Виды муниципально-правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:03, реферат

Краткое описание

Муниципально-правовые нормы – это такие нормы права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, то есть в процессе организации и функционирования местного самоуправления.
Предмет муниципального права включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.
Для норм муниципального права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Виды муниципально-правовых норм.docx

— 18.20 Кб (Скачать файл)

Введение

Муниципально-правовые нормы – это такие нормы  права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие  на местном уровне, то есть в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

Предмет муниципального права  включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими  отраслями права. Поэтому часть  норм различных отраслей права становится одновременно и нормами муниципального права.

Для норм муниципального права характерны все  признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью  системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными  средствами и т. д.

Наряду  с общими чертами, присущими всем правовым нормам, муниципально-правовые нормы имеют свои особенности  и специфические черты.. С одной  стороны, они складываются из норм, установленных государством и его  органами в результате их правотворческой  деятельности на федеральном и региональном уровнях. С другой стороны муниципально-правовые нормы складываются из общеобязательных правил поведения, установленных органами местного самоуправления, которые не входят в систему государственных  органов, в результате их нормотворческой  деятельности на местном уровне. Также, специфика муниципально-правовых норм заключается в том, что многие из них относятся к двум отраслям права – к комплексной отрасли  муниципального права и к основной отрасли – конституционному, административному, финансовому и т.д. праву. Например, нормы конституционного права, закрепляющие основные организационно-правовые формы  осуществления местного самоуправления, правовые основы взаимоотношений органов  местного самоуправления с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями различных  форм собственности, общественными  объединениями, являются также и нормами муниципального права. В свою очередь, нормами административного права устанавливаются правовое положение и функции, ответственность муниципальных служащих.

Не все общественные отношения, возникающие в сфере организации, структуры и деятельности местного самоуправления являются предметом  правового регулирования. С помощью  правовых норм закрепляются, как правило, только существенные, стабильные имеющие  общее значение отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   Виды муниципально-правовых норм

Нормы муниципального права подразделяются в зависимости  от того, какие функции, цели правового  регулирования они обеспечивают. Поскольку базовые для права  в целом функции позитивного  регулирования и охраны реализуются  и средствами рассматриваемой отрасли, то первичным является деление ее норм на регулятивные и охранительные.

Регулятивные  нормы закрепляют компетенцию муниципальных  образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан  в сфере местного самоуправления, порядок осуществления функций  местного самоуправления: управомочивающие (предоставляющие права на совершение определенных действий). Например, нормы определяющие предметы ведения местного самоуправления; обязывающие (содержащие указание на обязательное исполнение определенных требований.)

Так, органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и  гражданина. Данные нормы устанавливают  также обязанности государственных  органов по отношению к муниципальным  органам, обязанности других субъектов  муниципального права; запрещающие (устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного  характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение  прав местного самоуправления, установленных  Конституцией РФ, федеральными законами.

 Охранительные  нормы закрепляют составы правонарушений  в сфере местного самоуправления, организации и деятельности органов  местного самоуправления, непосредственного  отправления населением муниципальных  функций.

Так нормы классифицируют по характеру велений на  императивные (не допускающие толкования). Например, императивная норма устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование, обнародование); диспозитивные (в общем виде определяющие правило поведения). Например, диспозитивные нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

По субъектам  правотворчества выделяют нормы, содержащиеся в международном законодательстве, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, муниципальных  нормативных актах, нормативных  договорах, одной из сторон которых  является орган местного самоуправления, или направленных на регулирование  муниципальных отношений, во внутриорганизационных  актах органов территориального общественного самоуправления.

По юридической  силе, (форме закрепления) нормы муниципального права делятся на содержащиеся в Конституции РФ, федеральных конституционных законах и федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов РФ, других нормативных правовых актах; нормы уставов муниципальных образований, содержащиеся в нормативных актах органов и должностных лиц местного самоуправления.

По действию во времени муниципально-правовые нормы делятся на действующие постоянно; действующие определённое время.

По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, действующие на федеральном уровне; на уровне субъектов РФ; на уровне муниципальных образований.

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории РФ); субъектов Российской Федерации (действуют только на территории конкретного субъекта); местными (действуют в пределах отдельного муниципального образования).

Нормы муниципального права могут быть объединены в  правовые институты по признаку регулирования  однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную  обособленность. Таковыми являются: институт муниципальных выборов, институт главы  муниципального образования, институт муниципальной собственности и  др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, муниципальное право как комплексное межотраслевое образование российского права - совокупность норм, закрепляющих ценности, цели, принципы, исходные категории местного самоуправления, ориентирующих иные отрасли права на учет особенностей муниципальных образований, местного населения, других субъектов местного самоуправления, объектов муниципальных отношений, обеспечивающих согласованное, непротиворечивое воздействие норм разных отраслей права на отношения местного самоуправления.


Информация о работе Виды муниципально-правовых норм