Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:28, реферат
Аюрведа — сегодня это, пожалуй, самая известная область ведической науки, которая привлекает всех: и тех, кого просто волнуют вопросы здоровья, и тех, кто ставит перед собой серьезные духовные цели.
Аюрве́да, или Аюр-Веда (от санскр. «āyus» — значение «жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов. «Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) Атхарваведы и основывается на философской системе Санкхья.
Реферат по валеологии:
Аюрведа.
Основные принципы
Выполнила студентка
группы СТ-21
Гапиенко Анастасия
Аюрведа — сегодня это, пожалуй, самая известная область ведической науки, которая привлекает всех: и тех, кого просто волнуют вопросы здоровья, и тех, кто ставит перед собой серьезные духовные цели.
Аюрве́да, или Аюр-Веда (от санскр. «āyus» — значение «жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов. «Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) Атхарваведы и основывается на философской системе Санкхья.
Эти принципы развиваются в различных школах санскритской философии: Nyaya, Vaisheshika, Sankhya, Йога, Веданта и Mimamsa.
Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах, больше всего в последней из четырех Атхарваведе. Атхарваведа — текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья , крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты. Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы. В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи . Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика. Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета.
Буддистские источники
Первые сведенья об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. до н.э. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов. Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений Тибетского канона.
Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов:
Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к 1000 г. н. э.
Легенда о происхождении аюрведы
По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов , которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов. Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам, которые стали “великими врачевателями” и позже изложили его Индре. Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае, одному из семи индийских мудрецов.
Легендарным прародителем аюрведы
считается Дханвантари, аватар Вишну,
упомянутый в Бхагавата-пуране
и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари
связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают
обладание знаниями в области хирургии,
лечения травами, антисептических
Медицина в Буддистский период
Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н.э. – 750 г. н.э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (прана, слизь и желчь). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:
«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав — человек; знакомый со свойствами ножа и огня —демон; знающий силу молитв — пророк; знакомый же со свойствами ртути — бог!»
К VII в. до н.э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:
В Таксиле обучался Пунарвасу
Атрея (или Кришна Атрея), в одном
из своих трактатов уподобивший
5 органов восприятия – 5 основным стихиям
(панча махабхута).
Различное качество предметов объяснялось
различной комбинацией мельчайших частиц
ану («атомов»). Жизнедеятельность организма
рассматривалась через взаимодействие
трех субстанций: воздуха, огня и воды
(носителями которых в организме считались
прана, желчь и слизь). Здоровье понималось
как результат уравновешенного соотношения
трех субстанций, правильного совершения
жизненных отправлений тела, нормального
состояния органов чувств и ясности ума,
а болезнь — как нарушение этих правильных
соотношений и отрицательное воздействие
на человека пяти стихий (влияние времен
года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой
воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась
на подробном опросе больного и исследовании
теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений,
шумов в легких, голоса и т. п.
У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша,
Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и
Кшарапани. Каждый из них составил свой
трактат, лучшим из которых был признан
трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое
учение, начал странствовать передавая
свои знания людям. Люди называли его странствующим
лекарем – “Чаракой”. Его деятельность
дала начало медицинской системе Чараки
или Чараны, школе странствующих врачей.
Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий
по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь
Чарака, которого считали воплощением
Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы.
Школа, основанная Чаракой, изучала терапию
и различные методы лечения заболеваний.
(в трактате «Чарака-самхита»).
В IV в. до н.э. в “университете” в Таксиле
получил образование знаменитый врач Дживака,
лечивший магадхского царя Бимбисару,
Будду, и возможный автор Жуд Ши, а также
Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари.
Его медицинские умения описаны в позднее
написанной медицинском трактате “Бходжа
прабандха”, — жизнеописании царя Бходжи
(1010—1056 г.).
В III в. до н.э. император династии Мауриев
Ашока сделал Таксилу главным буддистиским
центром учености.
В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование
в Таксиле, основал новую школу хирургии
в Каши. Сушрута разделял все болезни на
естественные, связанные с природой, и
сверхъестественные, посылаемые богами
(например, проказа, венерические и др.).
Он также описал неизвестное в то время
древним грекамсахарное мочеизнурение,
которое
Аюрведа в Средние Века
Не позднее VIII-IX вв.
