Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:37, реферат
Наиболее значимым нормативным правовым актом, отличающимся большим регулятивным потенциалом в истории развития генерал-губернаторской и губернаторской власти, являлось Учреждение для управления губерний 1775 года, так как все последующие нормативные акты, посвященные регулированию правоотношений в сфере местного управления, воспроизводили и дополняли этот закон. Базисная структура губернских органов власти закреплялась этим правовым актом, все последующие изменения, вплоть до революции 1917 года, носили незначительный характер, за исключением введения новых органов самоуправления в 60-х годах XIX века.
1. Институт губернаторства в дореволюционной России 3
2. Институт губернаторства в современной России 10
Правительство Москвы
Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Реферат на тему: «Институт губернаторства в дореволюционной и современной России: общие и отличительные черты»
Подготовила:
Камынина Елена
студентка 3 курса
группа 33Ю
МОСКВА 2012
Оглавление
1. Институт губернаторства в дореволюционной России 3
2. Институт губернаторства в современной России 10
Губернаторская власть Российской империи - это система региональных учреждений, состоящая из губернатора и губернских органов власти, через которые губернатор осуществлял свои функции.
Развитие губернской системы управления в дореволюционной России разделяется на четыре этапа, а именно:
- 1708-1796 годы - появление института губернаторства и формирование новой местной административной системы;
- 1796-1855 годы - изменение системы
местного и центрального
- 1855-1881 годы - реформирование местного
государственного управления
- 1881-1917 гг. упадок губернской системы управления.
Функционирование генерал-
Во время второго этапа
Наиболее значимым нормативным
правовым актом, отличающимся большим
регулятивным потенциалом в истории
развития генерал-губернаторской и
губернаторской власти, являлось Учреждение
для управления губерний 1775 года, так
как все последующие
Генерал-губернаторы и губернаторы в
своей повседневной административной
деятельности реализовывали финансовую,
военную, полицейскую и судебную функцию, тем не менее, сущность
генерал-губернаторской и губернаторской
власти заключалась в обеспечении режима
охраны абсолютизма в регионах путем осуществления полицейской деят
В деятельности генерал-губернаторов и губернаторов можно выделить два направления - внешнее и внутреннее.
Внешнее проявлялось в необходимости исполнения прямы
Внутреннее выражалось в осуществлении надзора за законностью, в координировании деятельности губернских органов, в решении на местах поставленных самодержавной властью задач социального, финансового, военного и политического плана, а также в предупреждении и ликвидации катаклизмов как социального, так и природного характера на вверенной в управление территории.
Качество управления генерал-губернаторством и губернией напрямую зависело от личности генерал-губернатора или губернатора, его моральных и деловых свойств, уровня приближенности к монаршей особе. Такая ситуация сложилась вследствие гипертрофированности власти и сверхцентрализации управления государством в целом и регионами в частности, где генерал-губернаторы и губернаторы на всех этапах развития этих институтов являлись администраторами почти с не ограниченными полномочиями.
Институт губернаторства - институт
системы власти абсолютистского
имперского государства, хорошо вписался
в русскую традицию жесткой вертикали исполнительн
Этот институт по форме был западный,
а по содержанию больше восточный, фактически
с неограниченной властью (особенно
на первых порах). На протяжении почти
всего времени его
С одной стороны, законодательным
- единообразие и унификация
данного института по всей
стране, выраженная в едином
- наличие только общеимперской
системы законодательства, которая
запрещала губернаторам
- существование единой системы губернских учреждений;
- наличие двухуровневой системы управления (центральная власть -губернатор, за исключением окраин).
С другой стороны, император мог
доверить губернатору или генерал-
В целом институт губернаторства за
два века прошел эволюцию от полувоенного,
в эпоху Петра I, к почти гражданскому
институту в начале XIX века, и к
полуполицейскому, охранительно
Институт губернаторства из прогрессивного властного органа на местах в XVIII - начале XIX в. постепенно, на протяжении XIX и особенно в начале XX века, превращается в консервативную и даже реакционную силу. Большинство губернаторов все сильнее противилось прогрессивным преобразованиям в стране.
Успешно начав модернизацию местной
власти с введения и развития института
губернаторства, особенно при Екатерине
II, государственная власть в XIX веке
не смогла пойти по пути буржуазных
преобразований, и, как следствие
этого, децентрализации центрального
и местного управления, соединив худшие
черты автократии и бюрократической
системы. Во Франции в XIX в. префект (тот
же губернатор), опирающийся на супрефектов
и других чиновников, введенный в местную
администрацию центральным правительством,
имел средства для поддержания порядка
и выполнения местных нужд. В то же время
он находился под контролем избранных представительных орг
В России же институт губернатора
имел двойственную природу: наместника
царя и хозяина губернии. Назначаемые
из центра губернаторы были одновременно
наблюдателями в регионе и
администраторами. Это противоречие
за два века так и не смогло разрешиться,
главным образом, из-за нежелания
развивать местное самоуправлен
За время своего существования институт губернаторства опирался на следующие основные принципы и начала:
- в условиях абсолютной
- в то же время, на каждом
этапе развития государства
Централизация управления особенно усилилась
в XIX веке с введением министерской
системы и утверждением при Николае
I принципа бюрократического централизма,
когда ведомственность
- Основным принципом управления,
который преобладал в
- правящего класса периода
- начале XX вв. появляются партии, различного
рода общественные организации, союзы
работодателей и профсоюзы. В ходе первой
русской революции под огромным давлением
снизу созывается Государственная дума,
но создать представительные (
Что касается соотношения территориального и отраслевого принципов управления то здесь ситуация была такой:
- только в XVIII веке, при достаточно
малоразветвленной системе
- В XIX веке, с образованием министерской
системы, отраслевой принцип
Хотелось бы также отметить, что
институт губернаторства был неразрывно
связан с административно-
Павел I ликвидировал созданный Екатериной
II институт наместников, но екатерининские
административно-
И еще хотелось отметить, что все реформы местного управления, за исключением реформы Екатерины II, заканчивались неудачами, контрреформами. Абсолютистская империя была не способна добровольно эволюционировать в сторону гражданского общества и буржуазно-демократического строя. В начале XX века, особенно после неудачи столыпинских реформ, российские губернаторы окончательно превратились в архаичный институт, не подконтрольный обществу и не способный к саморазвитию. Они практически стали выполнять единственную функцию, полицейскую, и когда в феврале-марте 1917 года наступил конец самодержавного режима, почти незаметно, без какого-либо серьезного сопротивления, ушел в историю и институт губернаторства.
Возвратившись к институту губернаторства в царской России и сравнивая его с нынешним, становится понятным, что в современной России институт губернаторства не обладает пока необходимой гибкостью, маневренностью в отношениях между регионом и центральной властью. Но возможно, что он еще в стадии становления, переходного состояния и не следует строго осуждать его такое своеобразное положение в системе власти.
После политического кризиса 1991 года в нашей стране Президент России формирует исполнительные органы власти в субъектах федерации. Он создает институт глав администраций. Параллельно с этой структурой он создает и институт представителя Президента Российской Федерации. Сразу встает вопрос: зачем назначать двоих – и главу администрации, и представителя Президента Российской Федерации. Возможно, что это создание наблюдателей за работой глав администраций, в которых Президент Российской Федерации не был уверен. Да и на деле получилось так, что главы администраций не могли найти (в некоторых регионах и не находят до сих пор) общего языка с представителями Президента Российской Федерации. Однако время неумолимо движется вперед, и статус глав администраций был закреплен в уставах субъектов Российской Федерации, чем была укреплена их власть не только институционально, но и формально.