Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:11, курсовая работа
Целью работы является проведение анализа влияния инфляции на финансовые результаты организации.
Задачами работы являются:
- определить общее понятие инфляции и выявить ее причины;
- дать характеристику измерению инфляции и ее формам;
- изучить методику учета влияния инфляции на финансовые результаты;
Объект исследования – влияние инфляции на функционирование предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы и особенности влияния инфляции на предприятие………………………………………………………………………4
1.1. Общее понятие инфляции и ее причины………………………….4
1.2. Виды инфляции и ее особенности………………………………….9
1.3. Инфляция спроса…………………………………………………….11
1.4. Инфляция предложения…………………………………………….13
1.5. Стагфляция…………………………………………………………..15
1.6. Причины и последствия возникновения инфляции……………….16
Глава 2. Анализ влияния инфляций…………………………………………….18
2.1. Анализ, характеристика влияния инфляции на финансовую устойчивость и стабильность функционирования предприятия…………………..18
Глава 3. Пути улучшения финансовой устойчивости предприятия………….20
Выводы …………………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………………………………...24
3) В зависимости от
соотношения роста цен по
а) сбалансированная инфляция – цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами.
б) несбалансированная инфляция – цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. В одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться.
4) В зависимости от степени ожидаемости выделяют:
а) непредвиденная инфляция – доходы произвольно перераспределяются за счет получателей фиксированного дохода, кредиторов и владельцев сбережений.
б) ожидаемая инфляция – лица и фирмы могут принять меры, чтобы уменьшить или полностью исключить ее негативные последствия.
1.3 Инфляция спроса
Если равновесие нарушается со стороны спроса, то возникает «инфляция спроса». В этом случае инфляция вызывается неудовлетворенным спросом на товары. Потребители хотят приобрести больше продукции, чем может быть произведено экономикой. Возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
К такого рода инфляции приводят следующие факторы:
1) Низкий уровень безработицы.
Если уровень безработицы
2) Сверхэмиссия денег. Увеличение
платежеспособности может
а) к инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением зарплаты для привлечения государственных служащих.
б) финансирование военных заказов и расширение ВПК. Деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной, так как продукция этого сектора не является объектом потребительского спроса. Создается давление на цены в сторону их повышения.
в) чрезмерное повышение трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т.д.)
3) Стимулирующая кредитно-
4) Обесценение отечественной
валюты страны по отношению
к устойчивой иностранной
1.4 Инфляция предложения
Второй тип инфляции – инфляция предложения (инфляция издержек) – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции.
Основные источники инфляции издержек:
1) повышение зарплаты. Сильные
профсоюзы давят на
2) импортируемая инфляция.
Под импортируемой понимается
инфляция, проникающая в экономику
страны из-за рубежа через
3) монополизм фирм. Все
виды монополий и олигополий
удерживают цены за счет
4) административное
Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.
1.5 Стагфляция
Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях.
Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.
Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.
Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.
1.6 Причины и последствия
Существует множество причин, способных изменить темпы прироста уровня цен. Как уже говорилось ранее, инфляция – результат нарушения равновесия между спросом и предложением. Поэтому для более детального изучения воздействия инфляционных факторов на экономику их делят на две категории: на факторы, лежащие на стороне совокупного спроса и факторы, лежащие на стороне совокупного предложения. На этой основе экономисты различают два типа инфляции.
В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение структурные характеристики динамики цен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.
В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, я уже затронул вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.
Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначитель-ная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.
При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.
Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства.
Глава 2. Анализ влияния инфляций
2.1. Анализ, характеристика
влияния инфляции на
Рис.2.1 Динамика выручки от реализации, млн.руб.
Из данных этой диаграммы видно, что инфляция коренным образом влияет на выручку предприятия. Если цены на ресурсы производства повышаются, следовательно, цена продукции тоже возрастает. Ведь предприятие не может работать себе в убыток, и поэтому ему приходиться идти на такой шаг.
Наименьшая выручка в динамике от реализации продукции составила в 2008 году – 14960 млн.руб., так как инфляция в этом году составила 13.3.
Уменьшение прибыли можно объяснить тем, что повышение цен на продукцию снизило спрос на нее. Потребители, возможно, нашли взаимозаменяемую продукцию по оптимальной цене, либо обошлись без нее.
Таблица 2.1
Финансовые показатели предприятия (мил.руб.)
Наименование |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Балансовая прибыль |
1693 |
1905 |
496 |
-6550 |
550 |
655 |
Чистая прибыль |
1025 |
1486 |
427 |
-5180 |
101 |
386 |
Рост инфляционной составляющей в номинальных процентных ставках по обслуживанию обязательств организации приводит к снижению прибыли за счет увеличения прочих расходов .
Очевидно, что балансовая и чистая прибыль, начиная с 2007 года, уменьшается, так как инфляция на конец этого года составила 11,9%. По сравнению с 2006 годом инфляция снизилась на 2, 9 %. Следовательно, в связи с этим цены повысились и балансовая и чистая прибыль упали на 1409 и 1059 мил.руб. соответственно.
Убыточная балансовая прибыль оказалась в 2008 году, она составила -6550 мил.руб., а чистая прибыль -5180 мил.руб. На эти показатели прямым образом повлияла инфляция, которая в этом году существенно выросла и составила 13,3%.
Глава 3. Пути улучшения инфляционной ситуации на предприятии
Реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, который позволяет определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.
Для смягчения влияния инфляции на деятельность предприятия, я предлагаю использовать следующие меры:
-
индекс потребительских цен (ИПЦ),
который традиционно выступает
в качестве индикатора
- индекс
цен производителей
-
расчетный индекс цен, определяемый
на основе экспертных оценок (определяется
частными информационными