Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:13, реферат
Краткое описание
Важнейшая сфера деятельности государства – управление общественной жизнью людей, выступает как предмет относительно социального управления, которое положено в основу государственного и муниципального управления. Предмет государственного и муниципального управления определяется различными авторами по-разному. Рассмотрим основные его трактовки. Предметом государственного и муниципального управления выступают законы, принципы, формы и методы, а также особенности субъекта и объекта государственного и муниципального управления.
Понятие
предмета государственного и муниципального
управления.
Важнейшая сфера деятельности
государства – управление общественной
жизнью людей, выступает как предмет относительно
социального управления, которое положено
в основу государственного и муниципального
управления.
Предмет государственного и
муниципального управления определяется
различными авторами по-разному. Рассмотрим
основные его трактовки.
Предметом государственного
и муниципального управления выступают
законы, принципы, формы и методы, а также
особенности субъекта и объекта государственного
и муниципального управления.
Предмет государственного и
муниципального управления это объективно
необходимая функция государства и муниципальных
образований как рациональной деятельности,
не исключающей свободу, а являющейся
общественно-политической формой ее выражения
и осознанной реализации общественной
необходимости.
Предметом государственного
и муниципального управления выступает
деятельность государственных и муниципальных
исполнительно-распорядительных органов
по воздействию на объект управления для
его перевода в состояние, необходимое
для достижения цели соответствующего
территориального или отраслевого образования
посредством:
- принятия решений,
- организации контроля
исполнения этих решений
- подготовки проектов
правовых актов,
- принятие актов органов
законодательной (представительной) власти.
Предметом государственного
и муниципального управления как комплекса
учебных дисциплин и области научных знаний
является:
- изучение возникновения,
становления и развития различных
типов и форм государства и
местного самоуправления,
- исследование институтов
и механизмов функционирования
органов государственной и муниципальной
власти России в целом, субъектов
Российской Федерации и народов
России в определенные исторические
периоды,
- изучение экономических,
правовых и политических институтов
конкретных стран и народов.
Предмет очерчен в основном
следующими категориями: государство,
политика, государственное управление
и власть, муниципальное образование,
местное самоуправление.
Существуют различные мнения
по наличию и содержанию потенциальных
связей между перечисленными выше категориями:
1) политика должна быть
дистанциирована от управления;
2) государственное управление
суть правового и хозяйственного
управления, т.е. это отрасль науки
администрирования;
3) государственное управление
– это политическая наука.
Однако не вызывает сомнения,
что деятельность государства в области
социального управления неразрывно связана
с правовым регулированием общественных
отношений и поведения людей. Поэтому
в социальном управлении должен присутствовать
юридический аспект государственного
и муниципального управления, то есть
это политико-юридическая отрасль знания.
Одновременно государственное
и муниципальное управления включает
в себя социальный аспект, поскольку воплощает
в себе его воздействие на общество в целом,
т.е. на социум.
Так как государственное и муниципальное
управление по своему определению – это
деятельность и отношения одновременно
политико-правовые и социальные, то предметная
область государственного и муниципального
управления слагается из совокупности
политико-правовых и социальных явлений
и процессов, характеризующих сферу взаимодействия
государства и общества.
Субъект
и объект управления в системе государственного
и муниципального управления.
Субъектом управления выступают
государственные и муниципальные институты,
то есть организации специальных групп
людей, наделенных необходимыми для управленческих
действий властными полномочиями и действующих
от имени общества и каждого гражданина
на основе установленных правовых норм.
Управляющее воздействие государственных
и муниципальных институтов – это целенаправленное
воздействие на состояние общества в интересах
классов и других больших социальных групп
с целью обеспечения его функционирования
в соответствии с установленными нормами,
адаптации к изменяющимся условиям среды,
совершенствования и развития.
Объект государственного и
муниципального управления – общество
в целом или его отдельные группы, общественно-политические,
экономические, культурные и прочие организации,
их деятельность.
Как и всякая сложная система,
государственное и муниципальное управление
должно использовать свою систему понятий.
Она еще до конца не сформирована, но ее
можно представить в определенной логической
структуре, включающей несколько блоков.
Первый блок системы государственного
и муниципального управления – общие
понятия, характеризующие управление
как основную функцию государства и муниципальных
органов:
- государственное управление,
государство и муниципальные
органы как субъект управления
(государственные и муниципальные
органы, аппараты, учреждения);
- объект государственного
управления (социальные группы, общественные
процессы, социальные институты);
- государственная власть
(политическая, административная, экономическая
и др.);
- управленческая деятельность
(политическое руководство, административное
управление, нормативно-правовое регулирование);
- управленческие отношения
(организационно-экономические, социально-политические,
нормативно-правовые).
