени.
При этом в приказе дается разъяснение относительно степеней выраженности. К примеру, при комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности [4]: 1 степень - незначительные нарушения, 2 степень - умеренные нарушения, 3 степень - выраженные нарушения, 4 степень - значительно выраженные нарушения.
Таким образом, законодательство Российской Федерации устанавливает четкую дифференциацию понятия инвалидности в зависимости от той или иной степени выраженности нарушений. По мнению автора, данная регламентация, закрепленная в специальном акте, способствует унификации и стандартизации процедуры медико-социальной экспертизы. Исходя их указанных критериев, специалист бюро медико-социальной экспертизы лишен возможности произвольно назначить категорию инвалидности гражданину. Тем самым, снижается возможность злоупотреблений в данной сфере, а также осуществляется равное и справедливое освидетельствование каждого гражданина. Тем не менее, по мнению автора, несмотря на наличие формальных критериев в законодательстве, позволяющие отнести того или иного гражданина в определенной группе инвалидности, в процессе проведения медико-социальной экспертизы необходим индивидуальный подход к гражданину, направляемого на медико-социальную экспертизу. Также, можно отметить необходимость наличия комплексной оценки состояния здоровья и социального статуса гражданина. Для этого требуется наличие нескольких квалифицированных специалистов из разных областей, таких как медицина, социальная работа, юриспруденция и др. Только всесторонняя и адекватная оценка физического и социального положения человека, позволит Бюро медико-социальной экспертизы, по мнению автора, вынести правильное решения.
Федеральный закон «О защите инвалидов в Российской Федерации» содержит норму относительно органов, осуществляющих медико-социальную экспертизу. В соответствие со ст. 8 данного закона, медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [2]. Федеральный закон регламентирует также те полномочия, которые возлагаются на указанные учреждения, осуществляющие медико-социальную экспертизу:
- установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
- разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- изучение уровня и причин инвалидности населения;
- участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
- определение степени утраты профессиональной трудоспособности, определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего [2]. Таким образом, можно сделать вывод том, что основные мероприятия по установлению факта инвалидности, разработки индивидуальных программ реабилитации и других мероприятий по медицинскому освидетельствованию инвалида возложено на специальные государственные органы, компетенция которых подробно закреплена в законе.
При этом закон указывает, что решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности [2]. Соответственно, лицо, признанное инвалидом, может рассчитывать на своевременное внимание государственных органов к проблеме своей инвалидности, что, безусловно, повлияет на процесс реабилитации лица, признанного инвалидом. Кроме того, такой гражданин освобождается от обязанности подтверждать решение органа медико-социальной экспертизы в органах государственной власти и органов местного самоуправления.
Следует обратиться к структуре органов медико-социальной экспертизы. В соответствие с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ, к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах [5]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о многоуровневой структуре системы органов медико-социальной экспертизы. Органы медико-социальной экспертизы расположены на федеральном, региональном и местном уровне, что способствует эффективной реализации законодательства, направленного на социальную защиту инвалидов.