Будучи одной из древнейших медицинских
систем, Аюрведа оказала большое влияние на развитие
арабской и европейской медицины. Еще
в древности индийские целебные растения
морскими и сухопутными торговыми путями
везли в Парфию, страны Средиземноморья
и Средней Азии, бассейнов Каспийского
и Черного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными
предметами вывоза были нард, мускус, сандал,
корица, алоэ и другие растения и благовония.
Трактат “Аштанга Хридая самхита”, написанный
в IV в. до н.э. лег в основу в трактата по
тибетской медицине Жуд Ши. В область Тибета
аюрведа стала проникать с VII в. н.э., когда
личным врачом правителя Тибета Сонгцена
Гампо стал один из представителей школы
Бхарадваджи.
В период расцвета Аббасидского халифата
в Багдаде работало много врачей из Индии,
некоторые из которых пользовались влиянием
при дворе халифа. Математические, медицинские,
в том числе фармакологические и аювердические
тексты (среди них Сушрута Самхита) переводились
на арабский язык в Багдаде в конце первого
тысячелетия нашей эры. Вероятно, что арабским
переводом трактата (“Аштанкар”) пользовался
персидский философ и врач Ибн-Сина при
написании “Канона врачебной науки”.
В дальнейшем тексты Ибн-Сины изучались
европейскими алхимиками, труды которых
оказали существенное влияние на формирование
европейской медицины и химии.
В XVII в. хирурги Ост-Индской компании
обучались у аюрведистов
К середине XX в. традиционная индийская
медицина приобрела популярность на Западе,
к концу XX в. в России. В Соединенных Штатах
аюрведу изучают в Национальном Институте
Медицины Аюрведы (основанном Скоттом
Gerson); в Израиле — в колледже Ридман (Reidaman
college, основан Салли Ридман). Студенты учатся
в течение 4-ех лет, изучая в том числе и
аллопатическую медицину. По окончании
обучения проводится стажировка в Индии.
Базовые процедуры аюрведы (диагностика
по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные
клизмы, ванны и обливания) прочно вошли
в медицинскую практику всех стран. А нектороые
её направления и методы, такие, как: хирургия,
терапия, педиатрия, фармакология и офтальмология;
массаж, иглоукалывание, физиотерапия
и диетология также перешли в современную
медицинскую практику.
В настоящее время в Индии, помимо европейской
медицины, в Индии распространены традиционные
системы Унани, Сиддха, Эмчи. Все эти школы
имеют много общего с Аюрведой. Аюрведу
практикуют примерно триста пятьдесят
тысяч зарегистрированных врачей. Индийская
традиционная медицина изучается в Индии
под общим руководством Центрального
Совета по Исследованию Древнеиндийской
медицины и Siddha (CCRAS), который включает
национальную сеть научно-исследовательских
институтов. Правительство Индии учредило
два исследовательских центра для работы
в области аюрведы. Более 150 научных объединений
и центров, как правило, при медицинских
колледжах исследуют современными методами
различные аспекты древнего учения. В
городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан
университет, где готовят специалистов
и исследователей в области аюрведы. Есть
несколько фармацевтических предприятий,
которые производят лекарства аюрведы
и юнани под контролем правительства.
В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся
в течение 5,5 лет и сдают государственный
экзамен. Это полная учебная программа
(B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic
Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается
во многих индийских и нескольких шри-ланкийских
университетах. Она включает четыре с
половиной года учебы и год практики в
больнице. Помимо Индии аюрведа пользуется
в Непале и Шри-Ланке.
Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей:
Школа медицины была основана Сушрутой,
который считал эту ветвь медицины
“первой и лучшей из всех медицинских
наук”. Еще не имея представлений
об антисептике и асептике, индийские
врачеватели, следуя ведическим представлениям
соблюдали чистоту во время операций.
Хирургические инструменты
Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.
Уже в Классический период родовспоможение
выделилось самостоятельной областью
врачевания. В трактате Сушруты подробно
изложены советы беременным о соблюдении
чистоты и правильного образа
жизни, описаны отклонения от нормального
течения родов, уродства плода, эмбриотомия
(которая рекомендовалась в