Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 13:02, контрольная работа
Европейская хартия местного самоуправления, принятая Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, является самым важным многосторонним документом, определяющим фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления. Хартия является международным договором, следовательно, она имеет приоритет по отношению к национальному законодательству каждого из государств, ее подписавших и ратифицировавших.
Европейская
хартия местного самоуправления, принятая
Конгрессом местных и региональных
властей Совета Европы, является самым
важным многосторонним документом, определяющим
фундаментальные принципы функционирования
органов местного самоуправления. Хартия
является международным договором,
следовательно, она имеет приоритет
по отношению к национальному
законодательству каждого из государств,
ее подписавших и
Европейская хартия местного самоуправления была открыта для подписания государствами-членами Совета Европы 15 октября 1985 г. И вступила в законную силу 1 сентября 1988 г. 44 из 47 стран-участниц Совета Европы подписали и ратифицировали Хартию (все, кроме Андорры, Сан-Марино и Монако). Последней на ноябрь 2009 года является Черногория, ратифицировавшая документ в сентябре 2008 г.
Хартия
обязывает государства
В
2009 г. Принят дополнительный протокол
к Хартии, на ноябрь 2009 г. Еще не вступивший
в силу. Он предусматривает право
голоса на местных выборах в каждой
стране-участнице протокола
Первая часть содержит основополагающие положения относительно местной автономии. В частности, закрепляется необходимость конституционного и законодательного регулирования местного самоуправления (ст. 2), определяется понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливаются принципы организации и деятельности органов местного самоуправления (ст. 4), например, наличие предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, позволяющих последним эффективно решать вопросы местного значения.
Другие статьи первой части фиксируют необходимость четкого муниципального деления (ст.5), самостоятельного определения органами местного самоуправления своей структуры, право нанимать муниципальных служащих для обеспечения деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления (ст.6,7). Целями еще двух важных статей являются ограничение административного контроля за нормотворчеством органов местного самоуправления (ст.8) и необходимость обеспечения наполняемости местных бюджетов (ст.9). Статья 10 закрепляет право органов местного самоуправления сотрудничать между собой и создавать межмуниципальные ассоциации, а статья 11 — возможность судебной защиты местной автономии.
В соответствии со ст. 3 Европейской хартии «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею (частью), действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Это право органов местного самоуправления осуществляется советами и собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы (собрания) могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это не исключает непосредственных форм участия граждан в местном самоуправлении путем собраний, проведения референдумов и иных форм.
Согласно ст. 2 Европейской
хартии принцип местного самоуправления
должен быть признан в законодательстве
страны-участницы и по возможности
в конституции этого
К компетенции органов местного самоуправления (вопросам государственного значения) Хартия относит делегированные органами государственной власти полномочия (ст. 4).
Особое внимание в Европейской хартии уделено вопросам финансирования деятельности органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 9 Хартии органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. При этом финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям.
Статья 1
Стороны обязуются соблюдать следующие статьи в том порядке и объеме, как это предусмотрено статьей 12 настоящей Хартии.
Часть I
Статья 2 – Конституционные и законодательные основы местного самоуправления
Принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.
Статья 3 – Понятие местного самоуправления
1. Под местным самоуправлением
понимается право и реальная
способность органов местного
самоуправления
2. Это право осуществляется
советами или собраниями, состоящими
из членов, избранных путем свободного,
тайного, равного, прямого и
всеобщего голосования. Советы
или собрания могут иметь
Статья 4 – Сфера компетенции местного самоуправления
1. Основные полномочия
органов местного
2. Органы местного
3. Осуществление публичных
полномочий, как правило, должно
преимущественно возлагаться
4. Предоставляемые органам
местного самоуправления
5. При делегировании полномочий
каким-либо центральным или
6. Необходимо консультироваться
с органами местного
Статья 5 – Защита границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом.
Статья 6 – Соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления
1. Местные органы власти
должны иметь возможность, не
нарушая более общих
2. Статус персонала органов
местного самоуправления
Статья 7 – Условия осуществления полномочий на местном уровне
1. Статус местных выборных
лиц должен обеспечивать
2. Статус местных выборных
лиц должен предусматривать
3. Функции и деятельность,
не совместимые с мандатом
местного выборного лица, могут
устанавливаться только
Статья 8 – Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
1. Любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом.
2. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее административный контроль может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления.
3. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.
Статья 9 – Финансовые ресурсы органов местного самоуправления
1. Органы местного
2. Финансовые ресурсы органов
местного самоуправления
3. По меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом.
4. Финансовые системы,
на которых основываются
5. Защита более слабых
в финансовом отношении
6. Порядок предоставления
перераспределяемых ресурсов
7. Предоставляемые местным
органам самоуправления
8. Для финансирования инвестиций
органы местного
Статья 10 – Право местных органов самоуправления на ассоциацию
1. Органы местного
2. В каждом государстве
должно быть признано право
органов местного
Информация о работе Европейская хартия местного самоуправления