Законодательство субекта РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

Широкая децентрализация мест обязательно должна дополняться внутримуниципальной децентрализацией: развитием общественных начал в деятельности органов местного самоуправления, раскрепощением самодеятельной активности жителей - без этого местное публичное управление не станет подлинным самоуправлением, несмотря на законодательную «прописку» термина «местное самоуправление».

Вложенные файлы: 1 файл

законодательство субъекта рф.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Собрание (конференция) проводится по инициативе населения, представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание (конференция), проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Собрание (конференция), проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания, конференции, а также их полномочия определяются Законом от 6 октября 2003 г., уставом муниципального образования  и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания (конференции) в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется также уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания, конференции подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Собрания правомочны, если в них  принимают участие более половины жителей соответствующей территории. Конференции правомочны при участии  в их работе не менее 2/3 представителей от жителей. На собраниях, сходах, конференциях жителей могут быть рассмотрены любые вопросы, затрагивающие жителей и отнесенные при этом уставами муниципальных образований к компетенции данных форм прямого гражданского волеизъявления. Среди полномочий собраний, конференций законодатель называет: принятие уставов территориального общественного самоуправления; избрание органов ТОС; досрочное прекращение полномочий органов ТОС; утверждение программ деятельности ТОС; оценка деятельности органов ТОС по их отчетам; избрание ревизионной комиссии ТОС; организация выпаса скота, борьбы с нарушениями правопорядка, проведения спортивных, культурных мероприятий; обсуждение вопросов медицинского, торгового, коммунально-бытового обслуживания населения, природоохранных мероприятий, содержание клубов, детских садов, библиотек, медпунктов, спортивных сооружений, санитарного состояния населенных пунктов, их благоустройства.

Решения собрания, конференции принимаются, по общему правилу, открытым голосованием, большинством от числа присутствующих. Однако, например, органы территориального общественного самоуправления избираются тайным голосованием. Решения, принятые собранием, конференцией в пределах полномочий последних обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории муниципального образования. Принятые решения могут быть отменены или изменены только собранием, конференцией граждан.

Обращения граждан в органы местного самоуправления.

 Наиболее общим основанием  обращения граждан в органы местного самоуправления являются предписания ст. ст. 33, 45, 46 Конституции РФ, ст. 29 Закона от 6 октября 2003 г.

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обычной формой как индивидуальных, так и коллективных обращений граждан в органы местного самоуправления являются предложения, заявления, жалобы. Предложение - обращение по совершенствованию законодательства, улучшению деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций. Заявление - сообщение о правонарушении, обращение в целях реализации прав и законных интересов граждан, иных субъектов. Жалоба - обращение с просьбой устранить принятое решение, а также обращение на отказ или уклонение от принятия конкретного решения по заявлению или предложению. Форма обращений может быть как письменной, так и устной. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.

Правотворческая инициатива граждан.

Природа такой инициативы схожа  с законодательной (нормотворческой) инициативой. Она представляет собой  право граждан в установленном  порядке возбуждать перед органом, должностным лицом местного самоуправления вопрос о рассмотрении и возможном принятии ими в рамках их компетенции нормативного (индивидуального) акта.

Публичные слушания.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Общественные объединения.

В рамках корпоративного самоуправления на местах значительна  роль общественных объединений. Общественные объединения - не просто одна из форм заявления  потребностей, интересов граждан, но и средство, выявляющее степень значимости, важности подобных запросов. Деятельность общественных объединений позволяет определять уровень волевого подкрепления заявленных потребностей, интересов, ценностных ориентиров, что дает возможность государственным и местным органам судить о степени притязаний жителей, следовательно, более объективно видеть картину наличных социальных устремлений, правильнее соотносить последние между собой при принятии управленческих решений. В то же время общественные объединения могут использоваться органами местного самоуправления как средство доведения важной информации до населения.

 

4. Порядок  регистрации и деятельности органов  ТОС

 

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с  его уставом может являться юридическим  лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Такая регистрация осуществляется налоговыми органами.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления  территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой  оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы  и основные направления деятельности  территориального общественного  самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и  обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия  решений; 

5) порядок приобретения  имущества, а также порядок  пользования и распоряжения указанным  имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения  осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного  самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Органы местного самоуправления в рамках своих полномочий могут издавать рекомендательные документы для органов ТОС.

Порядок организации  и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования  и (или) иными муниципальными нормативными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования. Из положений Закона следует возможность многообразия форм территориального общественного самоуправления, причем вопрос о пределах этого многообразия исчерпывающе может быть решен лишь на муниципальном уровне.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем  проведения собраний, конференций граждан, создания органов территориального общественного самоуправления.

5. Полномочия  органов ТОС

 

Особый интерес представляет вопрос о статусе органов территориального общественного самоуправления (далее - ОТОС). ОТОС - это органы, сформированные жителями исходя из определенной, заранее установленной, процедуры волеизъявления. Такие органы, как правило, именуются комитетами или советами самоуправления.

Наиболее типичный вариант  формирования комитетов самоуправления: комитет формируется (избирается) на конференции жителей соответствующей  части муниципального образования, при этом делегаты конференции получают полномочия на кустовых (уличных, дворовых, домовых, подъездных и т.д.) собраниях граждан, либо их полномочия подтверждаются петиционными листами граждан. В случае малочисленности населения территории, на которой действует комитет самоуправления, он обычно избирается непосредственно на собрании жителей.

Порядок формирования комитетов  самоуправления исключает их квалификацию в качестве выборных органов местного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления работают не автономно. В пределах различных административно-территориальных единиц могут создаваться советы, коллегии и т.п.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» установлен ряд норм об организации территориального общественного самоуправления, являющихся федеральными гарантиями реализации прав граждан на проявление собственных инициатив по осуществлению территориального общественного самоуправления и одновременно минимальными требованиями к организации территориального общественного самоуправления.

В частности, названным  Законом определено, что:

собрание граждан по вопросам организации и осуществления  территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем  принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста, а конференция граждан - если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста;

к исключительным полномочиям  собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры  органов территориального общественного  самоуправления;

2) принятие устава  территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов  территориального общественного  самоуправления;

4) определение основных  направлений деятельности территориального  общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение  отчетов о деятельности органов  территориального общественного  самоуправления;

к полномочиям органов  территориального общественного самоуправления относятся:

1) представление интересов  населения, проживающего на соответствующей  территории (следует подчеркнуть,  что ОТОС обязан представлять  интересы всего населения, в  том числе и лиц, выступавших  против учреждения территориального  общественного самоуправления, а также против включения в состав ОТОС тех или иных лиц);

2) обеспечение исполнения  решений, принятых на собраниях  и конференциях граждан;

3) осуществление хозяйственной  деятельности по содержанию жилищного  фонда, благоустройству территории, иной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории;

4) реализация права  нормотворческой инициативы в  отношении муниципальных правовых  актов;

Хозяйственная деятельность органов территориального общественного самоуправления может осуществляться как за счет средств граждан, так и за счет средств местного бюджета на основании договора с органами местного самоуправления.

Порядок организации  и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 

6. Организационно-правовая форма органов ТОС

 

В юридической литературе отмечалось, что территориальное  общественное самоуправление не относится  к субъектам гражданского права, к которым в соответствии с  п. 2 ст. 124 ГК РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

Поэтому те органы территориального общественного самоуправления, которые  не зарегистрированы в качестве юридического лица, обладают статусом субъекта муниципальных  правоотношений, но не обладают статусом субъекта гражданских правоотношений.

Информация о работе Законодательство субекта РФ