Второй блок – понятия, описывающие
государственное и муниципальное управление
как процесс функциональной деятельности;
- функции государственного
и муниципального управления;
- законы и принципы
управления;
- формы, методы, средства
и стиль управляющей деятельности.
Третий блок – понятия, отражающие
основные элементы управленческого процесса
и его этапы:
- политический выбор,
- целеполагание,
- политическая стратегия;
- выработка государственного
или муниципального решения, принятие
и реализация этих решения.
Четвертый блок – понятия, характеризующие
источники и движущие силы, мотивирующие
и блокирующие факторы управленческой
деятельности и отношений:
- национально-государственные
интересы,
- политические интересы
социальных групп и общностей,
- конфликт интересов,
- общенациональные и групповые
ценности.
Пятый блок – понятия, описывающие
государственное и муниципальное управление
в целом:
- система управления;
- система власти;
- уровни субъектов управления
и власти;
- централизация и децентрализация
власти и управления и др.
Шестой блок – понятия, описывающие
внешнюю среду, в которой осуществляется
государственное и муниципальное управление.
Это различные виды пространства, в которых
реализуются эти формы управления:
- социальное,
- политическое,
- правовое,
- экономическое,
- геополитическое и др.
Методы управления,
используемые государственной и местной
властью.
Методологические подходы к
осуществлению государственного и муниципального
управления базируются на трех основных
требованиях:
- государство и муниципальные
образования должны рассматриваться
как социальные системы соответствующих
уровней, а их управленческая
деятельность – как один из
видов социального управления;
- государственное и муниципальное
управление следует понимать
как объективированную рациональную
(сознательную) деятельность, т.е. такую,
которая находит свое выражение
в разнообразных формах политико-социальной
реальности, организационно-управленческих
структурах, политико-правовых актах,
реальных управленческих отношениях
между центрами государственной
власти, партиями и общественными
объединениями и др.;
- теоретический анализ
государственного и муниципального
управления должен строиться
с учетом принципа конкретно-исторического
подхода.
Комплексный характер государственного
и муниципального управления и его методологической
основы определяет и соответствующую
совокупность объективных и субъективных,
исторических и социологических, политологических
и общенаучных, теоретических и эмпирических
методов изучения политико-социальной
и политико-правовой реальности.
Объективный метод означает
взгляд на изучаемые объекты – государство
и местное самоуправление и их деятельность
– извне, как бы со стороны. Это способ
объяснения совокупности элементов и
взаимосвязей, составляющих государственное
и муниципальное управление, через анализ
объективных результатов управленческой
деятельности безотносительно к их оценке
познающим субъектом.
Субъективный метод предполагает
рассмотрение объекта изнутри как собственной
организации людьми своей политико-социальной,
экономической и других видов жизни как
реальности, связанной с общественными
интересами и ценностями.
Если объективный метод исходит
из того, что отправной пункт анализа –
объект, существующий независимо от познающего
субъекта, то в субъективном методе исходным
пунктом анализа является не сам объект,
а представление о нем тех или иных членов
общества, точка зрения изучающего.
Содержание субъективного метода
составляет описание и объяснение политико-социальной
реальности через призму отношений субъекта
(его мнений, позиций, интересов).
Теперь рассмотрим непосредственно
содержательные особенности основных
методов, применяемых в государственном
и муниципальном управлении.
Конструирование объекта исследования
(подбор фактов) как метод – субъективный
процесс, но результаты должны быть объективными,
общезначимыми, научно-образовательными.
Научно-практический эксперимент.
Это способ получения информации об изменениях
в поведении и деятельности субъектов
и объектов государственного управления,
обусловленных воздействием на них некоторых
управляемых и контролируемых факторов.
Эксперимент – метод опытной
проверки обоснованности и эффективности
определенных научных положений и рекомендаций
теории. В практике государственного управления
это важный источник эмпирических данных
для принятия эффективных решений.
Социологические методы – основное
средство изучения обратных связей во
взаимодействии систем управления и общества,
выражающихся, например, в отношении отдельных
социальных групп населения к тем или
иным решениям государственных институтов.
При помощи социологических
методов выясняется социальная эффективность
государственной политики, включая экономическую,
правовую систему, политическую и правовую
культуру граждан.
Социологические методы в изучении
государственного и муниципального управления
важны также потому, что они позволяют
переместить научный анализ с макроуровня
на микроуровень, т.е. на уровень исследования
конкретных отдельных индивидов, их групп
я коллективов, их поведения и ориентации.
Эмпирическое исследование
фиксирует определенное отношение респондентов
к поступкам или к конкретным акциям государственной
власти в отдельно взятой ситуации.
Исторический метод подходит
к государственному и муниципальному
управлению как к развивающимся и изменяющимся
во времени явлениям. Он позволяет выявлять
основные элементы изучаемого объекта
и происходящие изменения в их содержании
и взаимоотношениях.