Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 12:21, контрольная работа
Задание 1.
В литературе по теории права порой утверждается, что муниципальное право лишено собственного метода правового регулирования, а потому оно не может считаться отраслью права. Так ли это? Каковы особенности метода отрасли муниципального права?
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Гр. 203
Контрольная работа
Дисциплина: «Муниципальное право»
Вариант 4.
Выполнил: студент 2 курса
Сикерский Сергей Васильевич
Регионально-заочного факультета
(на базе среднего образования)
Екатеринбург 2012г.
Вариант 4 (С-Х)
Задание 1.
В литературе по теории права порой утверждается, что муниципальное право лишено собственного метода правового регулирования, а потому оно не может считаться отраслью права. Так ли это? Каковы особенности метода отрасли муниципального права?
Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов, которые осуществляют регулирование общественных отношений. Особенности регулируемых общественных отношений влияют на метод их регулирования. Метод муниципального права – критерий разграничения его с другими отраслями российской правовой системы.
Поскольку в отрасли муниципального права используются основные, стандартные методы правового регулирования, выработанные теорией государства и права, есть мнение, что оно не может считаться отраслью права. К таким стандартным методам относятся:
1) императивный (метод властного приказа) – предполагает установление категорических предписаний и требований относительно поведения участников муниципально-правовых отношений;
2) диспозитивный – предоставляет участникам муниципально-правовых отношений право выбора поведения по своему усмотрению или выбора между возможными вариантами поведения, указанными в соответствующем нормативно-правовом акте.
Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью правовых приемов (способов), сочетание которых и определяет характер правового регулирования:
1) предписания – возлагает на участника правового отношения обязанность вести себя определенным образом, совершить в пользу конкретного лица либо неопределенного круга лиц какое-либо действие имущественного или неимущественного характера;
2) дозволения – предоставляет участнику правового отношения право выбрать конкретный вариант собственного поведения, на совершение тех или иных действий, не запрещенных законом;
3) запрета – возлагает на участника правового отношения обязанность воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий, запрещенных законом. Метод гарантий – широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.
Как отдельная отрасль права, муниципальное право имеет свои особенности. Они проистекают из того факта, что муниципальное право регулирует отношения связанные с формированием и деятельностью органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, и должно быть подчинено интересам населения, осуществляющего самостоятельное решение вопросов местного значения. Поэтому его нельзя относить к числу основных областей права, непосредственно связанных с государством и его органами.
Муниципальное право - во-первых, выступает в виде совокупной связи юридических норм, в которых выражена воля местного населения; во-вторых, эти нормы, в основном, создаются на уровне местного самоуправления; в-третьих, система его норм состоит как из обычных (предписываемых государством) норм различных отраслей права, так и норм, являющихся результатом прямого волеизъявления местного населения, правотворчества органов местного самоуправления; в-четвертых, в случае нарушения этих норм принуждение в муниципальном праве основывается, главным образом, на судебном решении.
Муниципальное право не только закрепляет территориальные и организационные формы местного самоуправления, иные элементы муниципального строительства, но и объединяет в себе нормы разных отраслей, прямо или косвенно нацеленные на регулирование местного самоуправления. В итоге нормы гражданского, предпринимательского, административного, налогового, бюджетного, трудового, социального, земельного права, не меняя своей первичной отраслевой принадлежности, попадают в поле действия норм муниципального права, превращаются в средства и муниципального регулирования. Иными словами, в сфере местного самоуправления муниципальное право приобретает по отношению к нормам иных отраслей (за исключением конституционного права) роль управляющей, ориентирующей системы. В этом видится особая общеправовая функция муниципального права и главная особенность метода муниципального регулирования общественных отношений.
Муниципальное право выполняет указанную роль разными способами. Во-первых, путем закрепления на основе конституционных норм ценностей, целей и принципов местного самоуправления (например, принципов децентрализации местного самоуправления, муниципальных образований). Очевидно, что названные положения должны развиваться, дополняться в отдельных отраслях права, но не могут в них искажаться. Муниципальные нормы, не меняя режимов других отраслей права, требуют их индивидуализации применительно к отношениям местного самоуправления, нацеливают на учет особенностей субъектов муниципального права, объектов муниципальных отношений.
Так, в гражданском, предпринимательском законодательстве выделяются особенности правового положения муниципальных образований, муниципальных предприятий как субъектов гражданско-правовых отношений, режима муниципального имущества, порядка его приватизации; в бюджетном законодательстве — особенности правового положения муниципальных образований как бюджетных территорий; в законодательстве об образовании, здравоохранении — особенности правового положения муниципальных учреждений образования, здравоохранения и т.п.
Во-вторых, посредством установления базовых категорий, конструкций, имеющих межотраслевое значение. В их числе такие категории, как местное самоуправление, муниципальное образование, органы.
В муниципальном праве, как и в конституционном, административном праве, имеются нормы, исполнение которых желательно, но не обязательно. Данный метод учитывает самостоятельность местного самоуправления, особым образом ее подчеркивает.
Исходя из вышесказанного, видно, что попытка подхода к муниципальному праву как к типичной отрасли права и перенесение на него категорий последней, является несостоятельной, так как при подобном подходе не учитывается специфика самого муниципального права, как отдельной отрасли.
Задание 2.
На сходе жителей сельского поселения с численностью жителей 78 человек было принято решение о создании в пределах его территории нового муниципального образования. Районная администрация отменила решение схода, мотивируя свое решение отсутствием финансово-экономических ресурсов и малочисленностью жителей поселения.
Проанализируйте ситуацию. Не ущемляются ли в данном случае интересы местного
населения?
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
При создании муниципальных образований учитывается история складывания местного сообщества, величина его территории, тип поселений и их число, численность населения соответствующих поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра и др.
Образование муниципальных образований - процесс создания муниципальных образований на территориях, не охваченных местным самоуправлением, не входящих в состав уже имеющихся муниципальных образований. Данный процесс должен основываться на волеизъявлении населения обособляемых территорий и заключается в закладке на обособляемых территориях обязательных для муниципального образования признаков: самостоятельной структуры местного самоуправления, муниципальной собственности, местного бюджета. Юридически создание нового образования фиксируется в его уставе. Хотя появление подлинно самостоятельного муниципального образования требует еще и включения нового образования в состав субъектов межбюджетных отношений.
Таким образом, решение схода жителей сельского поселения о создании нового муниципального образования должно быть оставлено в силе, так как указанное сельское поселение не входит в состав какого-либо муниципального образования и местным населением выражено волеизъявление о создании муниципального образования.
Задание 3.
Вправе ли организации межмуниципального сотрудничества осуществлять полномочия органов местного самоуправления? Может ли орган местного самоуправления являться учредителем межмуниципального хозяйственного общества? Аргументируйте свой ответ.
5
Информация о работе Задачи по предмету "Муниципальное право"